г. Москва |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А40-71963/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года
по делу N А40-71963/20, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
в порядке упрощенного производства
по иску Акционерного "Первая грузовая компания"
(ОГРН: 1137746982856; юр. адрес: 105066, ню Москва, ул. Новорязанская, д. 24)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107074, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании 45 046 рублей 82 копеек
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 45 046 рублей 82 копеек расходов по договору на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 22.11.2017 N ТОР-ЦДИЦВ/83/Акционерное общество -ДД/В-760/17.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.08.2020 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ИДИЦВ/83/АО-ДД/В-760 от 22.11.2017, в соответствии с которым подрядчик обязался, в том числе производить текущий отцепочный ремонт (ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение
ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании, в вагонных депо дирекции инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ).
Договором предусмотрено, что подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов заказчика, в том числе путем ремонта предоставленных заказчиком и снятых с забракованного грузового вагона запасных частей (п. 1.2.3 договора).
Согласно п. 3.1 договора отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23-М. Выпуск грузовых вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36-М, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место, время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ремонта грузового вагона. По каждому отремонтированному грузовому вагону подрядчик своевременно передает сообщения 1353 и 1354 с кодом "4" в Главный вычислительный центр - филиал ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ). При передаче в ГВЦ недостоверной информации, связанной с отцепкой, ремонтом и выпуском из ремонта грузового вагона, подрядчик обязан внести необходимые корректировки.
В силу п. 4.1.1 договора и п. 4.1.2 договора подрядчик обязался:
- произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполненных работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденному МПС Росси от 02.09.1997 г. N РД ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов;
- предоставить гарантию на проведенные им работы по ТР-2 в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденным МПС
Росси от 02.09.1997 N РД ЦВ-056-97, а также на установленные при ТР-2 запасные части подрядчика, до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. N 286, с учетом особенностей, предусмотренных п. п. 4.1.2.1-4.1.2.7 настоящего договора, за исключением неисправностей эксплуатационного характера, включенных в Отраслевой классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов", кроме кодов неисправностей, указанных в приложении N 19.
Как указано в п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 г. N РД32ЦВ-056-97, вагонное депо, производящее текущий отцепочный ремонт вагонов, несет ответственность за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТОР, до следующего планового вида ремонта или до выполнения заданного объема перевозок при эксплуатации по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 года ЦРБ-756. Ответственность за качество осмотренных колесных пар устанавливается в пределах гарантийного участка безотказного следования вагонного данного депо, за состояние замененных колесных пар, ответственность устанавливается в соответствии с указанием МПС России от 18.11.98 N пр. К-1316у.
При этом в абз. 2 п. 4.1.2 договора указано, что гарантийный срок по качеству монтажа буксовых узлов и сборки торцевого крепления колесных пар собственности подрядчика, а также отремонтированных подрядчиком (по указанию заказчика), установленных при ТР-2 подрядчиком, устанавливается в соответствии Разделом 34 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагономагистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года N 57), или другим руководящим документом, принятым вместо него.
Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных колеи 150 (1524) мм, согласованный Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 4-6.09.2012 г.) и утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17.10.2012 N 57) (далее - РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар от 16-17.10.2012 N 57), действовавший с 01.04.2013 по 31.12.2017, определял основные положения, нормы, требования к ремонту и содержанию в эксплуатации колесных пар грузовых вагонов (далее колесные пары), а также ремонту и содержанию в эксплуатации буксовых узлов (п. 1.3).
Взамен указанного Руководящего документа был принят Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее - РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар).
В силу п. 32.1 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар предприятие, производившее ремонт колесных пар гарантирует их соответствие требованиям настоящего РД при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации (применения, транспортирования и хранения), установленных настоящим РД.
В соответствии с п. 32.1.4 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар гарантийный срок эксплуатации колесной пары: по качеству монтажа буксовых узлов от до следующего среднего ремонта, но не менее пяти лет или 450 тыс. км пробега (с подшипниками роликовыми цилиндрическими и подшипниками сдвоенными типа 46-882726Е2МС43) и не менее 8 лет или 800 тыс. км. (с подшипниками кассетного типа и подшипниками сдвоенными типов); по качеству сборки торцевого крепления - до следующего среднего или текущего ремонта, но не менее сроков указанных выше.
ОАО "РЖД" во исполнение принятых на себя по договору N ТОР-ИДИЦВ/83/АО-ДД/В-760 от 22.11.2017 обязательств:
23.05.2018 выполнило работы по текущему отцепочному ремонту (ТР-2) грузового вагона N 59764332, находящегося в собственности у АО "ПГК", при выполнении которого был произведен средний ремонт колесной пары N 0039-315585-1983 вагонном ремонтном депо Санкт-Петербург Сортировочный АО "ВРК- 1" (клеймо 321).
15.08.2018 выполнило работы по текущему отцепочному ремонту ТР-2 грузового вагона N 52436409, находящегося в собственности у АО "ПГК", при выполнении которого был произведен средний ремонт колесной пары N 6711-71143-1976 в вагонном ремонтном депо Рыбное АО "ВРК - 1" (клеймо 307).
Однако в период действия гарантийных обязательств ОАО "РЖД", установленных п. 4.1.2 договора с учетом положений п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД32ЦВ-056-97 и разд. 32 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных грузовые вагоны NN 59764332, 52436409 были отцеплены в ТР-2 по технологической неисправности вышеуказанных колёсных пар.
Обнаруженные на вагонах неисправности технологического характера были устранены ВЧДЭ Юго-Восточной ж.д. в рамках заключенного между сторонами договора N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 Расходы на текущей отцепочный ремонт вагонов составили 45 046 рублей 82 копейки.
В абз. 3 п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов от 02.09.1997 N РД32ЦВ-056-97 указано, что на детали, не выдержавшие срока гарантии, оформляют акт-рекламацию в порядке, установленном МПС РФ.
Акт-рекламации формы ВУ-41-М оформляется на детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, по результатам проведения расследования причин возникновения неисправности грузового вагона. В свою очередь, расследование причин возникновения неисправности грузового вагона проводится независимыми комиссиями, в соответствии с требованиями Регламентов расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы.
На момент отцепки в текущий ремонт спорных вагонов и в настоящее время действует Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденный НП "ОПЖД" 26.07.2016 г. (далее - Регламент).
Согласно п. 1.3 Регламента расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных к обращению на сети железнодорожных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта или модернизации организует и производит эксплуатационное вагонное депо (ВЧДЭ) ОАО "РЖД" с приглашением заинтересованных лиц.
На основании п. 2.7 Регламента для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное депо создает комиссию. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти, в том числе представители вагоноремонтного предприятия, производившего ремонт данного вагона.
По итогам расследования составляется акт-рекламация в трех экземплярах. Владелец вагона на основании рекламационных документов вправе предъявить затраты на TP с приложением одного оригинала акта-рекламации формы ВУ-41-М и копий рекламационных документов контрагенту, виновному в возникновении неисправности узла или детали вагона, не выдержавшего гарантийного срока, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством РФ (п. п. 1.7, 4.1 Регламента).
По результатам проверки причин отцепки вагонов в текущий ремонт ответственными комиссиями в составе представителей ВЧДЭ ОАО "РЖД" были составлены акты-рекламации формы ВУ-41-М.
Согласно данным актам формы ВУ-41-М виновными в обнаруженных дефектах на перечисленных выше вагонах предприятиями признано АО "ВРК - 1", выполнявшее работы по ремонту установленных ответчиком при ТР-2 колёсных пар.
АО "ПГК" в целях соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора в адрес ОАО "РЖД" были направлены претензии с требованием о возмещении понесённых расходов.
Однако требования указанных претензий ответчиком до момента подачи искового заявления в добровольном порядке не исполнены.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
Согласно заключенному договору на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ИДИЦВ/83/АО-ДД/В-760 от 22.11.2017 г., по условиям которого (п. 1.1) подрядчик обязался, в том числе производить текущий отцепочный ремонт (ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании, в вагонных депо дирекции инфраструктуры -структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее -ВЧДЭ).
Договором предусмотрено, что подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов заказчика, в том числе путем ремонта предоставленных заказчиком и снятых с забракованного грузового вагона запасных частей (п. 1.2.3 договора).
Согласно п. 3.1 договора отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23-М. Выпуск грузовых вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36-М, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место, время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ремонта грузового вагона. По каждому отремонтированному грузовому вагону подрядчик своевременно передает сообщения 1353 и 1354 с кодом "4" в Главный вычислительный центр - филиал ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ). При передаче в ГВЦ недостоверной информации, связанной с отцепкой, ремонтом и выпуском из ремонта грузового вагона, подрядчик обязан внести необходимые корректировки.
В силу п. 4.1.1 договора и п. 4.1.2 договора подрядчик обязался:
произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполненных работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденному МПС Росси от 02.09.1997 г. N РД ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов;
предоставить гарантию на проведенные им работы по ТР-2 в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденным МПС Росси от 02.09.1997 г. N РД ЦВ-056-97, а также на установленные при ТР-2 запасные части подрядчика, до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. N 286, с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 4.1.2.1-4.1.2.7 настоящего договора, за исключением неисправностей эксплуатационного характера, включенных в Отраслевой классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов", кроме кодов неисправностей, указанных в приложении N 19.
Как указано в п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 г. N РД32ЦВ-056-97, вагонное депо, производящее текущий отцепочный ремонт вагонов, несет ответственность за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТОР, до следующего планового вида ремонта или до выполнения заданного объема перевозок при эксплуатации по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. ЦРБ-756. Ответственность за качество осмотренных колесных пар устанавливается в пределах гарантийного участка безотказного следования вагонного данного депо, за состояние замененных колесных пар, ответственность устанавливается в соответствии с указанием МПС России от 18.11.98 N пр. К-1316у.
При этом в абз. 2 п. 4.1.2 договора указано, что гарантийный срок по качеству монтажа буксовых узлов и сборки торцевого крепления колесных пар собственности подрядчика, а также отремонтированных подрядчиком (по указанию заказчика), установленных при ТР-2 подрядчиком, устанавливается в соответствии Разделом 34 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагоновмагистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года N 57), или другим руководящим документом, принятым вместо него.
Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных колеи 150 (1524) мм, согласованный Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 4-6.09.2012 г.) и утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17.10.2012 г. N 57) (далее - РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар от 16-17.10.2012 г. N 57), действовавший с 01.04.2013 г. по 31.12.2017 г., определял основные положения, нормы, требования к ремонту и содержанию в эксплуатации колесных пар грузовых вагонов (далее колесные пары), а также ремонту и содержанию в эксплуатации буксовых узлов (п. 1.3).
Взамен указанного Руководящего документа был принят Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее - РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар).
В силу п. 32.1 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар предприятие, производившее ремонт колесных пар гарантирует их соответствие требованиям настоящего РД при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации (применения, транспортирования и хранения), установленных настоящим РД.
В соответствии с п. 32.1.4 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар гарантийный срок эксплуатации колесной пары: по качеству монтажа буксовых узлов от до следующего среднего ремонта, но не менее пяти лет или 450 тыс. км пробега (с подшипниками роликовыми цилиндрическими и подшипниками, сдвоенными типа 46-882726Е2МС43) и не менее 8 лет или 800 тыс. км. (с подшипниками кассетного типа и подшипниками, сдвоенными типов); по качеству сборки торцевого крепления - до следующего среднего или текущего ремонта, но не менее сроков, указанных выше.
ОАО "РЖД" во исполнение принятых на себя по договору N ТОРИДИЦВ/83/АО-ДД/-760 от 22.11.2017 г. обязательств:
- 23.05.2018 г. выполнило работы по текущему отцепочному ремонту (ТР-2) грузового вагона N 59764332, находящегося в собственности у АО "ПГК", при выполнении которого был произведен средний ремонт колесной пары N 0039-315585-1983 вагонном ремонтном депо Санкт-Петербург Сортировочный АО "ВРК - 1" (клеймо 321). При этом расходы за ремонт указанной колесной пары были включены в стоимость ремонта вагона и оплачены со стороны ПАО "ПГК" в соответствии с разделом 2 договора N ТОР-ИДИЦВ/83/АО-ДД/-760 от 22.11.2017 г., что подтверждается приложенной к исковому заявлению вместе с претензией расчетно-дефектной ведомостью.
- 15.08.2018 г. выполнило работы по текущему отцепочному ремонту ТР-2 грузового вагона N 52436409, находящегося в собственности у АО "ПГК", при выполнении которого был произведен средний ремонт колесной пары N 6711-71143-1976 в вагонном ремонтном депо Рыбное АО "ВРК-1" (клеймо 307). При этом расходы за ремонт указанной колесной пары были включены в стоимость ремонта вагона и оплачены со стороны ПАО "ПГК" в соответствии с разделом 2 договора N ТОР-ИД И ЦВ/83/АО-ДД/-760 от 22.11.2017 г., что подтверждается приложенной к исковому заявлению вместе с претензией расчетно-дефектной ведомостью.
Однако в период действия гарантийных обязательств ОАО "РЖД", установленных п. 4.1.2 договора с учетом положений п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД32ЦВ-056-97 и разд. 32 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных грузовые вагоны NN 59764332, 52436409 были отцеплены в ТР-2 по технологической неисправности вышеуказанных колёсных пар.
Обнаруженные на вагонах N N 59764332, 52436409 неисправности были устранены ВЧДЭ ЮгоВосточной ж.д. в рамках заключенного между сторонами договора N ТОР- ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 г.
В абз. 3 п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов от 02.09.1997 г. N РД32ЦВ-056-97 указано, что на детали, не выдержавшие срока гарантии, оформляют акт-рекламацию в порядке, установленном МПС РФ.
Акт-рекламация формы ВУ-41-М оформляется на детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, по результатам проведения расследования причин возникновения неисправности грузового вагона. В свою очередь, расследование причин возникновения неисправности грузового вагона проводится независимыми комиссиями, в соответствии с требованиями Регламентов расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы.
На момент отцепки в текущий ремонт спорных вагонов и в настоящее время действует Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденный НП "ОПЖД" 26.07.2016 г. (далее - Регламент).
Согласно п. 1.3 Регламента расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных к обращению на сети железнодорожных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта или модернизации организует и производит эксплуатационное вагонное депо (ВЧДЭ) ОАО "РЖД" с приглашением заинтересованных лиц.
На основании п. 2.7 Регламента для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное депо создает комиссию. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти, в том числе представители вагоноремонтного предприятия, производившего ремонт данного вагона.
По итогам расследования составляется акт-рекламация в трех экземплярах. Владелец вагона на основании рекламационных документов вправе предъявить затраты на ТР с приложением одного оригинала акта-рекламации формы ВУ41М и копий рекламационных документов контрагенту, виновному в возникновении неисправности узла или детали вагона, не выдержавшего гарантийного срока, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством РФ (п.п. 1.7, 4.1 Регламента).
По результатам проверки причин отцепки вагонов в текущий ремонт ответственными комиссиями в составе представителей ВЧДЭ ОАО "РЖД" были составлены акты-рекламации формы ВУ-41-М.
