город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2021 г. |
дело N А32-40946/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Пименов С.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Анапа Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 по делу N А32-40946/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лоза" (ИНН 2315989590, ОГРН 1162315052569)
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Анапа Краснодарского края (ИНН 2301043523, ОГРН 1022300510022)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лоза" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Анапа Краснодарского края (далее - Управление) от 24.08.2020 N 4321, N 4324, N 4325, N 4327, N 4328, N 4330, N 4331, N 4332, N 4333, N 4334, N 4335 и N 4336, в части назначения суммы штрафа в общем размере 62500 руб., уменьшив его размер.
В соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьёй первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 суд удовлетворил заявленные требования Общества решения Управления признаны недействительными в полном объёме.
Решение мотивировано тем, что первоначально и своевременно представленные Обществом сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы заявителем в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что арбитражным судом при вынесении решения неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Управление полагает, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М (ИСХ), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549), поскольку в данном случае имело место дополнительное представление сведений. Общество самостоятельно не выявило ошибку в представленных сведениях, а исправило её после обнаружения ошибки Управлением. Действиями Общества Пенсионному фонду был причинён ущерб в размере 76454 руб. 58 коп. в следствии уплаты страховой пенсии двум застрахованным лицам, как неработающим пенсионерам.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение о принятии к производству апелляционной жалобы Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 было направлено по юридическому адресу Общества (353407, Краснодарский край, с. Сукко, ул. Киблерова, д. 2).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощённом производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 10.06.2020 обществом в Управление были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года (ДОП) на 1 застрахованное лицо, за февраль 2019 года (ИСХ) на 90 застрахованных лиц, за март 2019 года (ДОП) на 3 застрахованных лиц, за апрель 2019 года (ДОП) на 1 застрахованное лицо, за май 2019 года (ДОП) на 2 застрахованных лиц, за июнь 2019 года (ДОП) на 4 застрахованных лиц, за июль 2019 года (ДОП) на 1 застрахованное лицо, за август 2019 года (ДОП) на 17 застрахованных лиц, за сентябрь 2019 года (ДОП) на 2 застрахованных лиц, за октябрь 2019 года (ДОП) на 1 застрахованное лицо, за ноябрь 2019 года (ДОП) на 1 застрахованное лицо, за декабрь 2019 года (ДОП) на 2 застрахованных лиц.
15.07.2020 по результатам проверки были составлены акты о выявленных нарушениях N 4321, N 4324, N 4325, N 4327, N 4328, N 4330, N 4331, N 4332, N 4333, N 4334, N 4335, N 4336.
24.08.2020 Управление вынесло решения от N 4321, N 4324, N 4325, N 4327, N 4328, N 4330, N 4331, N 4332, N 4333, N 4334, N 4335 и N 4336, которыми Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с принятыми Управлением решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В силу подпункта "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьёй 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции с 03.07.2016) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВМ за отчётный период.
Статьёй 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. Страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчётный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08- 26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
В силу пункта 36, 37 Инструкции контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передаётся в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судом установлено, что 04.06.2020 проведена предварительная сверка представленных Обществом форм СЗВ-М за отчётные периоды с января 2019 года по декабрь 2019 года с формами СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
По окончании сверки в адрес Общества было направлено уведомление от 04.06.2020 N 09-8483/2 с приложением проверочного файла протокола входного контроля. Указанное уведомление получено Обществом 09.06.2020 года.
Согласно протоколу проверочному файлу, страхователем не поданы данные за февраль 2019 года, и не полном объёме за январь 2019 года, с марта по декабрь 2019 года.
10.06.2020 Обществом были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ДОП) за период январь, март-декабрь 2019 года и за февраль 2019 (ИСХ).
При изложенных обстоятельствах, срок предоставления исправленных сведений Обществом не нарушен.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учётом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Получив уведомление Управления от 04.06.2020 N 09-8483/2, Общество реализовало своё право на уточнение в течение пяти рабочих дней, представленных сведений за отчетный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции верно пришёл к выводу, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учёта, содержащие ошибки, впоследствии исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы Обществом в соответствии с действующим законодательством, в виду чего заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Ссылку Управления на судебную практику апелляционный суд считает некорректной, поскольку приведённые судебные акты приняты до даты утверждения Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений зарегистрированных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58956) и до даты утверждения разъяснений, указанных в "Обзоре судебной практики Верховного суда РФ N 4", утверждённых Президиумом ВС РФ 25.12.2019.
Довод Управления о причинении ущерба в размере 76454 руб. 58 коп. в следствии уплаты страховой пенсии двум застрахованным лицам, как неработающим пенсионерам не может быть принят апелляционным судом, так как не является предметом спора по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2020 по делу N А32-40946/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев, через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40946/2020
Истец: ООО Лоза
Ответчик: ГУ ПФР в г-к Анапа, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ АНАПА Краснодарского края