Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2021 г. N Ф08-5364/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2021 г. |
дело N А53-11345/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Основина Л.В. по доверенности от 03.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Донавтовокзал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.12.2020 по делу N А53-11345/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Донавтовокзал"
к департаменту имущественно-земельных отношений администрации города Азова, администрации города Азова
при участии третьих лиц: акционерного общества акционерный коммерческий банк "Фора-Банк", общества с ограниченной ответственностью "Армада"
о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Донавтовокзал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к департаменту имущественно-земельных отношений администрации города Азова (далее - департамент), администрации города Азова ( далееадминистрации) со следующими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом протокольным определением от 20.07.2020):
- признать незаконным выраженный в письме от 18.02.2020 N 50/14.01.11.01/456 отказ Департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова Ростовской области в заключении с публичным акционерным обществом "Донавтовокзал" соглашения о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена площадью 668 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4;
- обязать департамент имущественно-земельных отношений администрации города Азова совершить действия, направленные на подготовку правового акта Администрации города Азова о заключении соглашения с акционерным обществом "Донавтовокзал" о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена площадью 668 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 61:45:0000304:768, в соответствии с проектом планировки и межевания территории в районе ул. Привокзальной, 4 с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала", утвержденным постановлением Главы администрации города Азова от 18.11.2019 N 1830 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории";
- обязать департамент имущественно-земельных отношений администрации города Азова принять решение о заключении соглашения с акционерным обществом "Донавтовокзал" о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена площадью 668 кв. м. и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв. м. по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 61:45:0000304:768, в соответствии с проектом планировки и межевания территории в районе ул. Привокзальной, 4 с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала", утвержденным постановлением Главы администрации города Азова от 18.11.2019 N 1830 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории";
- обязать администрацию города Азова Ростовской области принять решение о заключении соглашения с акционерным обществом "Донавтовокзал" о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена площадью 668 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м., по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 61 45:0000304:768, в соответствии с проектом планировки и межевания территории в районе ул. Привокзальной, 4 с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала", утвержденным постановлением Главы администрации города Азова от 18.11.2019 N 1830 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории".
Определением суда к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Армада" (ИНН 6140030479), АКБ "Фора-Банк" (ИНН 7704113772).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что в результате перераспределения, на котором настаивает общество, образуется вкрапливание - расположение внутри границ земельного участка, принадлежащего одному собственнику других земельных участков, принадлежащих другому собственнику.
Публичное акционерное общество "Донавтовокзал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество привело следующие доводы:
- перераспределение земельного участка не влечет вкрапления двух земельных участков, земельные участки площадью 10 кв.м. 5 кв.м. расположенных под стационарными павильонами, не относится спорному участку, к участкам есть свободный доступ - одному из них со стороны ул. Петровская, в отношении второго проход осуществляется через участок общества, проектом планировки предусмотрен сервитут;
- при визуальном осмотре участка, принадлежащего обществу, эксперт установил наличие изломанности границ, создающей неудобства для внутрихозяйственной организации территории, что затрудняет движение автотранспорта внутри границ земельного участка с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автотранспорта";
- представленные обществом проект межевания и проект планировки территории необоснованно не приняты судом;
- 17.10.2019 были проведены публичные слушания по рассмотрению и обсуждению проекта планировки и межевания территории в районе ул. Привокзальной, 4. В газете "Азов официальный" N 23 (325) от 08.11.2019 опубликовано заключение о результатах публичных слушаний. 18.11.2019 главой Администрации города Азова принято постановление N1830 об утверждении указанной документации.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя общества, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ПАО "Донавтовокзал" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, а именно: земельного участка площадью 2 029 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000304:254, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для эксплуатации Азовского автовокзала, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.12.2018 N 61/001/850/2018-64828 и находящихся на нем помещений с кадастровым номером 61:45:0000304:322, общей площадью 210 кв.м, комнаты NN 1-18,34, этаж: 1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.01.2018 N 99/2018/63509999.
ПАО "Донавтовокзал" обратилось в Департамент имущественно-земельных отношений Администрации города Азова Ростовской области с письмом N 162 от 06.02.2020 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Письмом от 18.02.2020 N 50/14.01.11.01/456 департамент отказал заявителю в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав на возможность образования из земельного участка площадью 668 кв.м. обособленного земельного участка, что, в свою очередь, является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса.
Не согласившись с отказом, ПАО "Донавтовокзал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Оценивая с учетом доводов заявителя отказ департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженный в письме от 18.02.2020 N 50/14.01.11.01/456, на предмет соответствия его действующему законодательству, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Общество обратилось в суд с заявлением, ссылаясь на подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017 изложена следующая правая позиция: при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы (подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ) следует, что для осуществления перераспределения суду необходимо было установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств.
Для выяснения указанных выше юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции определением от 17.09.2020 назначил по делу судебную экспертизу, проведение экспертизы поручил ООО "Интер - Эксперт", эксперту Зыковой В.С.
Поскольку департаментом, администрацией и ООО "Армада" были приведены доводы о том, что вновь образуемый участок включает территорию общего пользования, образует вкрапливание ( поглощение двух других земельных участоков, не принадлежащих обществу) и из перераспределяемого земельного участка площадью 668 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, может быть образован самостоятельный (обособленный) земельный участок без нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ, перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1) Исключает ли вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу образование земельного участка с кадастровым номером 61:45: 0000304:768 общей площадью 2 697,2 кв.м в результате перераспределения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 668 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, находящегося в собственности ПАО "Донавтовокзал", с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала"?
