г. Самара |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А55-33886/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Зуевой А.В. (доверенность от 28.10.2020),
от Акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" - до и после перерыва представителя Бирюковой М.Н. (доверенность от 01.01.2021 N 24),
от Акционерного общества "Энергосбыт Плюс" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2020 года по делу N А55-33886/2019 (судья Михайлова М.В.), по исковому заявлению Акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация", г. Тольятти, Самарская область, к Публичному акционерному обществу "Т Плюс", Автодорога Балтия, Московская область, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Акционерного общества "Энергосбыт Плюс", г.Самара, о взыскании 300 033 руб. 38 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (далее - третье лицо), о взыскании 300 033 руб. 38 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены. С Публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу Акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" взыскано неосновательное обогащение в сумме 300 033 руб. 38 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9001 руб.
Не согласившись с выводами суда, Публичное акционерное общество "Т Плюс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований по иску Акционерному обществу Управляющая компания "Жилстроиэксплуатация" к ПАО "Т Плюс" отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Акционерное общество Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае многоквартирные дома, являющиеся объектами договора теплоснабжения от 07.09.2015 N 30028ко, имеют закрытую зависимую схему теплоснабжения (горячего водоснабжения). Система горячего водоснабжения в указанных многоквартирных домах является нецентрализованной, так как приготовление горячей воды осуществляется с использованием внутридомового инженерного оборудования (индивидуальный тепловой пункт), являющегося общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов (п. 12 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
На протяжении всего спорного периода (май-сентябрь 2017 г.) ответчик ошибочно предъявлял к оплате объемы тепловой энергии, которые использовались для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из показаний общедомового прибора учета. Тогда как объем тепловой энергии в спорный период следовало определять исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Аналогичные обстоятельства (применение удельного расхода и норматива на подогрев в закрытых системах горячего водоснабжения) были предметом оценки судов при рассмотрении дел N N А55-31244/2019, А55-8806/2019, А55-22663/2019, А55-33886/2019, А55-2167/2020. Из судебных решений, вступивших в законную силу, по указанным делам следует, что при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который равен нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД с использованием нецентрализованных систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 18.01.2021 на 08.02.2021.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель Акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 08.02.2021 представители Акционерного общества "Энергосбыт Плюс", Публичного акционерного общества "Т Плюс" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
08.02.2021 в суд апелляционной инстанции от Публичного акционерного общества "Т Плюс" поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела для возможности урегулирования спора посредством заключения мирового соглашения.
В судебном заседании 08.02.2021 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. на 15.02.2021. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: oinfo@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель Публичного акционерного общества "Т Плюс" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Акционерного общества "Энергосбыт Плюс" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Отношения сторон обусловлены договором теплоснабжения и поставки горячей воды N 30028ко от 07.09.2015, в соответствии с условиями которого истец (теплоснабжающая организация) обязуется подавать ответчику (абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а ответчик (потребитель) обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергоресурсы в соответствии с разделом 4 договора, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергоресурсов. (п. 1.1.)
В соответствии с пунктами 4.1., 4.4., 4.6. договора потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и стоимость горячей воды путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации до последнего рабочего дня месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательства по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 4.8. договора основанием для расчетов являются оформленные энергоснабжающей организацией акт приема-передачи и счет-фактура, которые абонент (ответчик) обязан до 5 числа месяца, следующего за расчетным, получить, в течение трех рабочих дней надлежащим образом оформить и возвратить в энергоснабжающую организацию.
Из материалов дела следует, что объектом теплоснабжения по договору являются многоквартирные дома N N 47, 47А, 47Б, 49А, расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы.
Как указал истец, в период с 01.05.2017 по 30.09.2017 ПАО "Т Плюс" в отношениях с АО УК "Жилстройэксплуатация" по договору N 30028ко от 07.09.2015 г. определяло объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета, и предъявляло к оплате коммунальные ресурсы в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг, указанных ресурсов напрямую от ПАО "Т Плюс", минуя посредничество АО УК "Жилстройэксплуатация".
ПАО "Т Плюс" в период май-сентябрь 2017 года предъявляло АО УК "Жилстройэксплуатация" к оплате объем тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения определенный без применения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,066 Гкал/м.куб.
