Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-11061/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А40-74514/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 декабря 2020 года
по делу N А40-74514/20, принятое судьей Михайловой Е.В. (133-509),
по иску: 1) Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423);
2) Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507)
к ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092)
третьи лица: 1) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
2) Управление Росреестра по г. Москве,
3) Комитет государственного надзора города Москвы
о признании права собственности на самовольные постройки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: от 1-го: Болдов Н.А. по доверенности от 11.12.2020,
от 2-го: Болдов Н.А. по доверенности от 25.05.2020,
диплом 1077181038812 от 18.07.2019;
от ответчика: Боброва Е.Н. по доверенности от 02.10.2020,
диплом ОК N 02392 от 03.07.2012;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы обратилось с иском к ответчику - ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" содержащим требования: признать здание площадью 220,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0014001:1143, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 46, стр. 2 самовольной постройкой. Признать право собственности города Москвы на здание площадью 220,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0014001:1143, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 46, стр. 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 декабря 2020 года по делу N А40-74514/20 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истцы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 42, стр. 2 выявлен объект, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Согласно данным ИАС "Управление градостроительной деятельностью" разрешение на строительство (реконструкцию) не оформлялось, акт ввода объекта в эксплуатацию не оформлялся, земельно-правовые отношения для целей строительства не оформлялись.
Как утверждают истцы, здание площадью 220,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0014001:1143 по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 46, стр. 2 обладает признаками самовольного строительства.
Объект не включен в приложения постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Требуя признания за ним права собственности на вышеуказанное имущество, истец ссылается на нормы ст. 222 ГК РФ.
Вместе с тем, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей либо без получения на то разрешительной документации и предусматривающая снос самовольной постройки без каких-либо исключений.
Рапортом о результатах планового (рейдового) обследования участка установлено, что земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 46, стр. 2 общей площадью около 250 кв. м. земельно-правовыми отношениями не оформлен.
В ходе обследования установлено, что на указанном земельном участке расположено здание площадью 220,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0014001:1143 по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 46, стр. 2, 2004 года постройки, используемый ПАО "МОЭК" под центральную трансформаторную подстанцию.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка. Ответчиком по такому иску является застройщик. В этом случае застройщик имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку.
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).
Установлено, что на основании распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 30.08.2018 N 01-01-14-211/18 ПАО "МОЭК" определено в качестве организации, осуществляющей эксплуатацию и содержание бесхозяйных теплоэнергетических объектов, в том числе и оборудования ЦТП, расположенного в здании по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 42, стр. 2 на период их оформления в собственность города Москвы.
Таким образом, ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" не является надлежащим ответчиком по делу.
Исходя из публичного характера эксплуатации систем теплоснабжения, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает определенные гарантии нормального функционирования таких систем, обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения, безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. От оборудования ЦТП аб. N 20-10-1004/074 (ул. Большая Очаковская, вл. 42, стр. 2) запитано 3 (три) многоквартирных дома, расположенных по адресам: Большая Очаковская ул., д.40; Большая Очаковская ул., д.42; Большая Очаковская ул., д. 42, к. 1.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, "центральный тепловой пункт" - это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий; "тепловой пункт" - это комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Согласно "МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "тепловой пункт" - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более).
В Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "центральный тепловой пункт" определен как комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.
Согласно п. 14.4. "СП 124.1330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003", утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280, в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляются: преобразование вида теплоносителя или его параметров; контроль параметров теплоносителя; учет тепловых нагрузок, расходов теплоносителя и конденсата; регулирование расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты (через распределительные сети в ЦТП или непосредственно в системы ИТП); защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя; заполнение и подпитка систем потребления теплоты; сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества; аккумулирование теплоты; подготовка воды для систем горячего водоснабжения.
В тепловом пункте в зависимости от его назначения и местных условий могут осуществляться все перечисленные мероприятия или только их часть. Приборы контроля параметров теплоносителя и учета расхода теплоты следует предусматривать во всех тепловых пунктах.
В соответствии с пунктом 2.9 "СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов" центральные тепловые пункты следует, как правило, предусматривать отдельно стоящими. Рекомендуется блокировать их с другими производственными помещениями. Допускается предусматривать центральные тепловые пункты пристроенными к зданиям или встроенными в общественные, административно-бытовые или производственные здания и сооружения.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 в техпаспорте теплового пункта и на схемах теплового пункта указывается состав оборудования, входящего в состав ЦТП: Трубопроводы и арматура, Насосы, Водоподогреватели, Тепловая автоматика, Средства измерений и т.п. Все это оборудование располагается в здании ЦТП потому, что оно используется непосредственно для целей п. 14.4. СНиП 41-02-2003, в том числе для производства горячей воды.
Таким образом, ЦТП, в силу ст. 133 ГК РФ является неделимой вещью, единым сложным комплексом.
Согласно ст. 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Таким образом, здание ЦТП подлежало передаче ответчику в том же порядке, что и было передано оборудование, т.е. на основании распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 30.08.2018 N 01-01-14-211/18 ПАО "МОЭК".
Отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), акт ввода объекта в эксплуатацию, оформленного Договора на право пользования земельным участком не отождествляет спорное здание ЦТП с самовольной постройкой.
Истцом не представлено доказательств того, что указанный объект ЦТП вводился отдельно от многоквартирных домов, для обслуживания которых он используется.
При этом порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен в части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Указанная категория дел относится к делам особого производства, квалифицирующим признаком которого является отсутствие спора о праве.
В настоящее время порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931.
Согласно п. 3 указанного порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Согласно п. 9 указанного Приказа принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в ЕГРН.
При этом из пункта 5 Порядка следует, что именно органы местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти города федерального значения Москвы возлагаю обязанность принять объект на учет.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, принимая во внимание, что в самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательств, либо градостроительных норм, предъявление иска к ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" о признании объекта самовольным и призвания права собственности города Москвы на объект самовольного строительства не должен опосредовать интерес публично-правового образования в упрощении установленной процедуры регистрации права или подменять ее, иск заявлен к ненадлежащему лицу и в отсутствии правовых оснований.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2020 года по делу N А40-74514/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74514/2020
Истец: Департамент городского имущества, Правительство Москвы
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитет государственного строительного надзора, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