город Москва |
|
19 февраля 2021 г. |
дело N А40-73343/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.02.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело N А40-73343/20
по заявлению ООО "ПИК-Комфорт" (ОГРН 1027700082266)
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (ОГРН 1027700066140)
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино"
о признании незаконным распоряжения;
при участии:
от заявителя - Матвеева М.Н. по доверенности от 25.11.2020;
от заинтересованного лица - Рыжикова Т.А. по доверенности от 28.12.2020;
от третьего лица - Андреева Л.Ф. по доверенности от 01.09.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 признано незаконным и отменено распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 31.03.2020 N 7186-РЛ и на Государственную жилищную инспекцию г. Москвы возложена обязанность внести изменения в реестр лицензий г. Москвы по заявлению ООО "ПИК-Комфорт" от 07.02.2020 N МЖИ-05-3619/20 в установленном законом порядке.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино", не согласившись с принятым решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по безусловным основаниям, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт принят о его правах и обязанностях, поскольку на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 13.02.2019 N 4247-РП учреждение является управляющей организацией дома, расположенного по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 18, корп. 1, тогда как в настоящем деле оспаривается распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 31.03.2020 N 7186-РЛ, которым отказано ООО "ПИК-Комфорт" во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы по многоквартирному дому по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 18, корп. 1, в связи с заключение договора управления.
Представителями лиц, участвующих в деле и представителем лица, не участвующего в деле в судебном заседании даны пояснения по фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что принятый по рассматриваемому делу судебный акт затрагивает права и законные интересы ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино" как управляющей организацией дома, расположенного по адресу: Москва, улица Лукинская, дом 18, корп. 1.
В силу ч. 6.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных ст. 270 названного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищнокоммунального хозяйства.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Согласно п. п. 4 - 6 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в п. 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в п. 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 5 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям п. п. 2, 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 настоящего Порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "а", "г" - "е" п. 5 настоящего Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "б" и "в" п. 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" Мосжилинспекция формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в который вносятся изменения в случае смены управляющей организации в многоквартирном доме.
Инспекцией представлены заявления инициативной группы многоквартирного дома, согласно которым, участие в решении по выбору управляющей организации ООО "ПИК-Комфорт".
В материалы дела, заявителем представлены 2 заявления от собственников многоквартирного дома, иных заявлений не представлено, о чем свидетельствует письма, поступившее в Мосжилинспекцию от ООО "ПИК-Комфорт" от 17.03.2020 N МЖИ-05-9222/20 на запрос, с приложением заявлений собственников (квартиры N 83, N 54) о том, что они принимали участие в голосовании.
Представленные заявителем бланки решений поставлены под сомнение относительно их достоверности.
Из пояснений представителя инспекции следует, что в ходе поквартирного обхода установлено, что квартиры N 76, 10, 19, 69, 29, 7, 24, 61, 45, 1, 84, 54, 65, 32 - не участвовали или не принимали участие в голосовании по выбору ООО "ПИК-Комфорт".
Судом первой инстанции не учтено и то обстоятельство, что бланки квартир N 89 и N 162 подписаны представителями несовершеннолетних, без предоставления документов, что является нарушением пп. "б" п. 5 приказа N 938/пр.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договора управления, выполнению контроля по такому договору, председатель осуществляет на основании доверенности (доверенностей), выданной (выданных) собственниками помещений в многоквартирном доме.
При этом согласно п. 3 ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.
Доказательств, того, что собственники многоквартирного дома наделили полномочиями заключить от их имени договора управления собственнику, заключившему договор, не представлено.
Кроме того, к протоколу ОСС не представлен и реестр лиц, участвующих в голосовании с подписями/согласиями.
Договор подписан с инициатором, проводившим собрание ОСС, не имеющим более 50 % от площади многоквартирного дома от числа голосовавших на собрании.
Согласно списку участвовавших в голосовании 06.11.2019, участие приняли только 18 собственников многоквартирного дома; выявлено противоречие сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; присутствуют признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в ч. 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и 6 нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в ч. ч. 6 и 7 ст. 110, ч. ч. 7, 8 ст. 135 названного Кодекса.
В соответствии с п. 4.3.2.3 Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом - выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирным домом, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Согласно ч. 1 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств, и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (присоединяемые лица); копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (реорганизованные юридические лица); копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Из материалов дела следует, что информация о проведении общего собрания собственников помещений в данном доме не поступала.
Инициаторы собрания не уведомляли учреждение о проведении общего собрания по указанному адресу.
ООО "ПИК-Комфорт" не уведомлял о выборе собственниками в качестве управляющей организации.
Запросов на передачу документации, в том числе технической не поступало.
От собственников помещений поступает информация о том, что ОСС помещений по указанному адресу не проводилось, решения они не подписывали и не голосовали. Собственники обеспокоены возможностью захвата дома управляющей организацией ООО "ПИК-Комфорт". Представлены копии действующего договора управления; решения, на основании которого ГБУ г. Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино" выбрано в качестве управляющей организации в доме и утверждены условия действующего договора управления многоквартирного дома; акт-передачи технической документации многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба мотивирована, доводы инспекции обоснованные, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-73343/20
отменить.
В удовлетворении заявления ООО "ПИК-Комфорт" о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 31.03.2020 N 7186-РЛ "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы и возврате заявления", отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73343/2020
Истец: ООО "ПИК-КОМФОРТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГБУ "Жилищник района Ново-Переделкино"