АО УК "Жилстройэксплуатация" свои обязательства по оплате поставленных ПАО "Т Плюс" коммунальных ресурсов исполнило в полном объеме и задолженности за поставленные коммунальные ресурсы за спорный период не имеет, что подтверждается сформированным ПАО "Т Плюс" и подписанным обеими сторонами актом сверки взаимных расчетов за период с 07.09.2015 по 30.06.2019.
Полагая, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно было определяться по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД, а не исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
АО УК "Жилстройэксплуатация" указало, что в результате неправомерных действий ответчика за период май-сентябрь 2017 года истец переплатил ПАО "Т Плюс" за тепловую энергию 300 033 руб. 38 коп.
Определяя объем тепловой энергии в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, истец исходил из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению утвержден постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета" и в период с 07.11.2007 по 31.12.2017 составлял 0,066 Гкал/м3 для жилых домов, 4-6 категории с закрытой системой горячего водоснабжения.
Не соглашаясь с необоснованным начислением оплаты за тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения в объеме, указанном ответчиком, истец указал, что объем тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения, определяется исходя из нормативов расхода тепловой энергии на горячую воду, установленных органом исполнительной власти субъекта. Порядок использования показаний общедомового прибора учета (ОПУ) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению определен в Правилах N 3 54. Однако, в формулах 23, 24 Приложения N 2 к указанным Правилам N 354 значения ОПУ тепловой энергии, используемой на нужды ГВС, отсутствуют. Следовательно, использование показаний приборов учета тепловой энергии, потребляемой для нужд ГВС, Правилами N 354 не предусматривается. Таким образом, отсутствуют основания для использования ОПУ при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, требования которой последним исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК
РФ).
В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из пункта 1.2. договора следует, что потребитель (ответчик) является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию и горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункт 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец является управляющей организацией, имеющей в управлении многоквартирные жилые дома, в связи с чем, к отношениям сторон подлежат применению, в том числе, Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию -исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами -пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлен в разделе VII Приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23:
п хв п т/э
Р = V Т + Q
Т,
i i i
где:
п
V i - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении -исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
п
Q i - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении;
Т т/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
п
При этом, величина Q i рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным способом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q i одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi11 и Qi^111 служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данная позиция нашла свое отражение в судебной практике в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, кроме того, данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Таким образом, как указал истец, ответчик в спорный период без достаточных к тому оснований предъявлял истцу к оплате объем тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения без применения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ответчик неосновательно обогатился за счет истца на сумму 300 033 руб. 38 коп.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в пункте 3.3. договора стороны предусмотрели определение объема энергетических ресурсов, поставляемых в жилой дом, оборудованный индивидуальным прибором учета на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период, что соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ. Условия договора не признаны недействительными и соответствуют положениям действующего законодательства.
Действующим законодательством РФ установлен приоритет приборно-учетного метода расчета по отношению к иным способам расчета.
Кроме того, ответчик указал, что в 2016 году на территории г.о. Тольятти норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения отсутствовал.
Пункты 2.2.1 -2.2.2 приложения N 3 к постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливали ранее действовавшие нормативы, отменены с 01.01.2009 Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 30.10.2008 N 2688-п/1.
Кроме того, в подпункте "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2012 N 124, предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за соответствующий расчетный период, что также соответствует условиям договора.
В соответствии с положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, министерство является органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020. В соответствии с разработанным с учетом предложений, полученных от органов местного самоуправления, графиком указанные нормативы вводятся в действие в большинстве муниципальных образований региона с 01.07.2019.
При этом федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне. При этом в соответствии с п. 2 (2) приложения N 2 Правил N 354, до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
По аналогии с коммунальной услугой по отоплению до вступления в силу новых нормативов министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рекомендуется использование нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, применяемых по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 на территории г.о. Тольятти применялись нормативы, утвержденные Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
Доводы ответчика о несоответствии нормативов потребления тепловой энергии на подогрев тонны воды действовавшему в спорный период жилищному законодательству отклоняется как необоснованный. Применение ранее действовавших нормативов является правомерным, поскольку иное нарушало бы баланс интересов сторон и ставило бы управляющие компании, действующие на территории различных субъектов Российской Федерации в неравное положение в нарушение правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601. Данные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2019 N Ф06-41657/2018 по делу N А55-7750/2018.
