г. Челябинск |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А07-21456/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Корсаковой М.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2023 по делу N А07-21456/2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Мелграв" (далее - заявитель, ООО "Мелграв", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными приказов Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - ответчик, Минэкологии РБ, Министерство) N 322п от 07.04.2023 "Об отмене приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 05.09.2023 N 995п"; N 342п от 11.04.2023 "О прекращении права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Маломукачевский"; об обязании Минэкологии РБ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Мелграв" путем восстановления приказа от 05.09.2022 N 995п "О внесении изменений в лицензию УФА 02946 ТЭ на пользование недрами на участке Маломукачевский", которым были внесены изменения в лицензию УФА 02946 ТЭ на пользование недрами на участке Маломукачевский".
Судом первой инстанции привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура Республики Башкортостан (далее - третье лицо, прокуратура).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными приказы Минэкологии РБ от 07.04.2023 N 322п и от 11.04.2023 N 342п. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Минэкологии РБ, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при окончании срока действия лицензии УФА 02946 ТЭ 01.09.2022, заявление о ее продлении должно быть подано обществом не позднее 01.06.2022, в то время как подано 27.07.2022. ООО "Мелграв" в 2021 году на участке недр добычные работы не осуществляло, чем нарушило абзац 7 пункта 5.2 Условий пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Маломукачевский в муниципальном районе Мелеузовский район Республики Башкортостан, являющиеся приложением к лицензии (далее - Условия пользования недрами), при этом общество заявление о внесении изменений в Условия пользования недрами и Технический проект разработки месторождения не подавало. По состоянию на 27.07.2022 (момент подачи заявления) в нарушение пункта 5.2 Условий пользования недрами с Минэкологии РБ не была согласована программа мониторинга месторождения полезных ископаемых.
В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Мелграв" получена лицензия УФА 02946 ТЭ (дата государственной регистрации лицензии 15.02.2016) с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке Маломукачевский в муниципальном районе Мелеузовский район Республики Башкортостан с датой окончания срока действия лицензии - 01.03.2021.
Приказом Минэкологии РБ от 27.05.2020 N 375п в связи с нарушением ООО "Мелграв" существенных условий лицензии УФА 02946 ТЭ приостановлено право пользования недрами с даты регистрации настоящего приказа до 01.12.2020 включительно (т.1, л.д. 98).
В соответствии с п. 2 названного приказа мероприятия, подлежащие выполнению ООО "Мелграв" с целью восстановления в полном объеме действия лицензии УФА 02946 ТЭ на пользование недрами на участке Маломукачевский:
- подготовить, согласовать и утвердить в порядке, установленном статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), технический проект промышленного освоения лицензионного участка;
- до начала добычных работ - согласование с Минэкологии РБ программы мониторинга месторождения полезных ископаемых и окружающей среды на лицензионном участке;
- не позднее 01.06.2020 обеспечить заключение соглашения о соблюдении социально-экономических, экологических интересов населения территории с органом местного самоуправления Республики Башкортостан, на территории которого расположен участок недр местного значения, в соответствии с критериями, установленными Минэкологии РБ;
- не позднее 08.06.2020 с даты заключения указанного соглашения обеспечить представление копии соглашения в Минэкологии РБ.
02.06.2020 в Минэкологии РБ поступило уведомление о подписании соглашения "О социально-экономическом сотрудничестве между администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ООО "Мелграв" от 06.05.2020 (вх. N 11399) (т.1, л.д. 99-100).
На основании заявления ООО "Мелграв" от 26.01.2021 N 04-01/2021 (вх. N 2168) (т.1, л.д. 101) приказом Минэкологии РБ от 16.03.2021 N 168п лицензия УФА 02946 ТЭ продлена до 01.09.2022 (т.1, л.д. 102).
На основании заявления ООО "Мелграв" от 27.07.2022 приказом Минэкологии РБ от 05.09.2022 N 995п внесены изменения в лицензию УФА 02946 ТЭ на пользование недрами на участке Маломукачевский, названная лицензия продлена до 01.09.2029 (т.1, л.д. 15-17).
Приказом Минэкологии РБ от 02.09.2022 N 993п отменено приостановление права пользования недрами (приказ от 27.05.2020 N 375п) (т.1, л.д. 49-50).
14.02.2023 в Минэкологии РБ поступило представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прлр-20800071-5-23/6-20800071 (вх. N М09-3777) (т.1, л.д. 68-70).
Из содержания представления следует, что сотрудники Министерства зачастую пренебрегают требованиями части 4 статьи 10 Закона о недрах, устанавливающей обязанность недропользователя подать заявку на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр не позднее чем за три месяца до его истечения, и рассматривают заявки, поступившие с нарушением установленного правила.
