Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2021 г. N Ф05-10379/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А41-64365/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной Е.Н., Погонцева М.И.,,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Технопарк" (ОГРН: 5087746032457, ИНН: 7722656450,) - представитель не явился, извещен; после перерыва -Пацюре А.А. представитель по доверенности от 12.05.21 г.;
от Министерства жилищной политики Московской области (ИНН 5024190060, ОГРН 1185053037476) - Шумова И.Р. представитель по доверенности от 11.01.21 г.; после перерыва представитель не явился,
от Администрации городского округа Щелково Московской области - представитель не явился, извещен;
от Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814) - представитель не явился, извещен
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-64365/20,
по заявлению ООО "Технопарк" к Министерству жилищной политики Московской области, третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация городского округа Щелково Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технопарк" (далее - ООО "Технопарк") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (Министерство) с требованиями: 1. Признать незаконным отказ Министерства жилищной политики Московской области в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Технопарк" разрешения на строительство, изложенный в уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: 82467 от 28.09.2020). 2. Обязать Министерство жилищной политики Московской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "Технопарк" разрешение на строительство объекта "Складской комплекс "Технопарк", корпуса N 9 и N 10 расположенные по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 153". 3. Взыскать с Министерства жилищной политики Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк"расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и Администрация городского округа Щелково Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-64365/20 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 47-50).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе поддержал, просил обжалуемый акт отменить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПАРК" на праве собственности принадлежат два земельных участка:
- земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050306:381, площадью 40 106 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 149, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производство, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.04.2019 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о чем в ЕГРН 23.04.2019 года сделана запись регистрации N 50:14:0050306:381-50/014/2019-5;
- земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050306:380, площадью 8 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 149, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производство, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.04.2019 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о чем в ЕГРН 23.04.2019 года сделана запись регистрации N 50:14:0050306:380-50/014/2019-5.
Основанием регистрации права собственности заявителя на указанные земельные участки является договор купли-продажи недвижимого имущества N ДКП/1 от 15 апреля 2019 года.
23.03.2020 Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области выданы Градостроительные планы на указанные земельные участки. 27.08.2020 ООО "ТЕХНОПАРК" получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 50-2-1-3-041038-2020 по разработанной проектной документации для строительства объекта "Складской комплекс "ТЕХНОПАРК", корпуса N9 и N10, расположенные по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д.153". 22.09.2020 ООО "ТЕХНОПАРК" обратилось в Министерство жилищной политики Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Складской комплекс "ТЕХНОПАРК", корпуса N 9 и N 10, расположенные по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д.153", кадастровые номера земельных участков 50:14:0050306:381, 50:14:0050306:380.
28.09.2020 Министерство жилищной политики Московской области отказало обществу в выдаче разрешения на строительство объекта "Складской комплекс "ТЕХНОПАРК", корпуса N 9 и N 10, расположенные по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д.153", указав, что функциональное назначение указанного объекта не соответствует виду разрешенного использования земельных участков "под производство", а также указав, что согласно имеющейся информации на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050306:381 начато строительство
Считая указанный отказ незаконными, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Министерство указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Частью 19 статьи 51 Грк РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 данной статьи.
Согласно статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, застройщик имеет право осуществлять строительство (реконструкцию) только на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выданного в установленном порядке.
Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию) является гарантией, выдаваемой государственными органами, подтверждающей надежность конструкций строящегося (реконструируемого) объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории). Таким образом, законодателем установлен в Градостроительном кодексе РФ исчерпывающий перечень оснований для отказа субъекту градостроительной деятельности в выдаче разрешения на строительство..
В обжалуемых отказах Министерство указало на несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, и действующим на дату выдачи разрешения на строительство: - функциональное назначение объекта "Складской комплекс "ТЕХНОПАРК", корпуса N 9 и N 10, расположенные по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д.153" не соответствует виду разрешенного использования земельного участка "под производство".
Между тем, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются Правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из материалов дела следует, что в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0050306:381 и 50:14:0050306:380 Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области подготовлены градостроительные планы.
Из их содержания следует, что в отношении земельных участков установлен градостроительный регламент в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области, утв. решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017 N 669/68-172- НПА.
В соответствии с ними, спорные земельные участки расположены в зоне, обозначенной П - производственная зона.
Согласно ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В градостроительных планах спорных земельных участков также указано, что в отношении них установлены, в том числе следующие основные виды разрешенного использования: производственная деятельность и склады.
Таким образом, поскольку градостроительным регламентом и Правилами землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050306:381 и 50:14:0050306:380 отнесены к производственной территориальной зоне, в отношении них установлены такие основные виды разрешенного использования, как "производственная деятельность" и "склады", право выбора вида разрешенного использования действующим законодательством предоставлено ООО "Технопарк" без дополнительных разрешений и согласований, выбор заявителем использования земельных участков для строительства складского комплекса правомерно, а отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия функционального назначения объекта виду разрешенного использования земельного участка является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Кроме того, Министерство жилищной политики Московской области ссылается на то, что согласно имеющейся в Министерстве жилищной политики Московской области информации на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050306:381 заявителем начато строительство".
По смыслу приведенных положений закона (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в ч. 13 ст. 51 Кодекса, к которым начало проведения строительных работ не отнесено.
Кроме того, из системного анализа положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.
Обществом при обращении в Министерство с заявлением о разрешении строительства объекта была предоставлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, и каких-либо ссылок на их несоответствие в отказе в выдаче разрешения на строительство не содержится.
Доказательств, подтверждающих, что строительство было начато с нарушением проектной документации, не имеется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2020 по делу N А23-3071/2019)
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-64365/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64365/2020
Истец: ООО "ТЕХНОПАРК"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