2) Не превышает ли установленные предельные максимальные размеры образованный земельный участок с кадастровым номером 61:45: 0000304:768, общей площадью 2 697,2 кв.м в результате перераспределения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 668 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, находящегося в собственности ПАО "Донавтовокзал", с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала" и не включает ли он в себя территорию общего пользования?
3) Возможно ли из перераспределяемого земельного участка площадью 668 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, образовать и использовать самостоятельный (обособленный) земельный участок без нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ?
4) Имеются ли на перераспределяемом земельном участке площадью 668 кв.м, государственная собственность на который не разграничена объекты недвижимого имущества- здания, сооружения, объекты незавершенного строительства?
Согласно заключению эксперта от 09.10.2020 N 267/1-02/20, образование земельного, участка с кадастровым номером 61:45: 0000304:768 общей площадью 2697,2 кв.м в результате перераспределения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 668 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, находящегося в собственности ПАО "Донавтовокзал", с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала", исключает вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу. Образованный земельный участок с кадастровым номером 61:45:0000304:768, общей площадью 2 697,2 кв.м в результате перераспределения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 668 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, находящегося в собственности ПАО "Донавтовокзал", с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала", не превышает установленные предельные максимальные размеры, а также не включает в себя территорию общего пользования.
По третьему и четвертому вопросу эксперт установил, что из перераспределяемого земельного участка площадью 668 кв.м, государственная ценность на который не разграничена, образовать и использовать самостоятельный обособленный) земельный участок без нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ, не возможно, на перераспределяемом земельном участке площадью 668 кв.м, государственная ценность на который не разграничена, отсутствуют объекты недвижимого имущества - здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции эксперт Зыкова В.С. дала пояснения о том, что ею осматривались земли автовокзала. Территория небольшая, отсутствуют пожарные заезды, недостаточно места для разворота автобуса. Фактически вновь образуемый земельный участок затрагивает 2 самостоятельных земельных участка, государственная собственность на которые не разграничена. Участки длительное время не используются. Доступ к одному участку осуществляется за счет сервитута. В описательной части эксперт указала, что вновь образуемый земельный участок включает в себя территорию общего пользования, однако территория площадей, улиц, проездов, набережных, скверов и бульваров в участок не включена. Указав в заключении на включение в образуемый участок территории общего пользования, эксперт подразумевал публичные земли.
Заключение экспертизы является одним из доказательств, которое не имеет заранее установленной силы и в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Оценив выводы экспертизы, пояснения эксперта и представленные в материалы дела, в том числе проект межевания и планировки территории, рассмотренные на публичных слушаниях и утвержденные 18.11.2019 главой Администрации города Азова постановлением N 1830, апелляционный суд не усматривает препятствий для перераспределения земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что в образуемый земельный участок с кадастровым номером 61:45:0000304:768 включены два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 61:45:0000304:203 и 61:45:0000304:249, не принадлежащие обществу на каком-либо праве, противоречит материалам дела. Данные участки не утрачивают своей самостоятельности и могут эксплуатироваться в соответствии со своим целевым назначением. Согласно плану межевания площадь данных участков не включена во вновь образованный участок, интересы землепользователей не нарушаются.
Перераспределение спорных земельных участков направлено на устранение изломанности границ и не нарушает действующего земельного законодательства, в связи с чем у департамента отсутствовали основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении участка.
В свою очередь, требования, заявленные в отношении администрации, удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Решением Азовской городской Думы седьмого созыва от 29.01.2020 N 33 внесены изменения в приложение к решению Азовской городской Думы от 23.06.2016 N 170 "Об установлении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Данным решением предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений.
Департамент имущественно-земельных отношений является уполномоченным органом, наделенным правом и обязанностью рассматривать соответствующие решения по результатам рассмотрения заявлений о перераспределении земельных участков, находящихся на территории города Азова.
Данное обстоятельство также подтверждается фактом рассмотрения заявления именно департаментом, чей отказ обжалован в рамках настоящего дела.
Соответственно, требования к администрации заявлены в отношении ненадлежащего лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оспариваемый судебный акт подлежит отмене, заявление подлежит частичному удовлетворению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2020 по делу N А53-11345/2020 отменить.
Признать незаконным выраженный в письме от 18.02.2020 N 50/14.01.11.01/456 отказ департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова Ростовской области в заключении с публичным акционерным обществом "Донавтовокзал" соглашения о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена площадью 668 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв.м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4.
Обязать департамент имущественно-земельных отношений администрации города Азова принять решение о заключении соглашения с акционерным обществом "Донавтовокзал" о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена площадью 668 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:254, площадью 2029 кв. м, по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Привокзальная, 4, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 61:45:0000304:768, в соответствии с проектом планировки и межевания территории в районе ул. Привокзальной, 4 с разрешенным видом использования "для эксплуатации Азовского автовокзала", утвержденным постановлением Главы администрации города Азова от 18.11.2019 N 1830 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории".
В удовлетворении заявления в отношении администрации города Азова Ростовской области отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Донавтовокзал" ИНН 6164100277 ОГРН 1026103264736 из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1851 от 14.04.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11345/2020
Истец: ПАО "ДОНАВТОВОКЗАЛ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЗОВА, НаимеДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЗОВАнование
Третье лицо: АО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ФОРА-БАНК", ООО "АРМАДА", АДМИНИСТРАЦИЯ Г. АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