Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2021 г. N Ф05-91/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А40-317681/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В.Юрковой,
судей М.С.Сафроновой и О.И.Шведко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.С.Макаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ТСЖ Дом на Лесной и ООО "ХАРТИЯ", на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2020 г. по делу N А40-317681/18, принятое судьей Ю.М. Анушкиной, о частичном удовлетворении исковых требований ТСЖ Дом на Лесной, в части утверждения некоторых условий договора N 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенный между ТСЖ Дом на Лесной и ООО "ХАРТИЯ",
при участии в судебном заседании:
от ООО "ХАРТИЯ"- Малыхин А.В., дов. от 29.05.2020
от ТСЖ "Дом на Лесной" - Воронина Е.Ю., дов. от 11.02.2020
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ Дом на Лесной обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ООО "Хартия" о разрешении разногласий путем утверждения пунктов договоров в редакции ТСЖ "Дом на Лесной".
Решением суда от 09.07.2019 требования ТСЖ "Дом на Лесной" удовлетворены частично.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2020 года решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.07.2019 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 г. года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом, суд кассационной инстанции указал на то, что что судом при рассмотрении спора не дана оценка доводам истца, который указывает на то, что судами не учтено положение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", согласно которому регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным соглашением сторон, но непревышающим утвержденных тарифов. По мнению истца, его требование о направлении региональным оператором в адрес потребителя дополнительного соглашения к договору N 0088-2019/МО, в случае изменения стоимости услуги, указанием новой цены услуги и даты начала ее действия, является обоснованным и соответствующим закону.
Кроме того, истец отмечает, что согласно выводам, изложенным в мотивировочной части решения, суд указал на то, что в пункт 13 договора подлежит включению следующий подпункт: "з) обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам". Однако указанное не нашло своего отражения в резолютивной части решения суда первой инстанции, апелляционным судом данное обстоятельство оставлено без внимания.
Кроме того, установленный решением суда объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки - ТКО - 0,951, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в мусорокамере истца установлен контейнер объемом 0,8 куб.м. Кроме того, истец ссылается на то, что судами в части выводов по пункту 15 договора, не учтен факт раздельного накопления ТКО истцом.
Суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении суду следует установить, все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно исследовать представленные в материалы дела доказательства, проверить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценить все имеющиеся в деле доказательства, принять законный и обоснованный судебный акт.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2020 г. требования ТСЖ "Дом на Лесной" удовлетворены частично.
ТСЖ "Дом на Лесной" не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
ООО "Хартия" также не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить, указывая на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 01 ноября 2018 года Истцом был получен проект Договора N 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Договор), предлагаемого к заключению. В зоне деятельности Истца Ответчик является региональным оператором. Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 "Правил обращения с ТКО", утвержденных постановлением Правительства РФ N1156.
По итогам рассмотрения оферты, Истец, в связи с невозможностью подписания Договора на предложенных Ответчиком условиях, 29 ноября 2018 года направил в адрес Ответчика Протокол разногласий к Договору на новых условиях и подписанный на условиях Протокола разногласий Договор.
Так же истец указывает, что протокол разногласий с сопроводительным письмом был лично вручен представителю Ответчика Касилину М.М.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом, Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу норм статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии с положениями статей 421, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор хоть и заявленное ко включению, но не согласованное сторонами условие, за исключением случая, когда содержание этого условия предусмотрено законом или иным правовым актом. При этом отсутствие в договоре каких-либо условий, предусмотренных законом или иным правовым актом, само по себе не исключает применения к нему соответствующих норм права, регулирующих спорное правоотношение.
В случаях передачи на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статьи 445 и 446 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. Как установлено ч. 3 ст. 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
01 ноября 2018 года Истцом был получен проект Договора N 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Договор), предлагаемого к заключению. В зоне деятельности Истца Ответчик является региональным оператором.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Частью 5 ст. 24.7 Закона об отходах установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018 N 1094) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Порядок), утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор).
Как следует из п. 8(4) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 8(10) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с Типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В опровержение заявленных исковых требований ответчик указывает на следующее.
Как следует из п. 8(4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пункт 3 Типового договора предусматривает определение способ складирования ТКО, в том числе крупногабаритных отходов. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 N 159-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок накопления) (Приложение N 2).
Пунктом 2.2 Порядка накопления предусмотрено, что накопление ТКО может осуществляться следующим способом:
- складирование отходов в многоквартирных домах (далее - МКД) в мусоропроводы и мусороприемные камеры (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- накопление отходов в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках и предназначенных для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО;
- накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 2.15 Порядка накопления предусмотрено, что при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
В отсутствие заявки Истца с указанием способа складирования отходов Ответчиком было предложено - складирование ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, соответствующий проект Договора был вручен 01.11.2018.
В заявлении об уточнении исковых требований от 18.02.2019 Истцом предложено установить способ складирования отходов - в контейнер, расположенный в мусоропроводе и мусороприемной камере, в контейнер на открытой контейнерной площадке.
С учетом использования мусоропроводов и мусороприемных камер, а также с учетом использования контейнеров для раздельного сбора отходов пункт 3 Договора N 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:
3. Способ складирования твердых коммунальных отходов - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
По пункту 5 Договора о применении тарифа в будущих периодах согласно нормативным актам об установлении тарифов Истцом предложено заключение дополнительных соглашений к Договору, в случаях издания нормативных актов, устанавливающих новые тарифы, с указанием даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях.
В свою очередь Ответчиком, предлагается заранее установить порядок действий сторон при изменении тарифа, не требующий заключения дополнительных соглашений.
С учетом возможности продления действия договора в отсутствии заявлений сторон о его расторжении, предусмотренной пунктом 27 Типового договора, и положения пункта 5 Типового договора о том, что размер оплаты услуг указывается региональным оператором, предложенные Ответчиком условия определения цены обеспечивают правовую определенность в отношениях сторон Договора и позволяют избежать споров в будущем при вступлении в силу нормативных актов, устанавливающих тарифы на будущие периоды.
Таки образом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 5 Договора подлежит изложению в следующей редакции:
5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора: в случае изменения тарифа на услугу, региональный оператор направляет в адрес потребителя дополнительное соглашение к договору N 0088-2019/МО с указанием нового тарифа и даты начала его действия на услугу регионального оператора. Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора.
По пункту 6 Договора о сроке оплаты услуг Истцом предложено п 6 Договора изложить в следующей редакции: потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством РФ (п. 1 ст. 155 ЖК РФ установлена плата в рок до 10 числа следующего месяца).
Согласно пункту 8(10) Правил обращения с ТКО Типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Следовательно, условия Типового договора могут быть дополнены, но не могут быть изменены.
Сроки оплаты коммунальных услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретизированы пунктами 1 и 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (Приложение N 3).
В связи с вышеизложенным, пункт 6 Договора подлежит изложению в следующей редакции:
6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По подпункту з) пункта 13 Договора об обеспечении беспрепятственного проезда мусоровозов и бункеровозов.
Истец ссылается на то, что подпункт з), в котором устанавливается обязанность обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам, отсутствует в пункте 13 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Условие, установленное подпунктом з) пункта 13 Договора, включено региональным оператором, поскольку возможность исполнения обязанности по вывозу ТКО напрямую зависит от наличия подъездных путей, возможности подъехать к контейнерным площадкам потребителя.
Оценив доводы истца и ответчика, суд установил, что подпункт з) пункта 13 из договора исключить, поскольку данного пункта нет в типовом договоре, утверждённым постановлением Правительства N 1156 от 12.11.2016 г.
Из пункта 15 Типового договора следует, что способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов должен быть согласован сторонами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила коммерческого учета) (Приложение N 4).
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета предусмотрены следующие способы учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В исковом заявлении Истцом предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование своего предложения Истец ссылается на пункт 8 Правил коммерческого учета, согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных правил.
Истцом также сформулировано предложение об определении объема ТКО в Приложении N 1 к Договору, а именно определить объем принимаемых твердых коммунальных отходов равным 0,28 (куб.м/сутки). При этом приведенный в обоснование объема расчет основан на умножении объема контейнеров на количество вывозов этого контейнера в неделю, а именно 2 раза в неделю для контейнера в мусорокамере объемом 0,78 куб.м, 1 раз в неделю для контейнера на открытой контейнерной площадке объемом 0,58 куб.м.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Согласно п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Таким образом, приведенный расчет ежесуточного объема ТКО основан на произвольном и неверном графике вывоза ТКО.
Также в приведенном расчете как арифметически, так и фактически неверно приведены данные об объеме контейнеров.
Согласно Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018 (Приложение N 5), составленному Истцом и Ответчиком, на объекте Истца установлены следующие контейнеры: металлический контейнер объемом 0,8 куб.м в мусорокамере, пластиковый контейнер объемом 1,1 куб.м и контейнер для раздельного сбора отходов (сетка) объемом 1,1 куб.м на контейнерной площадке.
Таким образом, приведенный расчет ежесуточного объема ТКО основан на неверных данных о количестве и объеме контейнеров.
Кроме того, в расчете приведенном Истцом, также как и в Протоколе разногласий отсутствуют сведения о порядке определения объема крупногабаритных отходов.
Таким образом, объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки - ТКО-0,951, полностью соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку помимо контейнера объемом 0,8 куб. м установленного в мусорокамере, на объекте истца установлены еще два контейнера объемом 1,1 куб. м каждый, которые расположены в контейнерной площадке.
Согласно пункту 6.1 Порядка накопления размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.
Таким образом, расчет стоимости услуг Регионального оператора проведен Истцом без учета объемов крупногабаритных отходов.
При применении способа учета в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных Правил обращения с ТКО объем ТКО определяется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно контрарасчету объема ТКО (Приложение N 6), составленному Ответчиком исходя из количества и объема контейнеров по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018 и периодичности вывоза ТКО по пунктам 7.2 и 7.3 Порядка накопления ежемесячный объем ТКО, без учета КГО составит 67,35 куб.м, а ежемесячная стоимость услуг 49 817,66 руб.
Согласно п. 2.14 Порядка накопления каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.
Согласно п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного
самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
В Реестр существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Черноголовка (далее - Реестр существующих и планируемых мест(площадок) накопления ТКО), утвержденный Распоряжением администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 22.04.2019 N 261 (Приложение N 7), внесены данные о следующей контейнерной площадке:
Адрес размещения контейнерной площадки - г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11, Геопривязка (координаты широта, долгота) - 56.014196, 38.376799, Существующая / планируемая - существующая, Балансовая принадлежность (ОМСУ, УО, прочее) - прочие, Площадь контенерной площадки (кв. м) - 10, Кол-во контейнеров (шт.) - 4.
По данным публичной кадастровой карты контейнерная площадка частично размещена на участке с кадастровым номером 50:16:0101035:21 не относящемся к объекту Истца (Приложении N 8).
Кроме того согласно Реестру существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на участке расположено 4 контейнера, соответственно не представляется возможным определить ограничение доступа третьих лиц к конкретным контейнерам.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что как жителями объекта Истца, так и третьими лицами возможно использование всех контейнеров на контейнерной площадке, что в случае установления учета по количеству и объему контейнеров приведет к неправомерному использованию контейнеров, предоставленных Истцу третьими лицами.
По состоянию на 10.07.2020 в МКД по адресу г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11 зарегистрированы по месту нахождения 11 организаций. Перечень указанных организаций и сведения ЕГРЮЛ в отношении этих организаций приведены в Приложении N 9. По состоянию на 10.07.2020 заявки от указанных организаций на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступали, договоры не заключались.
Следовательно, организации, зарегистрированные по месту нахождения в объекте Истца, неправомерно используют близлежащие контейнерные площадки, в том числе контейнеры, установленные по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018.