Согласно данным актам формы ВУ-41-М виновными в обнаруженных дефектах на перечисленных выше вагонах предприятиями признано АО "ВРК - 1", выполнявшее работы по ремонту установленных ответчиком при ТР-2 колёсных пар.
В соответствии с п. 2.10, 8 РД 32 ЦВ-056-97 вагоны, выпускаемые из текущего отцепочного ремонта, должны удовлетворять требованиям действующих Инструкций и настоящего Руководства. При выпуске вагонов из ремонта должно составляться уведомление формы ВУ-36 в двух экземплярах. При поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт у колесных пар осматривать средние части осей, места сопряжений ступиц колес с осью, диски и поверхности катания колес. Осмотр, дефектацию и замену колесных пар производить в соответствии с "Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)
В соответствии с Договором на ТОР, на основании расчетно-дефектных ведомостей, актов выполненных работ, ПАО "ПГК" оплатило текущий отцепочный ремонт (в объеме ТР-2) вагонов N 55140974, 53772190, что подтверждается приложенными к исковому заявлению платежными поручениями.
Правоотношения сторон, возникшие из договора N ТОР-ИДИЦВ/83/АОДД/-760 от 22.11.2017 г., являющегося по своей правовой природе договоров подряда, регулируются главой 37 ГК РФ "Подряд".
В рассматриваемом случае факт отцепки в текущий ремонт вагонов N N 59764332, 52436409 в период гарантийного срока, предоставленного ответчиком в п. 4.1.2 договора с учетом положений Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов подтвержден рекламационными документами, в частности актами рекламациями формы ВУ-41-М, составленными специализированной комиссиями ОАО "РЖД" по результатам проведения в соответствии с требованиями Регламента НП "ОПЖД" от 26.07.2016 г. расследований причин возникновения на указанных вагонах неисправностей технологического характера.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком -ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (п. 3 ст. 706 ГК РФ).
В силу положений ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Обязательства возникают, в том числе из договоров и других сделок.
По условиям договора N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 г. (п. 1.1) подрядчик обязался производить текущий отцепочный ремонт (далее - ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационных вагонных депо дирекции - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
В силу п. 4.1.1 договора и п. 4.1.2 договора (в редакции дополнительного соглашения N 12 от 09.03.2016 г.) подрядчик обязался:
произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполненных работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденному МПС Росси от 02.09.1997 г. N РД ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов;
предоставить гарантию на проведенные им работы по ТР-2 в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденным МПС Росси от 02.09.1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97, а также на установленные при ТР-2 запасные части подрядчика, до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. N 286, с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 4.1.2.1-4.1.2.7 настоящего договора, за исключением неисправностей эксплуатационного характера, включенных в Отраслевой классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов", кроме кодов неисправностей, указанных в приложении N 27.
В абз. 2 п. 4.1.2 договора гарантийный срок по качеству монтажа буксовых узлов и сборки торцевого крепления колесных пар собственности подрядчика, а также отремонтированных подрядчиком (по указанию заказчика), установленных при ТР-2 подрядчиком, устанавливается в соответствии Разделом 34 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагоновмагистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года N 57), или другим руководящим документом, принятым вместо него.
Таким образом, из буквального толкования условий договора N ТОРЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 г. следует, что подрядчик вправе по заданию заказчика производить ремонт колесных пар собственности ПАО "ПГК" для последующей их установки под грузовые вагоны заказчика при проведении работ по ТР-2.
При этом п. 1 ст. 706 ГК РФ предусматривает, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика которых вагоны, был направлен в текущий отцепочный ремонт, а также не подтвердило относимыми и допустимым доказательствами, что дефект возник по вине самого заказчика.
Общая сумма расходов ПАО "ПГК" по текущему отцепочному ремонту спорных вагонов составила 45 046 рублей 82 копейки и подтверждена документально, что заявителем не опровергнуто.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 августа 2020 года по делу N А40-71963/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71963/2020
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"