В представлении указано Минэкологии РБ принять меры по исключению подобных нарушений в дальнейшей деятельности министерства.
Минэкологии РБ изданы приказ от 07.04.2023 N 322п "Об отмене приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 05.09.2022 N 995п "О внесении изменений в лицензию УФА 02946 ТЭ на пользование недрами на участке Маломукачевский" (т.1, л.д. 18) и приказ от 11.04.2023 N 342п "О прекращении права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Маломукачевский" (т.1, л.д. 19-20, 59-60).
12.05.2023 Минэкологии РБ получено обращение ООО "Мелграв", где указано на отсутствие оснований для отмены приказа от 05.09.2022 N 995п, просило разъяснить основания его издания (т.1, л.д. 22). Вторым обращением от 12.05.2023 общество просило отменить приказ от 05.09.2022 N 995п (т.1, л.д. 23).
Ответом от 24.06.2023 N М09-06-11335 на заявления ООО "Мелграв" Минэкологии РБ сообщило, что заявка на отмену приказа от 11.04.2023 N 342п и восстановление приказа от 05.09.2022 N 995п к лицензии УФА 02946 ТЭ рассмотрена на заседании комиссии 19.06.2023, приказ от 11.04.2023 N 342п принят во исполнение представления Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры от 10.02.2023(т.1, л.д. 24).
Не согласившись с досрочным прекращением лицензии УФА 02946 ТЭ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции установлено, что нарушения условий лицензии, которые послужили основанием для принятия приказа от 27.05.2020 N 375п о приостановлении действия лицензии, заявителем исправлены, что подтверждено действиями Минэкологии РБ по изданию приказов от 16.03.2021 N 168п, от 05.09.2022 года N 995п, от 22.00.2022 N1044п.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В силу пункта 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
В силу пункта 7 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями предоставления права пользования участками недр является, в том числе, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 144-з), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьей 5 Закона N 144-з предусмотрено, что основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является, в том числе, решение республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом в сфере регулирования отношений недропользования, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (подпункт "д" пункта 1 статьи 5).
В силу статьи 6 Закона N 144-з предоставление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Закона (часть 1). Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляются республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования (часть 2).
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 (далее - Положение), Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения.
Таким образом, оспариваемые приказы N 322п от 07.04.2023, N 342 п от 11.04.2023 приняты Министерством в пределах своей компетенции.
Порядок осуществления функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения определен административным регламентом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения", утвержденным приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан N 81п от 12.03.2013 "Об утверждении Административного регламента Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения" (далее - Административный регламент).
Пунктом 3 Административного регламента определено, что основанием для осуществления административной процедуры по принятию решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения является:
1) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;
2) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;
3) представления (предложения) по результатам проверок уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации, с приложением копий актов проверок, в том числе контрольных, и, в случае наличия, копий предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;
4) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации;
5) данные, полученные при осуществлении полномочий Минэкологии РБ, содержащие основания для принятия решений о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения;
6) документы о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок был предоставлен в пользование, полученные Минэкологии РБ.
Порядок принятии решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения включает в себя следующие действия (пункт 3.3.1. Административного регламента):
1) прием и регистрация заявления;
2) рассмотрение заявления, представления контрольных органов по результатам проверок (далее - представление) и направление материалов на Комиссию для принятия решения;
3) рассмотрение материалов на Комиссии и принятие решения;
4) оформление приказа о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования участком недр местного значения или отказа в предоставлении государственной услуги;
5) направление приказа пользователю недр.
Пунктом 3.3.1.4. Административного регламента предусмотрено, что решение о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения должно содержать:
- основание для принятия решения о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр в соответствии со статьей 20 Закона о недрах;
- условия прекращения права пользования участком недр;
- мероприятия, которые необходимо осуществить в соответствии с условиями лицензии и в связи с прекращением права пользования участком недр;
- порядок и сроки выполнения установленных мероприятий;
- дату вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования участком недр.
Как следует из приказа N 342п от 11.04.2023, основанием для прекращения права пользования недрами указаны статья 20 Закона о недрах, статья 19 Закона N 144-з.
При этом суд отмечает, что при множественности оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, конкретные основания, поименованные в приведенных нормах Закона о недрах, Закона N 144-з, не указаны, что влияет на права недропользователя в части доказывания отсутствия оснований для досрочного прекращения лицензии.
Также в приказе N 342п от 11.04.2023 указано, что при его издании Министерство руководствовался протоколом от 24.03.2023 N 108 Комиссии по рассмотрению заявок на предоставления права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами.
