г. Москва |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А40-268927/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2024 по делу N А40-268927/23 (99-3621)
по исковому заявлению ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" (ОГРН: 1122315006296, ИНН: 2315176964)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Сохина Н.В. - по дов. от 17.08.2022; |
от заинтересованного лица: |
Кузнецов В.В. - по дов. от 29.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Ответчик, Фонд, ОСФР по г. Москве и Московской области) о признании недействительным Уведомления от 19.04.2023 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании применять в 2023 году в отношении Заявителя размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с фактически осуществляемым основным видом экономической деятельности Заявителя, "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" (ОКВЭД 52.29) с 5 классом профессионального риска в размере 0,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Решением суда от 16.01.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Фонд ссылается, что, так как страхователь основной вид экономической деятельности в установленный срок не подтвердил, Фонд был вынужден отнести его к виду деятельности, имеющему максимальный класс профессионального риска (из заявленных им в ЕГРЮЛ), в связи с чем направленное в адрес заявителя Уведомление является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию (регистрационный номер 087105112151) в ОСФР по г. Москве и Московской области.
В качестве подтверждения факта неизменности кода ОКВЭД Общество 30 марта 2022 года направляло в Фонда сведения об основном виде экономической деятельности за 2021 год (ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками"), которое было подтверждено РО СФР 77081 в этот же день - 30 марта 2022 года.
14 апреля 2023 г. ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" отправило Единую форму "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" с подтверждением ОКВЭД 52.29 с применением страхового тарифа 0,60%. Указанный отчет был подписан электронной подписью и отправлен через Оператора ЭДО ООО "Компания "Тензор" 14 апреля 2023 г. в 14.20 час; проверен и принят ОСФР по Москве и МО 16 апреля 2023 г. в 04.20 час. в соответствии с Протоколом проверки отчетности.
За полугодие 2023 г. ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" также отправило Единую форму "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" с подтверждением ОКВЭД 52.29 с применением страхового тарифа 0,60%. Указанный отчет был подписан электронной подписью и отправлен через Оператора ЭДО ООО "Компания "Тензор" 13 июля 2023 г. в 12.38 час; проверен и принят ОСФР по Москве и МО 21 июля 2023 г. в 07.42 час. в соответствии с Протоколом проверки отчетности.
Вместе с тем, учитывая то, что в установленный срок в 2023 году ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" не представило своевременно заявление и иные документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, Фонд выставил Требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений от 25.07.2023 г. N 770823015997 (поступившее в общество 21.08.2023 г. согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091487008876), из которого ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" стало известно о том, что данные СФР не соответствуют данным расчета ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ", в том числе 22 класс профессионального риска, в соответствии с видом деятельности 77.3 Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств, отнеся ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" в ЕГРЮЛ тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 процентов к суммам выплат и иных начисленных вознаграждений.
Заявитель с установлением ему тарифа на обязательное социальное страхование на 2023 год в размере 3,40 не согласился, в связи с чем обратился в суд с требованиями по настоящему делу, ссылаясь что вид его деятельности не изменился, как и в предшествующие периоды, он осуществляет деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, соответствующую 1 классу профессионального риска; заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, хотя и с просрочкой, но представлены им в Фонд.
При указанных обстоятельствах заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии которым одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 713), в пункте 8 которых определено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
На основании пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Аналогичные положения содержит и п. 13 Правил N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное п. 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в п. 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Следовательно, по смыслу п. 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Судом первой инстанции верно установлено, документы на подтверждение основного вида экономической деятельности страхователем ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" до 17.04.2023 поданы не были (в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации последний день приема документов для оказания государственной услуги в 2023 году является 17.04.2023 (включительно), поскольку 15.04.2023 приходится на нерабочий день).
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от заявителя в срок до 17.04.2023 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с п. 11 Правил N 713, и п. 5 Порядка N 55, направил заявителю Уведомление от 20.04.2023, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска ОКВЭД 77.3 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", определил 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40%.
Общество направило в Фонд предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы с нарушением установленного срока, которые подтверждают позицию общества относительно фактического основного вида экономической деятельности - "деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 52.29, соответствующую 5 классу профессионального риска, страховой тариф составляет 0,6% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Выдача Фондом Уведомления исходя из формальных критериев, предусмотренных законодательством, является тем неблагоприятным для заявителя последствием, которое наступило вследствие непредставления им заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности в установленный срок.
Вместе с тем, подлежат судебной оценке и его действия по направлению в Фонд пакета необходимых документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, но с нарушением установленного Порядком N 55 срока.
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила N 713, ни Порядок N 55 не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Согласно ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка N 55 срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным. С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил N 713, предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска, исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судом первой инстанции также верно учтено, что в пункте 13 Правил N 713 использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь...не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь...не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок". Тем самым содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка N 55 положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим п. 13 Правил N 713, неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами N 713 и Законом N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем, подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
С учетом вышеизложенного подхода судом производится оценка обстоятельств, приводимых Обществом в обоснование требований.