Кроме того, ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал в отзыве на иск, что расчеты между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией за коммунальные ресурсы по показаниям общедомовых приборов учета предусмотрены Правилами N 124.
Между тем, п. 2 Правил N 124 среди раскрываемых используемых в них понятий не содержит понятия "общедомовый прибор учета".
В соответствии с п. 2 Правил N 354, "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Правилами N 354 определен порядок использования показаний ОПУ для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Так, при централизованной системе теплоснабжения и нецентрализованной системе горячего водоснабжения (многоквартирные дома с индивидуальными тепловыми пунктами) пунктом 54 Правил N 354 не предусмотрено при определении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению использование показаний ОПУ тепловой энергии в целях определения её объемов для расчета платы за горячую воду.
В формулах 20, 20.1, 20.2 Приложения N 2 к Правилам N 354 отсутствуют значения ОПУ тепловой энергии, используемой на нужды ГВС.
Таким образом, использование показаний приборов учета тепловой энергии, потребляемой для нужд ГВС, Правилами N 354 не предусматривается. Соответственно, прибор учета, измеряющий объем тепловой энергии, потребленной на нужды ГВС, не признается общедомовым прибором учета тепловой энергии для целей его использования при определении размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Кроме того, согласно п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ.
Пункт 1 ст. 157 ЖК РФ предписывает производить расчеты по показаниям приборов учета потребляемых коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг содержится в ч.4 ст. 154 ЖК РФ, среди прочего тепловая энергия как коммунальная услуга не поименована.
Судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что для ПАО "Т Плюс" не установлены двухкомпонентные тарифы при нецентрализованной системе горячего водоснабжения, поскольку в соответствии с п.38 Правил N 354 тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для потребителей (то есть собственников помещений в МКД и иных пользующихся на законном основании жилыми помещениями), а не для ресурсоснабжающих организаций.
В случае установления двухкомпонентных тарифов размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, плата за горячее водоснабжение для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, являющихся объектами договора от 07.09.2015 N 30028ко складывается из тарифа на холодную (питьевую) воду и тарифа на тепловую энергию, что подтверждается платежными документами, направляемыми в адрес собственников и иных пользователей помещений.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 17.12.2015 N 659 для потребителей филиала Самарский ПАО "Т Плюс" установлены тарифы в закрытой системе горячего водоснабжения: компонент на холодную воду, компонент на тепловую энергию. Приобретение тепловой энергии в спорный период производилось по указанным тарифам и не оспаривается сторонами.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Таким образом, расчет предприятием причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В силу части 2 статьи 1102 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из анализа статьи 1102 ГК РФ следует, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований.
Положения статьи 1103 ГК РФ предусматривают, что в силу пункта 3 статьи 1103 Кодекса, поскольку иное не установлено настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12 указано, что для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счёт другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьёй 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды в спорный период был установлен уполномоченным органом, основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, отсутствуют.
Принимая во внимание, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан истцом по данному нормативу и полностью оплачен, у ответчика отсутствовали основания для удержания излишне уплаченных ответчику денежных средств.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Аналогичный подход применен судами при рассмотрении дел N А55-38560/2019; N А55-30936/2018.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истцом подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения в сумме 300 033 руб. 38 коп., в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из материалов дела и пояснил истец, обосновывая возражения на жалобу, из схем размещения узлов учета тепловой энергии следует, что в спорных многоквартирных домах имеется общедомовый прибор учета тепловой энергии, который определяет объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период, а также определяет количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях ГВС.
Именно показания указанных общедомовых приборов учета за спорный период учитываются при расчете удельного расхода тепловой энергии на подогрев (формула 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354).
Акты периодической проверки содержат перечень оборудования, в составе которого узел учета (ОДНУ) допускается в эксплуатацию. Указанные акты дополнительно подтверждают, что объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период, а также количество произведенной тепловой энергии вычисляется с использованием теплосчетчика СТД; никакое иное оборудование, входящее в состав узла учета, не определяет количество тепловой энергии.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2020 года по делу N А55-33886/2019, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2020 года по делу N А55-33886/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33886/2019
Истец: АО УК "Жилстройэксплуатация", АО Управляющая компания "Жилстройэксплуатация"
Ответчик: ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: АО "Энергосбыт Плюс"