В материалы дела протокол от 24.03.2023 N 108 не представлен, однако из позиции Министерства, а также письма Министерства от 24.06.2023 N М09-06-11335 (т.1, л.д. 24) следует, что основанием для проведения заседания Комиссии и последующего досрочного прекращения лицензии УФА 02946 ТЭ явилось представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры от 10.02.2023.
Из представления Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 следует, что нарушение при продлении лицензии УФА 02946 ТЭ приказом Минэкологии РБ от 05.09.2022 N 995п состояло в продлении лицензии при подаче соответствующего заявления недропользователем за пределами срока, установленного частью 4 статьи 10 Закона о недрах.
В соответствии со статьей 10 Закона о недрах срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй настоящей статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимости ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр подается не позднее чем за три месяца до его истечения. Восстановление срока пользования участком недр, право пользования которым в установленном порядке досрочно прекращено, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 20 настоящего Закона.
Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр, осуществляемой посредством внесения соответствующей записи в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона.
Из лицензии следует, что срок ее окончания 01.09.2022, следовательно, общество должно было направить заявку на продление лицензии не позднее 01.06.2022.
По общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, однако из этого правила законодателем могут быть установлены исключения. Такое исключение содержится в части третьей статьи 10 Закона о недрах, предусматривающей, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Таким образом, в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, имеет безусловное право на продление срока пользования участком недр независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию.
Сама по себе подача заявления ООО "Мелграв" только 27.07.2022 (то есть с просрочкой почти на 2 месяца), но до истечения срока действия лицензии не может являться безусловным основанием для прекращения права пользования недрами при отсутствии иных обстоятельств, не указанных в ненормативном акте.
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам полномочий уполномоченных органов власти в сфере недропользования, указывал на то, что их решения должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой мерой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (определения от 21 декабря 2011 годаN 1862-0-0, от 9 марта 2017 года N 565-0 и др.).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 412-0-0 разъяснено, для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.
Издание Министерством приказов N 322п от 07.04.2023, N 342 п от 11.04.2023 следует оценивать как отмена Министерством ранее изданного ненормативного правового акта (продление срока лицензии), что является допустимым только в случае выявления нарушений при издании ранее ненормативного правового акта.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) приведены обстоятельства, которые необходимо учитывать судам в случае оспаривания решения, которым пересмотрено (отменено, изменено) ранее принятое в отношении гражданина или организации решение, в том числе при осуществлении пересмотра его вышестоящим органом или должностным лицом (статья 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 статьи 31 и пункт 1.1 статьи 139 НК РФ, пункт 2 части 4 статьи 23 и статья 51.2 Закона о защите конкуренции и др.).
Так, пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Следовательно, для осуществления пересмотра ранее принятого решения, которым общество наделено определенным правом, Минэкологии РФ должно мотивировать принимаемое решение, в том числе, возникновением либо выявлением обстоятельств (которые не были установлены на момент принятия решения), которые могли повлиять на первоначально принимаемое решение таким образом, что оно не было бы принято при известности административному органу таких обстоятельств.
Из оспариваемых ненормативных правовых актов не следует, что основанием для прекращения лицензии явились какие-либо иные обстоятельства, помимо нарушения части 4 статьи 10 Закона о недрах, равно как и в представлении Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прлр-20800071-5-23/6-20800071 такие обстоятельства не установлены.
Доводы о нарушении ООО "Мелграв" Условий пользования недрами приведены только в отзыве Министерства от 07.11.2023 (т.1, л.д. 94-96), между тем, указанные обстоятельства основанием для принятия оспариваемых приказов не являлись.
При проверке законности и обоснованности ненормативных актов в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд руководствует буквальным содержанием ненормативных правовых актов и не может вторгаться в компетенцию государственного органа, дополняя тем или иным содержанием оспариваемый ненормативный правовой акт.
Следовательно, ссылка Министерства на порядок досрочного прекращения права пользования недрами ввиду нарушения Условий пользования недрами не может быть принята, поскольку противоречит обстоятельствам делам и содержанию оспариваемых приказов.
Более того, нарушения Условий пользования недрами, которые послужили основанием для принятия приказа от 27.05.2020 N 375п о приостановлении действия лицензии, заявителем исправлены, что подтверждено действиями Минэкологии РБ по изданию приказов от 16.03.2021 N 168п, от 05.09.2022 N 995п
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявления общества.
Поскольку иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2023 по делу N А07-21456/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
М.В. Корсакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21456/2023
Истец: ООО МЕЛГРАВ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН