г. Чита |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А78-5127/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края Белозеровой О.В. (доверенность от 18.06.2020), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Казака Е.Г. (доверенность от 22.04.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 декабря 2020 года по делу N А78-5127/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству территориального развития Забайкальского края о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в сумме 61 386 221,76 руб., об обязании Министерства территориального развития Забайкальского края рассмотреть заявление N 1735/ЗабДТВ от 28.12.2018 на возмещение недополученных доходов в сумме 61386221,76 руб., в соответствии с требованиями Порядка предоставления в 2016-2018 годах субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (из исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 30.10.2015 N 544, о взыскании с Министерства территориального развития Забайкальского края государственной пошлины в размере 3000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 ответчик Министерство территориального развития Забайкальского края заменен на правопреемника Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН 1197536003972, ИНН 7536176880, далее - министерство).
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15.07.2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2020 N 302-ЭС20-18609 Министерству финансов Забайкальского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 декабря 2020 года по делу N А78-5127/2019 заявленное требование удовлетворено.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом не принято во внимание, что подача заявки 28.12.2018 года исключала возможность предоставления субсидии из бюджета Забайкальского края в 2018 году. На момент рассмотрения уполномоченным органом заявки ОАО "РЖД" (18.01.2019 г.) бюджет 2018 года уже был исполнен, и бюджетные ассигнования 2018 года прекратили своё действие 31 декабря 2018 года, а возможность рассмотрения уполномоченным органом в 2019 года заявки на субсидию в соответствии с Порядком N 544 не предусмотрена действующим законодательством.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство финансов Забайкальского края явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.12.2018 обществом соответствующим письмом, содержащим указание на результаты работы 2018 года, направлены заявки на получение недополученных доходов в сумме 61 386 221,76 руб., из которых 50 383 000,65 руб. недополученные доходы, вызванные государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение за период 2016-2017 годы; 11 003 221,11 руб. недополученные доходы, вызванные применение для группы потребителей "Население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления тепловой энергии отпускаемой от объектов ЗабДТВ, со ссылкой на поквартальную разбивку объема недополученных доходов в разрезе кварталов 2016, 2017 годов.
Минтерразвития Забайкальского края 18.01.2019 принято распоряжение N 4-р об отказе Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению в предоставлении субсидии на основании подпункта 1 пункта 17 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения", утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 N 457 (далее - Порядок N 457) (несоответствие ресурсоснабжающей организации категориям получателей субсидий и требованиям, установленным пунктами 3, 5, 6 Порядка).
24.01.2019 Минтерразвития Забайкальского края обществу направлен ответ, согласно которому в соответствии с распоряжением Минтерразвития Забайкальского края от 18.01.2019 N 4-р на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка N 457 (несоответствие ресурсоснабжающей организации категориям получателей субсидий и требованиям, установленным пунктами 3, 5, 6 Порядка) Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению отказано в предоставлении субсидии.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со статьей 11 Закона Забайкальского края от 26.12.2017 N 1544-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Забайкальского края, предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг предоставляются за счет средств бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе, в частности, в случаях осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Забайкальского края, реализации мероприятий по обеспечению источниками тепло-, энерго-, водоснабжения и водоотведения объектов, строящихся в процессе реализации государственных программ и проектов.
Нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края, являются:
в 2018 финансовом году Постановление Правительства Забайкальского края от 30.10.2015 года N 544, утвердившее Порядок предоставления в 2016-2018 годах субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
в 2019 финансовом году Постановление Правительства Забайкальского края от 28.10.2018 N 457, которым утвержден Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 Порядка N 544 настоящий Порядок, в том числе определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, цели, условия и порядок предоставления в 2016-2018 годах субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 указанного Порядка субсидии предоставляются в целях возмещения, в том числе недополученных доходов, вызванных государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение на период 2016-2018 годы, а также недополученных доходов организаций, вызванных применением в 2016-2018 годах для группы потребителей "население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления.
