г. Воронеж |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А64-2469/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Серегиной Л.А., |
|
Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация": Редина С.В., представитель по доверенности N ТГ-23/2021 от 28.12.2020, выданной сроком до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от муниципального образования - Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования - Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 по делу N А64-2469/2019 по иску ПАО "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" к муниципальному образованию - Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о взыскании 4 267 616,78 руб.,
третье лицо: Управление по регулированию тарифов Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Квадра - Генерирующая компания", г. Тула, в лице филиала ПАО "Квадра - Генерирующая компания" - "Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра - Генерирующая компания" - "Тамбовская генерация", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию - Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (далее - Администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, ответчик) о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в целях компенсации потерь тепловой энергии в тепловую сеть от павильона П-12Р-03 до ЦТП66 и конечных потребителей, тепловую сеть от ЦТП 99 до конечных потребителей за период ноябрь 2017-январь 2019 в размере 2 712 899,45 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 29.05.2019 производство по делу N А64-2469/2019 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А64-9455/2017.
16.07.2019 Арбитражным судом Тамбовской области по делу N А64-9455/2017 принято решение.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суд от 11.10.2019 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2019 по делу N А64-9455/2017 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением Арбитражным судом Тамбовской области 30.12.2020 производство по настоящему делу возобновлено.
В порядке ст. 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 с Администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в пользу ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" взыскана задолженность за тепловую энергию, поставленную в целях компенсации потерь тепловой энергии в тепловую сеть от павильона П-12Р-03 до ЦТП66 и конечных потребителей, тепловую сеть от ЦТП 99 до конечных потребителей за период ноябрь 2017-январь 2019 в размере 2 712 899,45 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ПАО "Квадра"-"Тамбовская генерация" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
От Управления по регулированию тарифов Тамбовской области посредством электронного сервиса "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно постановлению Администрации г. Тамбова от 30.12.2016 N 9623 филиал ПАО "Квадра"-"Тамбовская генерация" осуществляет функции единой теплоснабжающей организации в г. Тамбове с 01.01.2016.
Истец во исполнение условий заключенных с потребителями договоров теплоснабжения в период января 2016 по январь 2019 года поставлял по адресу: д. Красненькая, пер. Совхозный, тепловую энергию.
Часть сетей (участок сети от П-12р-03 (ЦТП-66) до конечных потребителей), по которым подавалась тепловая энергия, являются муниципальной собственностью администрации Донского сельсовета Тамбовского района, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Спорные тепловые сети являлись муниципальной собственностью администрации Донского сельсовета Тамбовского района и бремя их содержания лежало на Администрации (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении теплосети с кадастровым номером 68:20:0000000:2769 от 24.08.2016, с кадастровым номером 68:20:3003004:944 от 24.08.2016).
Протяженность участков тепловых сетей, принадлежащих администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, отражена в акте комиссионного обследования от 03.05.2018, проводимого в присутствии представителей ПАО "Квадра"-"Тамбовская генерация" и Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области. Указанный акт подписан сторонами без разногласий.
Ранее спорные сети на праве аренды (договор аренды от 01.08.2010) принадлежали АНО "Жилкомсервис".
В период осуществления теплоснабжения на территории Донского сельсовета АНО "Жилкомсервис" указанной организации был установлен тариф на тепловую энергию приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 28.11.2013 N 158-т "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и норматива удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АНО "Жилкомсервис" потребителям системы теплоснабжения с. Донское Донского сельсовета Тамбовского района, на 2014 год".
Затраты на эксплуатацию тепловых сетей, протяженностью 874 м, по адресу: с. Донское, ул. Молодежная, введенных в эксплуатацию в 1981 г. (в части компенсации потерь тепловой энергии) были включены в состав тарифа на тепловую энергию на 2014 год для АНО "Жилкомсервис".
Направленные в адрес ответчика претензии (том I л.д.24-47) последним оставлены без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на то, что собственник тепловых сетей не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Из пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях законом возложена на теплосетевые организации, в том числе посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В отсутствие договорных отношений, регулирующих права и обязанности сторон (по возмещению стоимости нормативных потерь) к спорным отношениям подлежат применению положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2
В связи с технологическими особенностями процесса транспортировки тепловой энергии до конечных потребителей в ходе транспортировки часть энергии теряется: генерирующая компания отпускает в сети ответчика одно количество, а потребители получают меньшее. При этом утрата тепловой энергии (технологические потери) происходит в сетях транспортирующей организации.
