Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-8002/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-196933/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В. Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Учреждения - Московского Регионального Отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 19
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2020 по делу N А40-196933/20,
по заявлению ООО "Тимбер"
к Государственному Учреждению - Московскому Региональному Отделению Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 19
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Манцева Н.В. по дов. от 15.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тимбер" (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному Учреждению - Московскому Региональному Отделению Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 19 (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным Решения от 10.09.2020 г. N 4519, вынесенное ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 19) в отношении ООО "ТИМБЕР", как не соответствующее действующему законодательству РФ, об обязании ГУ-МРО ФСС 2 РФ (филиал N 19) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТИМБЕР" установить страховой тариф на 2020 г. в соответствии с основным видом экономической деятельности в размере 0,2%.
Решением от 07.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Фонда, Общество обязано было представить документы для подтверждения основного вида экономической деятельности не позднее 12.05.2020. Так как срок этот был нарушен Обществом, страховой тариф изменению не подлежит.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию заинтересованного лица, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТИМБЕР" осуществило действия по подтверждению основного вида экономической деятельности, а именно, подало 20.04.2020 г. по электронным каналам связи заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 г. с приложением необходимых документов.
Письмом от 20.05.2020 N 04-11/04-4829 ООО "ТИМБЕР" было направлено уведомление 7829036801 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 01.01.2020 г.
Письмом от 20.05.2020 N 04-11/04-4829 ФСС РФ сообщило, что размер страховых взносов определен в соответствии с п.5 Порядка, то есть для случая не предоставления в срок заявления.
В связи получением уведомления 7829036801 ООО "ТИМБЕР" была проведена внутренняя проверка.
В ходе проверки было выявлено, что в поданном 20.04.2020 г. заявлении указана некорректная дата периода, подтверждающего вид экономической деятельности: указано "2020" вместо "2019".
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 304-КГ18-9969, по смыслу пункта 5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
ООО "ТИМБЕР", считая, что вышеуказанная позиция Верховного суда РФ распространяется на организации, подавшие заявления с техническими ошибками, было подано откорректированное заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 г, с сопроводительным письмом от 10.08.2020 N 25 посредством почтовой связи, получено Филиалом N 19 Государственного учреждения - Московского регионального отделения ФСС РФ 18.08.2020 г.
В сопроводительном письме от 10.08.2020 N 25 ООО "ТИМБЕР" просило "считать на 2020 г для ООО "ТИМБЕР" основным видом экономической деятельности "Торговля оптовая неспециализированная" (код ОКВЭД 46.90), установить соответствующий тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Письмом от 22.09.2020 N 95-21/04-10427 Фонд сообщил о невозможности подачи заявления о подтверждении основного вида деятельности позднее 12.05.2020 и возможности ООО "ТИМБЕР" осуществить защиту своих интересов в судебном порядке.
Иного ответа на заявление от 10.08.2020 от Фонда не получено.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 8 Правил от 01.12.2005 N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил от 01.12.2005 N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил от 01.12.2005 N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55.
В силу пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности. Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение), а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ, расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (12 мая) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал; к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данные документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ).
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности законодательством не предусмотрено.
Следует учитывать, что в п. 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "Если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности..." - вместо формулировки "Если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в п. 13 Правил положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Отказ Фонда в рассмотрении заявления после 12.05.2020 нарушает законные права и интересы заявителя поскольку накладывает обязанность по оплате страховых взносов в размере превышающем размер для страховых взносов, установленный действующим законодательством.
Так Решением от 10.09.2020 N 4519 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФСС произвел расчет страховых взносов, исходя из тарифа определенного в уведомлении 7829036801, а не исходя из фактического вида деятельности организации, в связи с чем выявило "недоимку" по страховым взносам у ООО "ТИМБЕР" в размере 147 970, 09 рублей, привлек ООО "ТИМБЕР" к ответственности, предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125- ФЗ в виде штрафа 29 594, 02 руб., начислил пени по состоянию на 04.08.2020 в размере 1 177, 16 рублей.
Также ООО "ТИМБЕР" предложено оплатить недоимку по страховым взносам в размере 147970,09 руб.
Судом верно установлено, что в поданном 20.04.2020 г. в фонд заявлении указана некорректная дата периода, подтверждающего вид экономической деятельности: указано "2020" вместо "2019". Данная ошибка явно технического характера и не может являться основанием для отказа в рассмотрении заявления (2020 год никак не мог быть предшествующим периодом для 2020 г.).
Тем самым, общество представило в Фонд подтверждение правомерности применения в ставки страховых взносов в размере 0, 2 %.
Однако, несмотря на представление обществом доказательств своей позиции относительно основного вида экономической деятельности, Фонд оставил их без оценки и решения об определении размера страхового тарифа с их учетом не принял.
Документов, при наличии которых Фонд пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельность с кодом (ОКВЭД 02.40.2) "Предоставление услуг в области лесозаготовок" в размере 5 %, не представлено.
Таким образом, проанализировав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу, о том, что фонд должен был оценить представленные обществом документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2020 по делу N А40-196933/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196933/2020
Истец: ООО "ТИМБЕР"
Ответчик: ГУУ МРО ФСС РФ ФИЛИАЛ N19, ФСС N 19