город Омск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А75-17715/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-83/2021) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2020 по делу N А75-17715/2020 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601001726, ОГРН 1028600510465, 628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Спортивная, 7) к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" (ИНН 8603012258, ОГРН 1028600967119, 628611, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 29) о взыскании средств обязательного медицинского страхования,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Маслова Е.С. по доверенности от 29.12.2020 N 65 сроком действия по 31.12.2021;
от бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" - Файник Н.В. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия по 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, страховщик, ТФОМС ХМАО - Югры) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" (далее - ответчик, учреждение, БУ "Нижневартовская окружная больница N 2") о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в 2018 - 2020 годах в размере 2 556 693 руб. 30 коп., штрафа в размере 255 669 руб. 34 коп., пени в размере 5 795 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2020 по делу N А75-17715/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, истец в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований к учреждению.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание и не исследованы условия расходования средств обязательного медицинского страхования на приобретение транспортных услуг, установленные в Тарифных соглашениях, принятых Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, созданной в соответствии с пунктом 9 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), в составе, утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2011 N 513-п, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - Тарифные соглашения).
Пунктом 5 Приложения N 37 к Тарифным соглашениям на 2018 год, на 2019 год, Приложения N 12 к Тарифному соглашению на 2020 год согласованы расходы медицинской организации на приобретение транспортных услуг, необходимых медицинской организации, по договорам на оказание транспортных услуг (за исключением расходов, произведенных с целью обеспечения оказания медицинской помощи, не включенной в Территориальную программу обязательного медицинского страхования). В соответствии с разделами V Базовых программ обязательного медицинского страхования и разделами V территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации определено, что финансовое обеспечение проведения гистологических и цитологических исследований пациентов патологоанатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет средств данного вида страхования. При этом гистологические и цитологические исследования пациентов проводятся в процессе лечения, необходимы для качественного оказания медицинской помощи и не имеют никакого отношения к вскрытиям трупов и исследованиям аутопсийного материала (материала трупов). Выполнение работ (услуг) по патолого-анатомическому вскрытию в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания не включено в Территориальные программы обязательного медицинского страхования (постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2017 N 528-п на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2018 N 500-п на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2019 N 535-п на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Данный вид услуг не представляет собой медицинскую помощь согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 323-ФЗ). Тарифными соглашениями предусмотрены медицинские услуги по взятию биопсийных (операционных) материалов и цитологические исследования, предназначенные для проведения прижизненных патолого-анатомических исследований (Приложения NN 19, 20 к Тарифным соглашениям на 2018 и 2019 годы, Приложения NN 24, 25 к Тарифному соглашению на 2020 год размещены на официальном сайте ТФОМС ХМАО - Югры). Спорные расходы, понесенные медицинской организацией, в нарушение пункта 5 Приложения N 37 к Тарифным соглашениям на 2018 год, на 2019 год, Приложения N 12 к Тарифному соглашению на 2020 год, произведены не с целью обеспечения оказания медицинской помощи, входящей в Территориальную программу обязательного медицинского страхования и не охватываются категорией целевого использования средств обязательного медицинского страхования.
В письменном отзыве ответчик просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от филиала страховщика в г. Нижневартовске на отзыв учреждения поступили возражения, на данные возражения БУ "Нижневартовская окружная больница N 2" направило в апелляционный суд отзыв.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ТФОМС ХМАО - Югры поддержаны доводы жалобы, представитель БУ "Нижневартовская окружная больница N 2" высказался в соответствии с возражениями, направленными в материалы дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, иные поступившие от сторон документы, заслушав истца и ответчика и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что БУ "Нижневартовская окружная больница N 2" на основании договоров, заключенных с ООО "АльфаСтрахование-ОМС", ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", АО "Страховая компания "СОГАЗ - Мед", ООО "Росгосстрах - Медицина", ООО "Капитал Медицинское Страхование" оказывает медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию.
На основании приказа ТФОМС ХМАО - Югры от 25.08.2020 N 677 в отношении учреждения проведена комплексная плановая проверка использования средств обязательного медицинского страхования и средств нормированного страхового запаса за период с 01.01.2018 по 30.06.2020, по результатам которой составлен акт от 30.09.2020 N 7. Проверкой в числе иных обстоятельств установлен факт оплаты учреждению расходов за услуги по вывозу тел умерших, что сочтено страховщиком нарушением приложения N 37 (пункт 5) к Тарифным соглашениям на 2018 год, на 2019 год, приложения 12 к Тарифному соглашению на 2020 год (пункт 3 раздела IV акта проверки), и повлекло нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 3 639 945 руб. 25 коп.
Учреждение возместило использованные средства в сумме 1 083 251 руб. 95 коп. В остальной части нецелевой характер расходов оспорен БУ "Нижневартовская окружная больница N 2".
Претензией от 20.10.2020 истец предложил ответчику возвратить средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 556 693 руб. 30 коп., а также уплатить штраф в размере 255 669 руб. 34 коп. и пени.
В связи с тем, что претензия оставлена учреждением без исполнения, страховщик обратился в суд с настоящим иском.
Требования истца оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем ТФОМС ХМАО - Югры не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон N 326-ФЗ (далее также Закон N 326-ФЗ).
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования и медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" органам государственного финансового контроля, осуществляющим контроль за поступлением и расходованием средств федеральных внебюджетных фондов, предоставлено право на основании проведенных проверок выносить предписания по возмещению средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, и статьи 147 названного кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" также предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 3, части 1 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 и пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ при осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и несет корреспондирующую этому праву обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Исходя из системного толкования названных норм учреждение вправе использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную застрахованному лицу в рамках государственных гарантий бесплатную медицинскую помощь и в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинской помощью признается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой, в свою очередь, следует считать медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Диагностика представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Как следует из пункта 6 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортировка трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях.
Таким образом, государством гарантируется бесплатная транспортировка и хранение в морге трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях; такие расходы медицинской организации подлежат возмещению за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя расходы на оплату транспортных услуг. Пунктом 10.6. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2017 N 528-п, предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает расходы на приобретение транспортных услуг.
Пунктом 4.2.1. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2018 N 500-п) предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между Департаментом здравоохранения автономного округа, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования автономного округа, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона N 323-ФЗ, профессиональными союзами медицинских работников или их объединений (ассоциаций), представители которых включены в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования автономного округа. Пунктом 5 приложения N 37 к Тарифному соглашению от 28.12.2018 г в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год предусмотрены расходы на оплату транспортных услуг. Аналогичным образом пунктом 5 приложения N 12 к тарифному соглашению от 27.12.2019 в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 год охватываются расходы на оплату транспортных услуг.
В силу статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, Правил проведения патолого-анатомических исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N 179н, пункта 2 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 N 354н, медицинская помощь включает в себя диагностику заболевания, составной частью которой является патологоанатомическое исследование, при этом в структуру тарифа на оплату медицинской помощи входят транспортные услуги. При указанных обстоятельствах нецелевой характер использования медицинским учреждением средств обязательного медицинского страхования не может быть признан подтвержденным. Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2020 по делу N А27-17169/2019.
Заявив о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования учреждением, страховщик не обосновал позицию надлежащим образом, тогда как установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об обратном. Учитывая акцессорный характер обязательств по уплате штрафа, пени, требования истца в соответствующей части удовлетворены также быть не могут. Оставив без удовлетворения требования ТФОМС ХМАО - Югры, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Иное толкование ТФОМС ХМАО - Югры положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений норм права, процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей жалобы не распределяются ввиду освобождения страховщика от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2020 по делу N А75-17715/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-17715/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА N 2"