Законодательство о снабжении энергией через присоединенную сеть (в том числе тарифное регулирование) построено таким образом, что при нормальном функционировании субъектов рынка теплоснабжения (теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и иных владельцев сетей, а также потребителей) их отношения опосредуются указанными договорами, гарантирующими каждому из них определенное благо и исключающими убытки за счет другого субъекта (статьи 15, 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункты 54, 55 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из-за того, что часть тепловой энергии расходуется на передачу по тепловым сетям, то есть, возникают потери, эта часть энергии абонентом принята быть не может, все расходы, понесенные энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи тепловой энергии на энергоустановку абонента (включая плановые потери в тепловых сетях) - это расходы по исполнению обязательства, вытекающего из договора энергоснабжения.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пунктах 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 35 Устава Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области администрация сельсовета - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законами Тамбовской области.
В соответствии со статьей 49 Устава Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в собственности сельсовета может находиться, в числе прочего, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов сельсовета.
В заявленный период спорные тепловые сети являлись муниципальной собственностью администрации Донского сельсовета Тамбовского района и бремя их содержания лежало на ответчике, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении теплосети с кадастровым номером 68:20:0000000:2769 от 24.08.2016, с кадастровым номером 68:20:3003004:944 от 24.08.2016.
Доказательств передачи в спорный период тепловых сетей в установленном законом порядке иным лицам не представлено, договор между истцом и ответчиком, являющимся собственником тепловых сетей на компенсацию потерь, не подписан.
Пунктом 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, предусмотрено, что потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей.
Учитывая, что собственник тепловых сетей не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, истец в результате такого бездействия Администрации лишился возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь, возникших в муниципальных сетях, в том числе путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию, и понесло указанные убытки.
Поскольку спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью и относятся к социально значимым объектам, обеспечивающим теплоснабжение поселения, именно на ответчике лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения населения и решению вопросов теплоснабжения, в том числе в части своевременного закрепления спорных сетей за специализированной обслуживающей организацией.
На основании пункта 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец, осуществляющий теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной тепловой энергией и дошедшей до потребителей). В настоящем случае теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена была нести расходы в виде потерь теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих и не находящихся в эксплуатации иной специализированной организации, для которой установлен тариф на передачу.
Согласно методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - методические указания), тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии.
В соответствии с пунктом 58 методических указаний расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей; расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Пунктами 61 и 61.2 методических указаний предусмотрено, что при расчете величины платы за услуги по передаче тепловой энергии по паровым и водяным тепловым сетям необходимая валовая выручка регулируемой организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии в паре и в горячей воде, распределяется между тепловыми и паровыми сетями. В составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.
Согласно Методическим указаниям, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Таким образом, ПАО "Квадра", осуществляющее теплоснабжение, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Не являясь владельцем тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, истцу, как организации, осуществляющей теплоснабжение, причинены убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
В данном случае собственник тепловых сетей в лице ответчика не передал принадлежащие ему сети на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом.
В этой связи истец лишился возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь в муниципальных сетях, в том числе путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию, и понес указанные убытки.
Поскольку именно на ответчике лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения населения и решению вопросов теплоснабжения, в том числе в части своевременного закрепления спорных сетей за обслуживающей организацией, то бездействие уполномоченного органа муниципального образования, выразившееся в непринятии такого решения в отношении тепловых сетей, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанного имущества, в том числе связанные с возмещением убытков иным участникам процесса теплоснабжения, к числу которых в настоящем случае относится ПАО "Квадра".
Факт транспортировки истцом в спорный период тепловой энергии конечным потребителям, ее объем и стоимость подтверждены материалами дела.
Расчет стоимости тепловых потерь истец произвел на основании Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 с применением тарифа, утвержденного приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16.12.2016 N 224-т для конечных потребителей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2019 г. по делу N А64-9455/2017 с муниципального образования Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовская область, Тамбовский район, в лице Администрации Донского сельсовета Тамбовского района за счет казны муниципального образования в пользу ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице Филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" задолженность в размере 2 770 442,06 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу N А64-9455/2017 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2019 по делу N А64-9455/2017 оставлено без изменения.