Таким образом осуществление достоверного учета объема и количества контейнеров, используемых Истцом не представляется возможным, а значит не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Помимо установленного порядка раздельного накопления, необходимо
фактическое исполнение требований такого порядка, для признания раздельного накопления организованным.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец не осуществляет фактический раздельный сбор отходов, что подтверждается актами о несоответствии накопления ТКО в контейнеры РСО от 26.06.2020 г., от 03.07.2020 г., от 07.07.2020 г., от 08.07.2020 г.
Согласно представленного акта от 26.06.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружен пакет со смешанными отходами (пищевые отходы) и защитная тканевая маска.
Согласно представленного акта от 03.07.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружены загрязненные упаковки продуктов питания, сумка.
Согласно представленного акта от 07.07.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружены загрязненные упаковки продуктов питания, несгоревшие остатки сигарет (окурки).
Согласно представленного акта от 08.07.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружены крупногабаритные отходы, загрязненные упаковки продуктов питания.
Таким образом, осуществление раздельного сбора отходов истцом не доказан, в связи с чем, не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с вышеизложенным пункт 15 Договора N 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:
15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из учета объема на основе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, Приложение N 1 к Договору следует изложить с учетом следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Распоряжением Минэкологии МО от 01.08.2018 N 424-РМ утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области (далее - Нормативы) (Приложении N 10).
Согласно нормативам для многоквартирных домов Годовой норматив накопления отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,087 куб.м., Годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,027 куб.м.
Жилая площадь объекта Истца составляет 3 991,84 кв.м, что не оспаривается Истцом.
Следовательно, объем накопления на объекте Истца составляет: - твердых коммунальных отходов; 347,29008 куб.м в год; 28,94084 куб.м в месяц; 0,95147 куб.м в сутки; - крупногабаритных отходов 107,77968 куб.м в год, 8,98164 куб.м в месяц, 0,29525 куб.м в сутки - всего 455,06976 куб.м в год, 37,92248 куб.м в месяц, 1,247 куб.м в сутки.
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Московской области на 2019 год утверждены Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области".
Так же ответчик указывает, что согласно пункту 3.4 Порядка накопления необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов. При этом пунктами 3.1 и 3.7 Порядка накопления предусмотрено, что контейнеры для вывоза сухих и смешанных отходов должны иметь емкость от 0,7 до 1,1 куб.м. Принимая во внимание ежесуточное накопление ТКО по нормативу в объеме 0,951 куб.м и установленный в мусорокамере контейнер объемом 0,8 куб.м, необходимо установление дополнительного контейнера на площадке для обеспечения объекта Истца (установлен по Акту от 30.11.2018), а также для обеспечения раздельного сбора отходов (установлен по Акту от 30.11.2018). Также Истец в рамках Приложения N 2 к Договору предлагает установить график вывоза ТКО из мусорокамеры 2 раза в неделю, с открытой контейнерной площадки 1 раз в неделю.
Периодичность вывоза ТКО, предложенная Истцом, не принимается, поскольку противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ногинской зоне Регионального оператора от 28.04.2018, заключенному с Министерством экологии и природопользования Московской области.
Пунктом 5.1.45 Соглашения установлена обязанность Ответчика осуществлять сбор ТКО в местах (площадках) их накопления, в период с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут.
Согласно п. 1.12. "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
Как подтверждено Письмом Роспотребнадзора от 25.09.2018 N 09-8585-2018-40 "О статусе санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88" указанные санитарные правила в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Пунктом 6.4 Порядка накопления предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю.
В связи с изложенным Приложение к Договору N 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в следующей редакции:
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов (куб.м/сутки)-0,951, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов - ежедневно с 07:00 до 23:00; КГО- по заявке в течение 24 -х часов.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданский кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Сторонами не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2020 г. по делу N А40-317681/18 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ТСЖ Дом на Лесной и ООО "ХАРТИЯ"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В.Юркова |
Судьи |
М.С.Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317681/2018
Истец: ТСЖ Дом на Лесной
Ответчик: ООО "ХАРТИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-91/20
18.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77677/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317681/18
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-91/20
29.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50038/19
09.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317681/18