Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2021 г. N Ф09-2395/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А76-16479/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу N А76-16479/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Баймухамбетов А.С. (доверенность от 11.01.2021 N 15, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-4 на Карпенко" (далее - заявитель, ООО "ЖЭУ-4", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании постановления Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - административный орган, жилищная инспекция) от 05.08.2019 N 749 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) незаконным.
Решением суда первой инстанции требование удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" N 749 от 05.08.2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-4 на Карпенко" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, жилищная инспекция обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31.03.2015 утвержден тариф на содержание жилого посещения в размере 13,10 рублей с кв.м. общей площади помещения в месяц, в то время как управляющей компанией плата выставлялась в размере 18,11 руб./кв.м. в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по указанному вопросу. Кроме того, в данном случае общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не определен порядок индексации платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 24.04.2019 N 19-2350 2409 (л.д. 82-84) по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО "ЖЭУ-4".
В ходе проверки административным органом установлено, что ООО "ЖЭУ-4" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, д. 34 (далее - МКД), на основании лицензии N 0335, протокола общего собрания от 31.03.2015 и договора управления многоквартирным домом от 31.03.2015 N 4/Грк-34 с нарушением лицензионных требований подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, выразившихся в неисполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в части нарушения порядка начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт проверки N 2409 (л.д. 85-87).
На основании акта проверки ООО "ЖЭУ-4" выдано предписание от 24.04.2019 N 2409 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано:
- произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам и нанимателям за период с 01 января 2019 по настоящее время в размере 13 рублей 10 копеек с кв.м,
- производить начисления в соответствии с решением собственников от 31.03.2015 до принятия иного решения.
Срок устранения нарушений - до 30.05.2019.
26.04.2019 по факту выявленного нарушения жилищной инспекцией составлен протокол N 2409 об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (л.д. 75-77).
05.08.2019 жилищной инспекцией вынесено постановление N 749 о назначении административного наказания, которым ООО "ЖЭУ-4" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей (л.д. 11-16).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ЖЭУ-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Протокол от 26.04.2019 N 2409 составлен государственным инспектором отдела обеспечения надзорных функций и контроля за деятельностью регионального оператора в пределах предоставленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; 2) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители (часть 2 статьи 23.55 КоАП РФ).
Постановление N 749 от 05.08.2019 вынесено заместителем начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области" в пределах предоставленных полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями является, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в число которых входит организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги; начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, соблюдение требований законодательства Российской Федерации при начислении обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, является лицензионным требованием, несоблюдение которого влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Часть 1 статьи 45 ЖК РФ возлагает обязанность на собственников помещений в многоквартирном доме проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме ежегодно.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
Действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Так, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 постановления Пленума от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Как установлено судом первой инстанции, 31.03.2015 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, д. 34, принято решение об утверждении платы за содержание и ремонт (для жилых и нежилых помещений) в размере 13,10 рублей с кв. м общей площади помещения в месяц (л.д. 91-93).
Пунктом 5 данного протокола оформлено решение собственников помещений МКД, что в соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены может осуществляться в случаях и на условиях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Согласно условиям договора управления от 01.04.2015 N 4/Грк-34 (пункт 6.1.1), цена договора устанавливается в размере стоимости работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества, определяемой в порядке, указанном в пункте 6.1.2, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет настоящего договора (л.д. 132-137).
Согласно пункту 6.1.2 договора управления, планово-договорная стоимость работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества, определенная на дату заключения договора указывается в Перечне работ и услуг, приведенном в Приложении N 2.
Индексация стоимостей работ, услуг осуществляется:
1) в случае изменения размера платы, утвержденного органом местного самоуправления для нанимателей, - со дня вступления в силу таких изменений. При этом индексация стоимостей отдельных видов работ, услуг осуществляется пропорционального величине соотношения нового размера платы для нанимателей к предшествующему;
2) в случае, если собственниками в течение календарного года (в том числе на 01 января следующего) размер платы для нанимателей не изменялся или изменялся в размер меньшем, чем 7,8%, то управляющая организация вправе с 01 января следующее календарного года индексировать стоимости работ, услуг, но не выше чем на 7,8%.
Из протокола общего собрания от 31.03.2015 следует, что со ссылкой на пункт 2 статьи 424 ГК РФ собственники определили, что изменение цены может осуществляться в случаях и на условиях, предусмотренных договором управления МКД.
Из пункта 4 протокола общего собраний собственников следует, что собственниками принято решение - утвердить договор управления с управляющей организацией вместе с приложениями. При этом в тексте протокола указано, что утверждение собственниками данного договора и приложений нему является акцептом договора.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирном домом должен быть установлен порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании принято решение, оформленное протоколом от 31.03.2015, о предоставлении управляющей организации права индексировать размер платы за содержание жилого помещения в порядке, установленном договором управления.
Из материалов дела следует, что договор управления от 01.04.2015 N 4/Грк-34 в судебном порядке недействительным не признан, доказательств обращения собственников помещений МКД с исковыми заявлениями о признании спорного договора недействительным, жилищной инспекцией не представлено.
При этом ООО "ЖЭУ-4" при выставлении собственникам платежных документов плата за содержание и ремонт жилых помещений с 01.01.2019 применена в размере 18,11 рублей/кв. м.
Указанный размер платы соответствует размеру платы, установленному Челябинской городской Думой в постановлении от 26.06.2018 N 41/15 "О плате за жилое помещение в городе Челябинске", для многоквартирных домов, не оборудованных лифтом в подъезде, без мусоропровода.
Указанный размер платы применялся ООО "ЖЭУ-4", что следует из представленных в материалы дела платежных квитанций за периоды с февраля по апрель 2019 года (л.д. 95-97).
При подсчете соотношения изменений размера платы за содержание жилого помещения, произведенных ООО "ЖЭУ-4", с изменением платы по решениям Челябинской городской Думы от 26.06.2012 N 35/37, от 29.04.2015 N 8/15, от 9.03.2016 N 19/13, от 29.03.2016 N 19/13, от 27.06.2017 N 31/27 и от 26.06.2018 N 41/15, суд не усматривает, что повышение размера платы произведено заявителем в размере, превышающей размер индексации, указанный в договоре управления, 7,8% от ранее установленного размера платы.
Возможность принятия собственниками помещений МКД решения о предоставлении управляющей организации права индексировать размер платы за содержание жилого помещения при отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников путем предоставления соответствующего права в договоре управления следует из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.11.2019 N 307-ЭС19-11346 по делу N А21-10882/2018. Верховным судом отмечено, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления в установленном законом порядке недействительными не признаны, в связи с чем доводы жилищной инспекции о неправомерном индексировании обществом размера платы за содержание жилья при отсутствии решения общего собрания являются необоснованными, поскольку индексация проводилась управляющей организацией в пределах, установленных договором управления.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО "ЖЭУ-4" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и правомерно удовлетворил заявление общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу N А76-16479/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16479/2020
Истец: ООО "ЖЭК-4 на Карпенко"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"