Как следует из указанного решения Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2019 по делу N А64-9455/2017, с целью определения фактического объема тепловых потерь на участках сетей Администрации, определением суда от 11.12.2018 по ходатайству истца назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Закрытое аналитическое объединение энергетиков и юристов "Юрэнерго", экспертам Пономореву Дмитрию Владимировичу и Сигитову Андрею Евгеньевичу.
Согласно экспертному заключению ООО "ЗАО "Юрэнерго" от 07.05.2019 количество технологических потерь тепловой энергии за период январь 2016 года - сентябрь 2017 года составляет 4 965,27 Гкал, количество технологических потерь теплоносителя за период январь 2016 года - сентябрь 2017 года составляет 3 384,19 куб.м.
Обстоятельства, установленные названным судебным актом, являются преюдициальными для рассмотрения настоящего спора в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, а обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Исходя из ч.ч.1, 2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в дело доказательства, учитывая изложенные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку доказательств оплаты стоимости потерь тепловой энергии и теплоносителя за период ноябрь 2017 - январь 2019 в размере 2 712 899,45 руб. ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности за тепловую энергию, поставленную в целях компенсации потерь тепловой энергии в тепловую сеть от павильона П-12Р-03 до ЦТП66 и конечных потребителей, тепловую сеть от ЦТП 99 до конечных потребителей за период ноябрь 2017 - январь 2019 в размере 2 712 899,45 руб. подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 АПК РФ отнесены на ответчика.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчик не наделен статусом теплосетевой организации, в связи с чем, не должен оплачивать потери, подлежит отклонению судебной коллегией с учетом того, что администрация Донского сельсовета Тамбовского района, являясь собственником тепловых сетей, не предприняла соответствующих действий по передаче принадлежащих ей сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом. В результате такого бездействия администрации Донского сельсовета Тамбовского района истец лишается возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь, возникших в муниципальных сетях.
Пунктом 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, предусмотрено, что потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей.
Таким образом, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что администрация Донского сельсовета Тамбовского района, как собственник тепловых сетей, обязана компенсировать потери, возникшие в тепловых сетях, с учётом фактических обстоятельств дела.
Доказательств относительно иного фактического владельца сетей не представлено ни в суд области, ни в суд апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истцом не обоснован и не доказан расчет суммы исковых требований противоречит представленным в материалы дела доказательствам. В материалы дела не было представлено письменных возражений относительно применяемой методики расчета, а также не был представлен контррасчет. Ходатайства о назначении судебной экспертизы в процессе рассмотрения дела заявлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что затраты истца, в т.ч. и истребуемые потери, учтены при установлении тарифа истца, отклоняются как документально неподтвержденные.
В отзыве Управления по регулированию тарифов Тамбовской области на апелляционную жалобу указано, что регулирующий орган не усматривает оснований для отмены решения суда области.
Судебная коллегия исходит из того, что обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. ст. 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ст. 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации теплоснабжения населения.
Ответчик не освобождается от обязанности, как собственник принадлежащих ему спорных тепловых сетей, от возмещения теплоснабжающей организации соответствующих затрат, связанных с оплатой потерь, возникших при осуществлении последней фактического снабжения тепловой энергии потребителей, расположенных на территории данного поселения, посредством спорных сетей, равно как и при отсутствии договора между сторонами спора.
Из приведенных положений закона следует, что истец, осуществляющий теплоснабжение жилищного фонда, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях. В противном случае организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
В рассматриваемом случае, ГУП "Брянсккоммунэнерго", осуществляющее теплоснабжение жилищного фонда, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций, в связи с чем, не являясь владельцем тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Поскольку муниципальное образование, являющееся собственником тепловых сетей, не предприняло соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, то последний в результате такого бездействия ответчика лишился возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь в муниципальных сетях, в том числе путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию, и понес в связи с этим убытки.
Таким образом, именно бездействие ответчика привело к невозможности включения стоимости потерь в тариф на тепловую энергию.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда РФ от 04.07.2019 N 310-ЭС19-9926, от 21.01.2016 N 301ЭС15-18465, от 11.09.2017 N307-ЭС17-12192, от 27.10.2015 N 310-ЭС15-13045, а также следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2020 N Ф10-137/2020 по делу N А09-11103/2018.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 по делу N А64-2469/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования - Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2469/2019
Истец: ПАО "Квадра - Генерирующая компания" "Квадра" в лице филиала "Квадра" - "Тамбовская генерация"
Ответчик: Администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: Управление по регулированию тарифов Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд