г. Ессентуки |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А63-11566/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 24.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Старковой А.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Березницкой Д.Р. (по доверенности от 11.01.2021 N 04), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ОГРН 1022601942978, ИНН 2635050520), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Экосервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2020 по делу N А63-11566/2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2020 отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - заявитель, общество) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании предписания от 21.04.2020 N 20-241/П/9. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные административным органом, основаны на нормах закона, предписание является исполнимым. Судом не установлено нарушение предписанием управления прав и законных интересов заявителя, несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 05.03.2020 N 241 в период с 16.03.2020 по 20.03.2020 управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении общества. Результаты проверки отражены акте от 21.04.2020 N 20-241/П/8.
На основании акта проверки обществу выдано предписание от 21.04.2020 об устранении допущенных нарушений до 18.09.2020:
1. ООО "Экосервис" осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности - нарушены требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-03 "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст.30 Федерального закона от 10.01.2002 N7-03 "Об охране окружающей среды", п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. ООО "Экосервис", на образующиеся в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, не осуществлено отнесение отхода к конкретному классу опасности и не составлен паспорт отходов I-IV классов опасности для отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 ООО 00 00 0", а так же не составлен паспорт отходов I-IV классов опасности для отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" - нарушены требования ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12,2014 N541, Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства России от 16.08.2013 N712;
3. ООО "Экосервис" не ведется учет образующихся, в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, отходов 4 класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0"; отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 949 310 11 104". В данных учета в области обращения с отходами за 2-4 кв. 2017 г., за 1-4 кв. 2018 г., за 1-4 кв. 2019 г. сведения об образовании указанных отходов отсутствуют - нарушены требования ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 Ш9-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N721;
4. ООО "Экосервис" в 2019 г. утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, которая в уведомительном порядке направлена в адрес Управления Росприроднадзора 14.01.2020 (письмо от 14.01.2020 N 084 (вх. от 16.01.2020 N 418/17-29), реестр почтового отправления от 14.01.2020) (далее - Программа мониторинга).
Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2019 год направлен в адрес Управления Росприроднадзора 14.01.2020 (письмо от 14.01.2020 N 084 (вх. от 16.01.2020 N 418/17-29)), реестр почтового отправления от 14.01.2020) (далее - Отчет мониторинга).
Согласно п. 5.3 (стр. 12) и п. 6.3 (стр. 13) Программы мониторинга для контроля за подземными грунтовыми водами на объектах размещения отходов предусмотрено 6-ть наблюдательных скважин N 38, N 65, N 78, N 200, N 201, N 202 и установлен мониторинг (химический анализ проб) грунтовых вод с периодичностью 2 раза в год (июнь, декабрь).
По результатам рассмотрения Отчета мониторинга, установлено, что Обществом не проводились наблюдения в скважинах N 38 в июне и декабре 2019 г., N 65 в июне 2019 г., N 78 в декабре 2019 г., по причине слишком малого столба воды в скважинах.
При этом, в представленных материалах отсутствуют акты испытательной лаборатории (центра) о невозможности отбора проб из указанных скважин (с указанием причины).
Вместе с тем, Отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории OPO и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2019 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине N 202.
Кроме того по результатам рассмотрения Отчета мониторинга за 2018 г. (письмо от 14.01.2019 (вх. от 17.01.2019 N 471/17-29)) установлено, что Отчет мониторинга за 2018 г. не соответствует установленным требованиям по объему необходимой информации и по ее содержанию: в разделе отчета мониторинга "Сведения об объекте размещения отходов (ОРО)" отсутствуют реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика ОРО, составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 48; в разделе отчета "Приложения" отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации. Отчет мониторинга за 2018 г. не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине N78 в июне 2018 г., N38 в декабре 2018 г. - нарушены требования ч.2 ст. 11, ч.З ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N66.
5. ООО "Экосервис" имеет лицензию от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, которая выдана Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд).
Пунктами 6, 8 лицензионного соглашения об условии пользованием недрами для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, к лицензии от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ (далее - лицензионное соглашение), установлены условия захоронения промстоков и обязательства владельца лицензии.
Обществом в нарушение условий и обязательств владельца лицензии, установленных п. 6, 8 лицензионного соглашения, не выполняются следующие условия (обязательства):
По пункту 6:
пп. 6.1: Не проводятся научно-исследовательские работы с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки;
- пп. 6.3: Отсутствует разработанный и согласованный с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а так же разрушением оголовка скважины;
- пп. 6.12: Не представляется годовой отчет, до 15-го марта следующего за отчетным периодом (за 2018, 2019 гг.);
По пункту 8:
- пп. 8.1-8.3: Не вносятся платежи за право пользования недрами при эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаемых в форме регулярных платежей величина которых установлена в размере 3% от стоимости предоставляемых услуг при захоронении промстоков, установленные ст. 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1);
- пп. 8.5: Не представлены копии расчетов платежей за пользование недрами, предоставляемых в государственную налоговую службу, и копии которых должны направляться в Ставропольприродресурсы - нарушены требования п. 1,3, 5, 10ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1, пп. 6.1,6.3,6.12 п. 6, пп. 8.1-8.3,8.15 п. 8 лицензии на право пользования недрами от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ.
6. ООО "Экосервис" осуществляет размещение (захоронение) отхода 4 класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", образованного в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов - в предоставленный участок недр, в полиоценовый водонсный горизонт - Нарушены требования ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
7. ООО "Экосервис" не представлена декларация о воздействии на окружающую среду - нарушены требования ч. 1, 2 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) "Растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещения (хранение) 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии и внесение в нее дополнительных сведений не требуется.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов подразумевается хранение и захоронение отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 7-ФЗ, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, деятельность по размещению (хранению, захоронению) отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (статья 3 Закона N 99-ФЗ).
Судом установлено, что общество осуществляет деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов) через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
С целью осуществления указанной деятельности заявитель эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт: для хранения жидких отходов - шламонакопители N 2 и N3, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010410:137, для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину "Люминофор N1", расположенную на земельном участке в кадастровым номером 26:12:010410:125.
Указанные объекты и скважина принадлежат ООО "Экосервис" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28.09.2011 N 26-АЗ 570988 (скважина N 1 "Люминофор"); свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478020 (шламонакопитель N 2), свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2011 N 26-АЗ 478110 (шламонакопитель N 3).
Земельные участки под указанными объектами предоставлены обществу в аренду администрацией города Ставрополя, в материалах дела имеется договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 26.03.2012 N 248, срок аренды до 11Л2.2021 (под шламонакопителями N 2, N 3, кадастровый номер 26:12:010410:137) и договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 N 9060, срок аренды до 11.12.2021 (под скважиной "Люминофор N 1", кадастровый номер 26:12:010410:125).
Судом установлено, что шламонакопитель жидких отходов N 2 введен в эксплуатацию 1989 г. Проектная мощность 77 тыс. куб. м. Площадь объекта размещения отходов: 18 314 кв. м.
Объект размещения отходов (ОРО) включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) - номер объекта в ГРОРО: 26-00021-Х-00421-270716. Инвентаризация ОРО и характеристика ОРО составлена в 2015 г.
Шламонакопитель жидких отходов N 3 введен в эксплуатацию 1979 г. Проектная мощность 90 тыс. куб. м. Площадь ОРО: 28 800 кв. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: 26-00023-Х-00645-031016.
Шламонакопители N 2 и N 3 являются гидротехническими сооружениями, на которые разработана декларация безопасности гидротехнических сооружений, регистрационный номер 20-20(03)0002-09-ХИМ, утвержденная 17.01.2020 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, со сроком действия на 4 года.
Шламонакопители N 2 и N 3 представляют собой герметичный котлован, состоящий из ограждающей дамбы насыпной грунтовой, из местных суглинков с уплотнением. По дну и откосам шламонакопителей устроен противофильтрационный экран из глины толщиной 1,5 м., укрепленный защитным слоем из щебня, предназначенный для исключения попадания вредных веществ, в грунтовые воды и недопущения опасных фильтрационных деформаций грунта ограждающей дамбы и ее основания. Дренажные системы не предусмотрены. В состав ГТС шламонакопителей входят: подводящие трубопроводы стальные по 2 нитки, отводящие трубопроводы стальные по 1 нитке, насосы производительностью 150 кв. м.
ООО "Экосервис" в шламонакопителях N 2, N 3 осуществляет сбор и размещение (хранение) следующих видов отходов 4 классов опасности (промстоки): - "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104", "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104" (далее - жидкие отходы 4 класса опасности, промстоки, жидкие отходы, промышленные стоки), с целью их предварительной подготовки для подземного захоронения, через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
Пользование участком недр обществом, осуществляется на основании лицензии от 10.08.2001 серия СТВ номер 00584 вид лицензии ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, выданной Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд), на основании проектной документации "Проект подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт 1998 г." (разработчик документации: ОАО "СевКавНИПИгаз" г. Ставрополь), получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N Э-61/2. Срок окончания действия лицензии 01.04.2024 (Приложение N17 к лицензии СТВ N00584 ЗЭ).
Участок по захоронению жидких отходов состоит из одной поглощающей (нагнетательной) скважины N 1 Люминофор, трех глубоких скважин N 2, N 3 Люминофор, N 2 Ставропольская, а так же двух мелких наблюдательных скважин N 1Н, N 2Н, предназначенных для контроля за захоронением промстоков.
Скважина N 1Л введена в эксплуатацию 1991 г. и принадлежит Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права 28.09.2011 N 26-АЗ 570988), земельный участок под скважиной предоставлен Обществу Администрацией г. Ставрополя на праве аренды (договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 N 9060 (под скважиной "Люминофор N 1", кадастровый номер, срок аренды до 11.12.2021 г. Земельный участок под скважиной N 1Л, категория земель: Земли населённых пунктов. Разрешенное использование: Для размещения промышленных объектов, по документу: Под объектом производственного назначения. Площадь: 732 кв. м.
Подземная часть подземного хранилища стоков (жидких отходов) включает в себя пласт-коллектор, подстилающий и перекрывающий водоупоры, "буферные" водоносные горизонты, контрольный водоносный горизонт и систему скважин различного назначения.
Технологическая схема (технология) подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт изложена в "Проекте подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт" 1998 г. (разработчик документации: ОАО "СевКавНИПИгаз" г. Ставрополь), который получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам "Проекта подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт" от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N Э-61/2.
Из материалов дела судом установлено, что промышленные стоки (отходы) принимаются на размещение (хранение) на шламонакопителях N 2, N 3 от предприятий ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ЗАО НПФ "Люминофор", ООО НПФ "ЛЮМ", расположенных на промплощадке ОАО "Люминофор" в промышленной зоне северо-западного района г. Ставрополя, на основании заключенных договоров:
- ЗАО "Сезар плюс" договор от 01.03.2018 N 1/18-отх/эко на прием химических отходов;
- ООО "СЗСП" договор от 01.03.2017 N 8/БЭГТС на услуги по эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов;
- ЗАО НПФ "Люминофор" договор от 30.12.2011 N 4/12-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков;
- ООО НПФ "ЛЮМ" договор от 01.02.2015 N 7/15-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков.
Согласно справке общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, имеющимся актам выполненных работ за 2018, 2019 год, отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 год, статистической отчетности N 2- ТП (отходы) за 2017, 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг., ООО "Экосервис" принято и размещено на шламонакопителях N 2 и N 3 жидких отходов 4 класса опасности (промышленные стоки) от указанных предприятий, всего в 2017 г. -51,0 т, в 2018 год - 10 391 м3 (в шламонакопитель N2-5 615м3,в шламонакопитель N 3 - 4 776 м3), в 2019 год - 8 953 м3 (в шламонакопитель N 2-3711 м3, в шлаонакопитель N 3 - 5 242 м3).
от ООО "Сезар Плюс": всего в 2018 год - 7 450 м3 (акт от декабря 2018 г. - 670 м3, от ноября 2018 год - 880 м3, от октября 2018 год - 0 м3, от сентября 2018 год - 500 м3, от августа 2018 год - 625 м3, от июля 2018 год -685 м3, от июня 2018 год - 680 м3, от мая 2018 год - 780 м3, от апреля 2018 год - 585 м3, от марта 2018 год - 610 м3, от февраля 2018 год - 735 м3, от января 201 8 год - 700 м3); всего в 2019 году - 7 002 м3 (акт от декабря 2019 года - 620 м3, от ноября 2019 года - 770 м3, от октября 2019 года - 802 м3, от сентября 2019 года - 673 м3, от августа 2019 года - 623 м3, от июля 2019 года - 506 м3, от июня 2019 года - 739 м3, от мая 2019 год - 671 м3, от апреля 2019 г. - 605 м3, от марта 2019 года - 696 м3, от февраля 2019 года- 297 м3);
от ООО "СЗСП": всего в 2018 году - 2 614 м3 (акт от декабря 2018 года - 112 м3, от ноября 2018 года - 120 м3, от октября 2018 года - 113 м3, от сентября 2018 года - 223 м3, от августа 2018 года - 276 м3, от июля 2018 года - 253 м3, от июня 2018 года - 225 м3, от мая 2018 года - 259 м3, от апреля 2018 года - 256 м3, от марта 2018 года - 280 м3, от февраля 2018 года - 227 м3, от января 2018 года - 270 м3), - всего в 2019 году - 1 691 м3 (акт от декабря 2019 года - 198 м3, от ноября 2019 года - 135 м3, от октября 2019 года - 41 м3, от сентября 2019 года - 335 м3, от августа 2019 года - 201 м3, от июля 2019 года - 128 м3, от июня 2019 года - 128 м3, от мая 2019 года - 137 м3, от апреля 2019 года- ПО м3, от марта 2019 года - 98 м3, от февраля 2019 года - 93 м3, от января 2019 года - 87 м3);
от ООО НПФ "ЛЮМ": всего в 2018 году - 325 м3 (акт от декабря 2018 года - 34 м3, от ноября 2018 года - 47 м3, от октября 2018 года - 32 м3, от сентября 2018 года - 23 м3, от августа 2018 года - 34 м3, от июля 2018 года -33 м3, от июня 2018 года - 27 м3, от мая 2018 года -17 м3, от апреля 2018 года - 20 м3, от марта 2018 года - 24 м3, от февраля 2018 года - 16 м3, от января 2018 года - 18 м3); - всего в 2019 году - 254 м3 (акт от декабря 2019 года - 23 м3, от ноября 2019 года - 12 м3, от октября 2019 года - 15 м3, от сентября 2019 года. - 45 м3, от августа 2019 года - 22 м3, от июля 2019 года - 22 м3, от июня 2019 года - 41 м3, от мая 2019 года -11 м3, от апреля 2019 года - 8 м3, от марта 2019 года - 19 м3, от февраля 2019 года -22 м3, от января 2019 года - 14 м3);
от ЗАО НПФ "Люминофор": всего в 2018 году - 2 м3 (акт от апреля 2018 года - 2 м3); - всего в 2019 году - 6 м3 (акт от декабря 2019 года - 2 м3, от ноября 2019 года -2 м3, от октября 2019 года - 2 м3).
Указанными юридическими лицами на образующиеся жидкие отходы (промстоки) составлены паспорта опасных отходов:
- ЗАО "Сезар Плюс" паспорт опасного отхода составлен на "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 6097/17-16 от 15.09.2016;
- ООО "НПФ "ЛЮМ" паспорт опасного отхода составлен на "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 6626/17-16 от 26.10.2016;
- ЗАО "НПФ "Люминофор" паспорт опасного отхода составлен на "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 5824/17-16 от 11.08.2016;
- ООО "СЗСП" паспорт опасного отхода составлен на "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104". Паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. N 5825/17-16 от 11.08.2016.
Сбор и размещение (хранение) отходов 4 класса опасности в шламонакопителях N 2 и N 3 осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.10.2019 N Д 26 00004/П, выданной Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) отходов 4 класса опасности:
- "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104";
- "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104";
- "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104".
Из материалов дела усматривается, что образующиеся от деятельности ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ООО НПФ "Люм", ЗАО НПФ "Люминофор" отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведение значения рН = 7,0 -8,0. В зависимости от подъема уровня нейтрализованных промстоков в емкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в два шламонакопителя N 2 и N 3, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80-90 суток. Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков.
В шламонакопителях поддерживается минимально - разрешенный уровень стоков. Контроль за уровнем и количеством промстоков в шламонакопителях осуществляется с использованием мерного столба и прибора учета поступающих промстоков.
В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадение твердых включений в осадок (донные отложения).
Судом установлено, что в рамках проведения плановой выездной проверки 17.03.2020 с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), в присутствии представителя ООО "Экосервис", был произведен отбор проб отходов, размещенных в шламонакопителях N 2 и N 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, от 17.03.2020 N 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, от 17.03.2020 N 24 -о, от 17.03.2020 N 25-0, от 17.03.2020 N 26-о.
По результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752 (вх. от 20.04.2020), установлено, что в результате деятельности Общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях N 2 и N 3, образуются 2 вида отходов которые относятся к 4 классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 N 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, от 26.03.2020 N 24-о, от 26.03.2020 N 25-о, от 26.03.2020 N 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, от 25.03.2020 N 24-0, от 25.03.2020 N 25-о, от 25.03.2020 N 26-о): жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4"; донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 N 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2, N 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.
Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" -размещаются (хранятся) в шламонакопителях N 2 и N 3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось. Образованные в процессе стабилизации - отходы 4 класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" с помощью перекачивающих насосов захораниваются, через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1 Л на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Судом установлено, что процесс закачки промстоков ( жидких отходов) носит циклический характер в связи с малыми объемами поступающих промстоков. Продолжительность цикла закачки около 105 суток (апрель - июнь и сентябрь - ноябрь).
Согласно справке общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018, 2019 год, пояснительной записке от 2018, 2019 год, ООО "Экосервис", через нагнетательную скважину N 1Л, захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017-2019 гг. - 59 059 куб.м.: в 2017 году -29 532 куб.м.; в 2018 году - 20 993 куб. м. (акт 21.05.2018 - 13 529 куб. м. из шламонакопителя N 3, в период с 20.04.2018 по 20.05.2018; акт от 01.11.2018 -7 464 куб. м. из шламонакопителя N 2, в период с 04.09.2018 по 01.11.2018); в 2019 году - 8 534 куб. м. (акт без даты от 2019 год - 4 850 куб. м. из шламонакопителя N 3, в период с 29.04.2019 по 05.05.2019; акт от 15.10.2019 -3 684 куб. м. из шламонакопителя N 2, в период с 10.10.2019 по 15.10.2019).
Следовательно, судом установлено, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Исходя из вышеизложенного, в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, ч. 1, 2 ст. 30 Закона N 7-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N99-ФЗ, ООО "Экосервис" осуществляет деятельность по размещению отхода 4 класса опасности без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 по делу N А63-6914/2020, общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КОАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Довод общества о том, что шламонакопители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические емкости, предназначенные для доведения жидких отходов для закачки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления, не может быть принят судом, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ, размещение отходов -хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу ч. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании проведенной инвентаризации объекта размещения отходов, проведенной обществом в 2015 г., ООО "Экосервис" представило характеристику объектов размещения отходов (ОРО) (шламонакопитель N 2 и N 3) для включения в ГРОРО.
Шламонакопитель N 2 включен в ГРОРО под N 26-00021-Х-00421-270716, шламонакопитель N 3 - под N 26-00023-Х-00645-031016.
В ходе проведения проверки заинтересованным лицом установлено, что донные отложения "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" из шламонакопителей, образуются в процессе стабилизации промстоков, принятых от сторонних организаций. Процесс образования указанного отхода изложен в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит выпадение взвешенных веществ в осадок.
Судом установлено, что факт образования отходов (жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок)), подтверждены материалами проверки, а именно: протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, от 17.03.2020 N 20-241/П/4, протоколами отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, от 17.03.2020 N 24-о, 17.03.2020 N 25-0, от 17.03.2020 N 26-о, экспертным заключением от 10.04.2020 N 42, протоколами испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, от 26.03.2020 N 24-о, от 26.03.2020 N 25-о, от 26.03.2020 N 26-о; протоколами биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 26-о; протоколами биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, от 25.03.2020 N 24-о, от 25.03.2020 N 25-о, от 25.03.2020 N26-о.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности".
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт 1 - V классов опасности. Порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
Судом установлено, что в нарушение указанных требований обществом на образующиеся в результате деятельности в процессе стабилизации промстоков, не осуществлено отнесение отходов I - IV классов опасности для отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), а так же не составлен паспорт отходов I - IV классов опасности для отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки).
Довод заявителя о том, что в результате деятельности общества не образуются донные отложения (твердая фаза) и как следствие не возникает обязанности вести учет образующихся, в результате деятельности в процессе стабилизации жидких промстоков, отходов 4 класса опасности, так же не может быть принят судом в виду следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под понятием "обращение с отходами" понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу ст. 19 Закон N 89 ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт образования отходов (жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок)), подтверждены материалами дела.
Судом установлено, что заявителем не ведется учет образующихся в результате деятельности в процессе стабилизации промстоков отходов 4 класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0"; отхода (жидкая фракция) из шламонакопителей (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4".
Довод заявителя о том, отчет мониторинга за 2018 г. соответствует всем требованиям, по объему предоставления необходимой информации признан судом не состоятельным ввиду следующего.
Судом установлено, что отчет общества не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине N 78 в июне 2018 г., N 38 в декабре.
Общество эксплуатирует 3 объекта размещения (хранения) отходов (ОРО), включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО):
шламохранилище N 2. Введено в эксплуатацию 1989 г. Проектная мощность 15,5 тыс. куб. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: 26-00022-Х-00421- 270716. В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) от 23.01.2018 N CBLGFN5A, относится к 3 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478021;
шламонакопитель N 2. Введен в эксплуатацию 1989 г. Проектная мощность 77 тыс. куб. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: 26-00021-Х-00421- 270716. В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС от 14.06.2017 NBGGJ07Gr, относится к 2 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478020;
- шламонакопитель N 3. Введен в эксплуатацию 1979 г. Проектная мощность 90 тыс. куб. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: 26-00023-Х-00645- 031015. В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС от 23.01.2018 NCBLGFN5A, относится к 2 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права 07.07.2011 N 26-АЗ 478110.
Утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, которая в уведомительном порядке направлена в адрес заинтересованного лица 14.01.2020 (далее -программа мониторинга), где указано, что п. 5.3 и п. 6.3 (стр. 238, 240 том N 2) Программы мониторинга для контроля за подземными грунтовыми водами на объектах размещения отходов предусмотрено 6-ть наблюдательных скважин N38, N65, N78, N200, N201, N202 и установлен мониторинг (химический анализ проб) грунтовых вод с периодичностью 2 раза в год (июнь, декабрь).
По результатам рассмотрения отчета мониторинга, установлено, что обществом не проводились наблюдения в скважинах N 38 в июне и декабре 2019 г. (стр. 166 том N 2), N 65 в июне-2019 г. (стр. 165 том N 2), N 78 в декабре 2019 г. (стр. 166 том N 2), по причине слишком малого столба воды в скважинах.
В материалах дела отсутствуют акты испытательной лаборатории (центра) о невозможности отбора проб из указанных скважин (с указанием причины).
Отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2018 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине N 202, так же и в 2019.
В разделе отчета мониторинга "Сведения об объекте размещения отходов (ОРО)" отсутствуют реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика ОРО, составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 48;
В разделе отчета "Приложения" отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации.
Отчет мониторинга за 2018 г. не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине N 78 в июне 2018 г., N 38 в декабре 2018 г.
ООО Экосервис" имеет лицензию от 10.08.2001 серия СТВ номер 00584 вид лицензии ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, на захоронение промстоков (жидких отходовО в подземный палеоценовый водоносный горизонт, которая выдан Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд).
Пунктами 6, 8 лицензионного соглашения об условии пользованием недрами для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, к лицензии от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ (далее - лицензионное соглашение), установлены условия захоронения промстоков и обязательства владельца лицензии.
Судом установлено, что заявителем в нарушение условий и обязательств владельца лицензии, установленных п. 6, 8 лицензионного соглашения, не выполняются следующие условия (обязательства):
пп. 6.1: не проводятся научно-исследовательские работы с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки;
- пп. 6.3: отсутствует разработанный и согласованный с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а так же разрушением оголовка скважины;
- пп. 6.12: не представляется годовой отчет, до 15-го марта следующего за отчетным периодом (за 2018, 2019 гг.);
- пп. 8.1-8.3: не вносятся платежи за право пользования недрами при эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаемых в форме регулярных платежей величина которых установлена в размере 3% от стоимости предоставляемых услуг при захоронении промстоков, установленные ст. 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1);
- пп. 8.5: Не представлены копии расчетов платежей за пользование недрами, предоставляемых в государственную налоговую службу, и копии которых должны направляться в Ставропольприродресурсы.
Общество приводит довод о том, что оно действует как микропредприятие, самостоятельно и следовательно не проводит научно- исследовательские работы. Гидродинамические параметры водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдением за состоянием экологической обстановки на протяжении 20 лет проводит и документально подтверждает ООО геофирма "Пласт".
Положением договора от 28.01.2019 N 1-19, заключенного между ООО "Экосервис" и ООО геофирма "Пласт" не предусмотрено проведение научно-исследовательских работ с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки.
Иных сведений подтверждающих выполнение пп. 6.1 п. 6 обществом в материалы дела не представлено.
Общество в соответствии с пп.6.3 п. 6 лицензионного соглашения ООО "Экосервис" ежегодно разрабатывает, утверждает "План по локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС) шламонакопителей N 2 и N 3", кроме того каждые 4 года разрабатывает "План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера гидротехнических сооружений ООО "Экосервис" и согласовывает с экспертным советом Главного управления МЧС России поСК.
Данные доводы заявителя не могут быть приняты судом, поскольку опровергаются материалами дела, поскольку в соответствии с пп. 6.3 п. 6 лицензионного соглашения ООО "Экосервис" обязано разработать и согласовать с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а также разрушением оголовка скважины.
Согласованный с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а также разрушением оголовка скважины, а также разрушением оголовка скважины у Общества отсутствует.
Довод заявителя о том, что в соответствии с пп. 8.1-8.3, 8.5 п. 8, платежи на право пользование недрами в размере 3 процентов от стоимости услуг при захоронении промстоков не взыскиваются в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Так же не может быть принят судом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ, размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ, установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). При этом шламонакопители, используемые Обществом включены в ГРОРО.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участка недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Статьей 12 названного закона предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.
В силу п. 10 ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что учитывая требования установленные п. 10 ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, п. 6, 8 лицензии на право пользования недрами от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 обязательны к исполнению в течении всего периода действия лицензии.