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункта 9 Правил N 713, основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 2 Порядка N 55, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Общество в предыдущих периодах осуществляло основной вид экономической деятельности "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 52.29, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Правил N 713.
Однако, в 2023 году в срок, установленный в пункте 3 Порядка N 55 (до 17.04.2023), заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение Уведомления от 19.04.2023 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и с 2023 года установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%, что соответствует виду экономической деятельности ОКВЭД 77.3 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств", имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс).
Согласно ЕГРЮЛ, основным видом деятельности заявителя является "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 52.29 с 08.11.2012 г.
Основной вид деятельности Общества "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 52.29 относится к 5 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются организацией; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков. При этом согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ, профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица. Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ, страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы, что обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхования от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Согласно статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах расчетного периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Общество представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, с нарушением установленного Порядком N 55 срока.
Заявитель пояснил, что никогда не осуществлял вид деятельности - ОКВЭД 77.3 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств".
Так как фактически осуществляемый в предыдущих годах основной вид деятельности Общества "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 52.29, что отражено в представленном (пусть и с нарушением установленного срока) Фонду заявлении о подтверждении основного вида осуществляемой деятельности, то с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ, в отношении Общества на период 2023 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Факт представления документов, подтверждающих основной вид деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности Общества ставки страховых взносов (согласно подп. 7, 19 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2018 года по делу N А40-134040/2017).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Учитывая изложенное, по итогам рассмотрения дела требования заявителя об обязании Фонда применять в отношении ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 52.29 в размере 0,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Удовлетворение данного требования и возложение на Фонд обязанности применять в отношении Общества на период 2023 год страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 52.29 в размере 0,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору является достаточным для обеспечения соблюдения прав Общества на применение страхового тарифа, соответствующего фактически осуществляемой им деятельности.
Суд первой инстанции, в порядке ст. 201 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о признании недействительным и не подлежащим применению уведомление ОСФР по г. Москве и Московской области от 19.04.2023 о страховом тарифе ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 3,40%.
Удовлетворяя требования о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов от 19.04.2023 судом первой инстанции также верно учтена необходимость оценки законности уведомления как ненормативного акта Фонда исходя из ситуации, имевшей место на момент его принятия Фондом (19.04.2023).
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Установление повышенного тарифа ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" является незаконным и подлежащими отмене, как нарушающие права и интересы общества, а тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежащими пересмотру с учетом ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" и установлению в размере 0,60%.
Штраф за несвоевременное подтверждение ОКВЭД по основной деятельности законом не предусмотрен, а изменение страхового тарифа в соответствии с более высоким классом профессионального риска не является санкцией за несвоевременное подтверждение действующего кода ОКВЭД.
В материалы дела со стороны Фонда не предоставлены документы, на основании которых был изменен страховой тариф, а также доказательства, при наличии которых он пришел к выводу, что страхователь действительно осуществлял деятельность, относящуюся к более высокому классу профессионального риска, и что позволило Фонду назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска. Само по себе отсутствие подтверждения основного вида экономической деятельности или подтверждение его с нарушением срока не может являться основанием для применения наивысшего тарифа на обязательное социальное страхование.
Доводы жалобы об истечении срока исковой давности несостоятельны, в силу следующего.
Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Доказательств того, что уведомление было получено уполномоченным лицом от ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" материалы дела, не содержат.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
О наличии оспариваемого документа (уведомления) общество узнало именно: 21 августа 2023 года из Требования о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений от 25.07.2023 г. N 770823015997 (поступившее в общество 21.08.2023 г. согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091487008876), что подтверждено материалами дела, и иное Фондом не доказано. Указывая, что: Уведомление о страховом тарифе на 2023 год было направлено на юридический адрес ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ" посредством почты России (о чем свидетельствует список почтовых отправлений от 21.04.2023 N 179).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80100183060337, письмо прибыло в место вручения 24.04.2023, а 27.04.2023 было получено адресатом.
Ответчик не предоставляет доказательств получения надлежащим должностным лицом Общества, действующим без доверенности, или иным уполномоченным обществом лицом указанного Уведомления. Бремя доказывания факта получения Уведомления уполномоченным лицом лежит на Ответчике. Список почтовых отправлений (внутренний документ Фонда) таким доказательством не является.
Таким образом, Ответчиком не доказан пропуск заявителем срока на обжалование ненормативного правового акта при обжаловании уведомления от 19.04.2023 о страховом тарифе на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2024 по делу N А40-268927/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-268927/2023
Истец: ООО "ВР ЛОГИСТИК ЮГ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