г. Пермь |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А60-32980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 сентября 2020 года
по делу N А60-32980/2020
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671294624, ОГРН 1096671010864)
к индивидуальному предпринимателю Китаевой Ирине Николаевне (ИНН 664602513700, ОГРН 315667900002371)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Китаевой Ирины Николаевны (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление 05.10.2020 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Определением об оставлении апелляционной жалобы без движения от 15.10.2020 заявителю восстановлен пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы.
В связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 апелляционная жалоба с приложением возвращена заявителю. Материалы дела направлены судом апелляционной инстанции в Арбитражный суд Свердловской области 20.11.2020.
Управление вновь обратилось с апелляционной жалобой на решение суда от 07.09.2020. Податель жалобы настаивает на том, что ИП Китаева И.Н. осуществляла оборот (хранение) спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, тем самым данное правонарушение верно квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству, заявителю восстановлен пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы, рассмотрение дела назначено в судебном заседании на 21.01.2021.
В связи с непоступлением к 21.01.2021 в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд материалов дела, судебное разбирательство по делу N А60-32980/2020 отложено, дело назначено к рассмотрению на 18.02.2021.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.12.2019 сотрудниками Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе при проведении внеплановой выездной проверки торговой точки при остановочном комплексе по адресу: г. Екатеринбург, ул. Алтайская, д. 64, где осуществляет свою деятельность ИП Китаева И.Н., обнаружена спиртосодержащая продукция (средство для дезинфекции объектов ветеринарного надзора, емкостью 0,1 л, дата производства 23.10.2019, производитель ООО "Гиппократ", в количестве 15 штук), оборот которой осуществлялся без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота. Товарно-сопроводительных документов на указанную спиртосодержащую продукцию индивидуальным предпринимателем не представлены.
В качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении алкогольная продукция опечатана и оставлена на ответственное хранение в остановочном комплексе ИП Китаевой И.Н., о чем составлен протокол ареста товаров от 30.12.2019.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу возбудило дело об административном правонарушении и по итогам административного расследования составило в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 29.05.2020 N АП04-2020/001-ИП (л.д.115).
О времени и месте составления протокола предприниматель извещена надлежащим образом - заказной почтой от 17.03.2020 и телеграммой от 26.05.2020 (л.д.100-113).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что индивидуальные предприниматели при реализации спиртосодержащей продукции в отсутствие необходимых сопроводительных документов не являются субъектами административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)
спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции;
оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. К таким документам относятся, в частности, товарно-транспортные накладные и справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2) и в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ подлежат изъятию.
В соответствии со статьей 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как видно из протокола Управления от 29.05.2020 N АП04-2020/001-ИП, предпринимателю вменяется оборот (хранение) спиртосодержащей продукции в отсутствие сопроводительных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения (30.12.2019), производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. Производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители.
Розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, которая относится к ее обороту в силу определения, данного в статье 2 Закона N 171-ФЗ. Однако осуществление предпринимателями такой деятельности без сопроводительных документов не влечет ответственность по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в силу прямого указания в данной статье.
В соответствии со статьей 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
розничной продажи спиртосодержащей продукции (пункт 1).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрена выдача лицензии на осуществление таких видов деятельности, как производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.
На основании изложенного судом сделан верный вывод, что предприниматель не вправе был осуществлять деятельность по хранению спиртосодержащей непищевой продукции, однако данное нарушение влечет ответственность по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, которое предпринимателю Управлением не вменяется. Необходимые обстоятельства для квалификации действий по данной статье протоколом об административном правонарушении не установлены.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как установлено судами, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ИП Китаевой И.Н. дела об административном правонарушении (хранение спиртосодержащей непищевой продукции), имели место 30.12.2019. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный названной нормой для данной категории дел, начал исчисляться 31.12.2019 и истек 31.12.2020.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Предприниматель на проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в суде апелляционной инстанции не настаивал (пункт 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2020 года по делу N А60-32980/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32980/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: Китаева Ирина Николаевна