В соответствии с п. 1, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, пользователь недр обязан: обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно п. 3, 5 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В нарушение требований п. 1, 3,5, 10 ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, ООО "Экосервис" осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных пп. 6.1, 6.3 п. 6, пп. 8.1-8.3, 8.5 п. 8 лицензии на право пользования недрами от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ.
Довод общества о том, что Закон РФ от 21.02.1992 N N 2395-1 не содержит требований о включении в реестр ГРОРО подземных недр, расположенных в глубоких горизонтах земли и используемых для размещения в них нейтральных промстоков, утверждение Управления о необходимости включения в реестр ГРОРО палеоценовый водоносный горизонт на глубине 1 650-м, куда происходит закачка ООО "Экосервис" нейтральных промстоков, не основан на законе, шламонакомители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические емкости предназначенные для доведения жидких отходов для закачки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления, жидккие отходы поступают в шламонакопители и не хранятся, а проходят подготовку для будущего захоронения.
В зависимости от подъема уровня нейтрализованных промтсоков в емкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в два шламонакопителя N 2 и N 3, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт -предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80-90 суток. Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков. В шламонакопителях поддерживается минимально - разрешенный уровень стоков. Контроль за уровнем и количеством промстоков в шламонакопителях осуществляется с использованием мерного столба и прибора учета поступающих промстоков.
В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадение твердых частиц включений в осадок (донные отложения).
В рамках плановой выездной проверки 17.03.2020 с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), в присутствии представителя ООО "Экосервис", был произведен отбор проб отходов размещенных в шламонакопителях N 2 и N 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, от 17.03.2020 N 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, от 17.03.2020 N 24 -о, от 17.03.2020 N 25-о, от 17.03.2020 N26-о.
По результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752 (вх. от 20.04.2020) установлено, что в результате деятельности Общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях N 2 и N 3, образуются 2 вида отходов которые относятся к 4 классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 N 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, от 26.03.2020 N 24-о, от 26.03.2020 N.25-о, от 26.03.2020 N 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, от 25.03.2020 N 24-о, от 25.03.2020 N 25-о, от 25.03.2020 N 26-о): - жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4"; - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 N 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2, N 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.
Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" - размещаются (хранятся) в шламонакопителях N 2 и N 3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось.
Образованные в процессе стабилизации - отходы 4 класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" с помощью перекачивающих насосов захораниваются через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1 Л на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Согласно справке от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг., ООО "Экосервис", через нагнетательную скважину N1Л, захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017-2019 гг. - 59 059 куб. м.: 2017 г. -29 532 куб.м.; в 2018 г. - 20 993 куб. м.; в 2019 г. - 8 534 куб. м.; из шламонакопителя N 3, в период с 29.04.2019 по 05.05.2019; акт от 15.10.2019 - 3 684 куб. м. из шламонакопителя N 2, в период с 10.10.2019 по 15.10.2019).
Следовательно, общество размещение (захоронение) отхода 4 класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", образованного в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) - в предоставленный участок недр, в палеоценовый водоносный горизонт.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу части 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом,о имеет участок недр выделенный (предоставленный) как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ являясь объектом размещения отходов должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Факт размещения (захоронения) отхода 4 класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", на объекте, не внесенном в ГРОРО (в палеоценовый водоносный горизонт), подтверждается справкой от 18.03.2020 N 29/ЭКО, пояснительной запиской от 2018, 2019 гг., актами захоронения отходов (промстоков) за 2018, 2019 гг. (акт от 21.05.2018, акт от 01.11.2018, акт без даты от 2019 г., акт от 15.10.2019).
Из анализа представленных материалов установлено, что оспариваемое предписание выдано в установленном порядке, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судом в ходе судебного заседания не установлено наличие обозначенной статьями 198, 200 АПК РФ совокупности обстоятельств, которые могли бы послужить признанию недействительным оспариваемого предписания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, госпошлина по апелляционной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2020 по делу N А63-11566/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Экосервис" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601942978, ИНН 2635050520) в федеральный бюджет 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.