Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-7141/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-190866/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-190866/20
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решение
в присутствии:
от заявителя: |
Щербакова Е.В. по дов. от 21.09.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав по постановке на кадастровый учет, вынесенное в отношении объекта недвижимости: Здания трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-142) расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", оформленное уведомлениями N N 50/066/005/2019-5838/1, 50/066/005/2019-5838/2, 50/006/005/2019-5838/3, 50/006/005/2019-5838/4 от 13.07.2020, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении в отношении объекта недвижимости: Здания трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-142) расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково".
Решением от 16.12.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 26.06.2020 Заявителем в Росреестр представлен пакет документов, подготовленный в целях устранения замечаний, что подтверждается Описями документов от 26.06.2020 г.: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 049-Ф-60-РВ от 26.02.2020; технический план от 24.05.2020 г.; договор аренды N50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018 г.; приказ N 113 от 16.10.2012 "О правилах проекта в сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства".
13.07.2020 Заявителем получено уведомление об отказе государственной регистрации права собственности в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства дела, правомерно удовлетворил заявленные требования.
При повторном рассмотрении дела в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает.
Доводы жалобы о том, что разрешение на ввод объекта не соответствует Требованиям к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/np), противоречат нормам права.
В силу ст. 10.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" осуществление градостроительной деятельности на территории инновационного центра "Сколково" регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Представленное Заявителем Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано на основании Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (ФЗ о Сколково).
ФЗ о Сколково устанавливает особый статус территории Инновационного центра "Сколково" и, соответственно, особый порядок получения РВЭ.
Согласно указанному Федеральному закону реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" возложена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на управляющую компанию (п. 2 ст. 2 ФЗ "О Сколково").
По распоряжению Президента РФ от 2 июля 2010 г. N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее "Фонд Сколково").
Управляющая компания выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра (пп. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ "О Сколково").
Управляющая компания проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (пп. 7 п. 1 ст. 5, п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией (п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Приказ от 14.02.2020 N 29-Пр "О внесении изменений в правила проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденные Приказом от 16.10 2012 N 113" Председателя Правления Фонда "Сколково", а также Приказ от 16.10.2012 N 113 Президента Фонда "Сколково" "О правилах проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Президента Фонда "Сколково", прямо регулируют порядок выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов.
Кроме того, на официальном сайте ИЦ Сколково имеется самостоятельный сервис "Подготовка и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (https://old.sk.rU/foundation/documents/p/design_rules.aspx).
Таким образом, в соответствии с ФЗ "О Сколково" и Приказом Президента Фонда "Сколково" управляющей компании предоставлена исключительная компетенция в отношении таких процедур, как утверждение, согласование и применение той ли иной проектной документации.
В частности, управляющая компания осуществляет:
* утверждение формы РВЭ;
* экспертизу проектной документации для последующей выдачи РВЭ;
* выдачу РВЭ.
* В соответствии с п. 21 ст. 15 ФЗ о Сколково проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется (п. 22 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Согласно п.1 ст. 20 ФЗ "О Сколково" на территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемые управляющей компанией в соответствии с ФЗ "О Сколково" в т.ч. утверждение схем территориального планирования субъекта РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.02.2020 N 049-Ф-60-РВ, выданное с учетом ФЗ "О Сколково", означает его соответствие требованиям действующего законодательства.
Проведение государственной экспертизы проектной документации не требуется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно установлено, что Требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр.), на которые ссылается ответчик, в данном случае, не применимы.
Ответчик, указывая на отсутствие документов, подтверждающих земельно-правовые отношения, ссылается на Договор аренды N 50108/01006/0061-2016 от 26.12.2016, который не зарегистрирован в порядке ст. 25 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, ответчиком не был учтен Договор аренды N 50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018 (Договор), подлинный экземпляр которого представлен в регистрационное дело 26.06.2020 вместе с заявлением N 77/005/263/2020-1176, что подтверждается Описью документов от 26.06.2020.
В соответствии с абз. 1 п. 1.1. Договора (стр. 2 Договора) Заявителю передается во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020109:397, площадью 108 кв.м., адрес: Москва, д. Сколково (далее -Участок N 1), принадлежащий Арендодателю на праве собственности, номер и дата государственной регистрации права: 77:15:0020109:397-7007/2017-1 от 28.09.2017.
В соответствии с п. 1.5 Договора участки предоставляются Арендатору для использования по следующему назначению: для проектирования и строительства объектов электроснабжения, включая электрические подстанции, трансформаторные подстанции (СП/ТП/РП/АББМ), предназначенные для приема, транспортировки и передачи электрической энергии потребителям на территории инновационного центра "Сколково" напряжением 20/0,4 кВ.
Согласно п. 2.1. Договора договор заключен на неопределенный срок.
Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается.
Данная позиция отражена в п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из апелляционной жалобы также следует, что Технический план объекта не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Вместе с тем, замечания указанные ответчиком были устранены заявителем в неоднократно скорректированных технических планах, представленных:
* 10.12.2019 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 10.12.2019 N 77-0-1-52/3001/2019-2396;
* 24.12.2019 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 24.12.2019 N 77-0-1-52/3001/2019-2518;
- 26.06.2020 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 26.02.2020 N 77-0-1-71/3160/2020-390.
Так, заявителем устранены следующие замечания ответчика:
* Нарушение п. 43 Требований - в Техническом плане (на стр. 3 строка 10) год ввода объекта в эксплуатацию указан в соответствии с РВЭ от 26.02.2020 N 049-Ф-60-РВ - 2020 г.;
* Нарушение п. 28 Требований - согласно п. 28 Требований в графах "6", "7", "8" реквизита "2" раздела "Исходные данные" указываются сведения о состоянии (сохранности) соответственно наружного знака пункта.
В действительности представленная Заявителем ХМL-схема Технического плана (версия 03) не предусматривает внесения сведений о состоянии (сохранности) наружного знака пункта. По этой причине, для включения указанных сведений в Технический план в его состав включен документ "ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН - ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ" в формате *pdf, который отображает необходимые сведения.
Соответствующие разъяснения даны кадастровым инженером в разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера".
- Нарушение п. 59 Требований - План этажа отображает имеющиеся дверные проемы. Окна, лестницы, балконы, а также внутренние уступы на объекте не имеются. Соответственно, какие-либо еще условные знаки, указанные в п. 59 Требований, не подлежат указанию на плане этажа.
- нарушение п. 21 Требований - Текст всех представленных документов является читаемым. Техплан подается на диске в специальном формате XML, в целях последующей выгрузки его в программу Росреестра.
Формат XML един для всех баз и выгружаемых документов.
Ни одно из Уведомлений Росреестра не содержало указания на то, что диск не открывается или не читается.
Таким образом, все выгруженные файлы были читаемыми.
* Нарушение ч. 7 ст. 52 ГрК РФ - в Техническом плане сведения о технических характеристиках объекта указаны в соответствии с проектной документацией, что прямо отражено в п. 1 раздела 1 "Исходные данные" и соответствует требованиям действующего законодательства.
* Нарушение п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 г. N 90 -Заявитель исключил из поэтажного плана объекта техническое подполье.
Скорректированный Технический план от 24.05.2020 с приложением поэтажного плана представлен в Росреестр 26.06.2020, что подтверждается соответствующей Описью документов N 77-0-1-71/3160/2020-390 от 26.06.2020.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прав по постановке на кадастровый учет, вынесенное в отношении объекта недвижимости: Здания трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-142) расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", оформленное уведомлениями N N 50/066/005/2019-5838/1, 50/066/005/2019-5838/2, 50/006/005/2019-5838/3, 50/006/005/2019-5838/4 от 13.07.2020.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-142), расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-190866/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190866/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