На основании пунктов 7, 8 Порядка N 544 ресурсоснабжающие организации ежеквартально не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подают в уполномоченный орган заявки на получение субсидий по форме, утверждаемой уполномоченным органом; при наличии у ресурсоснабжающей организации оснований на получение нескольких видов субсидий каждая заявка на получение субсидии оформляется отдельно.
Пунктом 16 Порядка N 544 установлены основания для отказа в предоставлении субсидии.
Оспариваемый отказ министерства в предоставлении субсидии обществу мотивирован несоответствием общества категориям получателей субсидий и требованиям, установленным пунктами 3, 5, 6 Порядка N 457, вступающего в силу только с 01.01.2019.
В пункт 1 Порядка N 457 (в редакции от 25.10.2018), исключающий из перечня получателей субсидий организаций, единственным учредителем которых является Российская Федерация, постановлением Правительства Забайкальского края от 17.07.2019 N 297 внесены изменения относительно субъектного состава и спорная оговорка исключена.
При этом, поскольку в соответствии с Порядком N 544 общество относилось к категории лиц, имеющих право на получение субсидии; недополученные доходы, вызванные государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, а также применением для группы потребителей "Население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, сформированы за период действия указанного Порядка; общество реализовало свое право на получение субсидии, обратившись в министерство с соответствующими заявками, в период действия Порядка N 544 и в сроки, установленные его пунктом 7; какие-либо изменения в Порядок N 544 относительно сроков обращения с заявками и их рассмотрения ввиду вступления в силу с 01.01.2019 Порядка N 457 не вносились; ранее общество неоднократно обращалось с заявками на получение субсидии с целью компенсации недополученных доходов за 2016, 2017 годы, отклоненных в связи с отсутствием бюджетных ассигнований (финансирования), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при рассмотрении заявок общества от 28.12.2018 и приложенных к ним документов министерство обязано было руководствоваться нормами материального права, действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, то есть положениями Порядка N 544.
Иной вывод вопреки положениям части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации поставил бы общество в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществлявшими в аналогичные периоды оказание таких же услуг и получившими возмещение недополученных доходов из бюджета Забайкальского края (в частности, на основании распоряжения Правительства Забайкальского края N 526-р от 25.12.2018).
Более того, действующее законодательство не предусматривает финансирования указанными лицами обязательств публично-правовых образований без какого-либо возмещения понесенных затрат (недополученных доходов), в связи с чем бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие соответствующего бюджетного финансирования; не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного правового акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного правового акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Согласно правовым позициям, изложенным в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266 по делу N А40-177621/2017, в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Следовательно, оспариваемое решение противоречит действующему бюджетному законодательству, в структуру которого входят в силу статьи 2 БК РФ нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленного требования подлежат удовлетворению.
Поскольку постановлением Правительства Забайкальского края от 20.05.2019 N 194 "О некоторых вопросах совершенствования структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" соответствующие полномочия Министерства территориального развития Забайкальского края переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления N 1735/ЗабДТВ от 28.12.2018 на возмещение недополученных доходов в сумме 61 386 221,76 руб. в соответствии с требованиями Порядка предоставления в 2016-2018 годах субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (из исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 30.10.2015 N 544.
Заявитель жалобы ссылается на невозможность исполнения решения в связи с тем, что Порядок предоставления в 2016-2018 годах субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам утвержденный Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2015 года N 544, утратил силу.
Между тем согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 апреля 2015 г. N 306-ЭС15-2568, а также в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 2 (2019), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ от 17 июля 2019 г., бюджетное обязательство не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году), не может быть также прекращено уже возникшее расходное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 декабря 2020 года по делу N А78-5127/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5127/2019
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство финансов Забайкальского края, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЦИФРОВИЗАЦИИ И СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5050/19
18.12.2020 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-5127/19
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2025/20
16.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5050/19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-5127/19