г. Пермь |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А60-35041/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.
судей Кощеевой М.Н., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моор О.А.,
при участии:
от ответчика ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России посредством веб - конференции (онлайн - заседания) - Чернышева О.А., паспорт, доверенность от 06.12.2019 N 60, диплом;
от ответчика ГУ МЧС России по СО посредством веб - конференции (онлайн - заседания) - Антошина Н.А., паспорт, доверенность от 11.01.2021 N 4-15-11, копия диплома;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 декабря 2020 года
по делу N А60-35041/2020
по иску Федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1036603983294, ИНН 6661014540)
к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН 1057747900143, ИНН 6670096267), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609)
третье лицо: Деркач Александр Александрович,
о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, госпиталь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - институт) о взыскании долга в сумме 22 039 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 763 руб. 93 коп.
Определением суда от 22.07.2020 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Деркач Александр Александрович (далее - Деркач А.А.).
Определениями от 15.09.2020 по ходатайству истца суд привлек в качестве соответчика Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по СО), в порядке ч. 5 ст. 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 15.12.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что медицинские услуги по лечению курсанта 4 курса Деркача А.А. были оказаны, в связи с чем подлежат оплате на основании ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ. По окончании стационарного лечения Деркачу А.А. нарочно выданы оригиналы платежных документов: акт выполненных работ от 24.12.2019, счет-фактура, реестр (расчет) стоимости медицинской помощи, счет для предоставления начальнику медицинской службы и последующей оплаты услуг со стороны ФГБОУ ВО Уральского института ГПС МЧС России, однако обязательства по оплате оказанных услуг не исполнены.
Ответчики в отзывах на апелляционную жалобу отклонили приведенные в ней доводы; просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
До судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили по основаниям, приведенным в отзывах на нее, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ истец письменно уведомил суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в инфекционном отделении ФГКУ "354 ВКГ" Минобороны России в период с 17.12.2019 по 24.12.2019 проходил стационарное лечение курсант 4 курса ФГБОУ ВО Уральского института ГПС МЧС России Деркач А.А. (медицинская карта стационарного больного N 745).
Госпитализация в ФГКУ "354 ВКГ" Минобороны России обусловлена отсутствием в медицинской службе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования ФГБОУ ВО Уральского института ГПС МЧС России и медицинских организациях, уполномоченных для оказания медицинской помощи курсантам вуза, отделений инфекционного профиля.
По окончании стационарного лечения курсанту 4 курса Деркачу А.А. нарочно выданы оригиналы платежных документов: акт выполненных работ от 24.12.2019, счет-фактура, реестр (расчет) стоимости медицинской помощи, счет для предоставления начальнику медицинской службы и последующей оплаты расходных обязательств со стороны ФГБОУ ВО Уральского института ГПС МЧС России.
Стоимость за оказанную медицинскую помощь Деркачу А.А. составила 22 039 руб. 00 коп.
Поскольку стоимость за медицинские услуги не возмещена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска полностью, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и пришел к выводу, что поскольку предусмотренные законодательством документы от истца в адрес ответчиков для заключения договора не поступили, договор на оказание услуг в установленном законом порядке не заключен; истцом не доказано и не обосновано, что состояние третьего лица на момент госпитализации могло являться показанием к неотложной (экстренной) медицинской помощи, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, выслушав представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания в силу следующего.
В соответствии со п. 7 ст. 3 и подп. "ж" п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц не распространяется действие данного федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание названной категории граждан в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" были утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила оказания медицинской помощи), а также Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила возмещения расходов).
Согласно п. 5 Правил оказания медицинской помощи при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Правил возмещения расходов расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил возмещения расходов, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил возмещения расходов, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5 Правил возмещения расходов).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в силу положений Правил оказания медицинской помощи и Правил возмещения расходов оказание учреждением здравоохранения военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи (включая неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и в его отсутствие. При этом оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
В данном случае, судом апелляционной инстанции установлено, что территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик ГУ МЧС России по СО.
Ответчики в судебном заседании апелляционного суда подтвердили то обстоятельство, что именно на ГУ МЧС России по СО в силу действующего законодательства лежит обязанность по возмещению расходов на лечение третьего лица, однако полагают, что нет оснований для удовлетворения исковых требований по причине отсутствия между истцом и указанным ответчиком договора, заключенного в порядке, установленном законодательством о контрактной системе
Материалами дела подтвержден и ответчиками не оспаривается то обстоятельство, что медицинские услуги оказаны лицу, на которое распространяется действие вышеназванных Правил, а равно объем и стоимость оказанных медицинских услуг (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
В данном случае госпиталь не мог отказать в медицинской помощи или прервать лечение курсанта 4 курса ФГБОУ ВО Уральского института ГПС МЧС России, сославшись на отсутствие договора или финансирования, поскольку жизнь и здоровье курсанта имеют приоритет над формальными доводами ответчиков, своевременно не урегулировавших правовые и финансовые вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи курсанту. Отсутствие договора, заключенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в данном случае правового значения не имеет.
С учетом этого, доводы ответчиков об отсутствии доказательств необходимости экстренной либо неотложной госпитализации курсанта, отклоняются, как не имеющие правового значения.
Таким образом, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ доказательства, представленные истцом в подтверждение факта оказания медицинских услуг, в том числе: Акт выполненных работ от 24.12.2019, счет-фактура, реестр (расчет) стоимости медицинской помощи, приходит к выводу, что истцом оказаны услуги на общую сумму 22 039 руб.
В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих оплату данных услуг ГУ МЧС России по СО, при этом наличие у ответчика ГУ МЧС России по СО обязанности по оплате предоставленной курсанту ФГБОУ ВО Уральского института ГПС МЧС России медицинской помощи, факт оказания которой подтвержден материалами дела, требование о взыскании с ответчика ГУ МЧС России по СО в пользу истца задолженности в указанном размере, подлежит удовлетворению.
В части требований о взыскании задолженности к ответчику ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России следует отказать, поскольку из приведенных выше нормативных актов отсутствует его обязанность компенсировать расходы на оказание медицинской помощи курсанту.
Что касается требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.12.2019 по 15.07.2020 в сумме 763 руб. 93 коп., суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Поскольку истцом надлежащему ответчику ГУ МЧС России по СО документы для возмещения расходов представлены не были, а были предъявлены только при рассмотрении настоящего дела, оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется. Таким образом, в удовлетворении требований в данной части следует отказать.
При указанных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований к ГУ МЧС России по СО в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ).
На основании ст. 110 АПК РФ, поскольку судом апелляционной инстанции удовлетворены заявленные истцом требования к ответчику ГУ МЧС России по СО, понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2 000 руб. 00 коп. относятся на указанного ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2020 года по делу N А60-35041/2020 отменить в части отказа в удовлетворении требований к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609).
Иск к указанному ответчику удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609) в пользу Федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, (ОГРН 1036603983294, ИНН 6661014540) задолженность в сумме 22 039 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
М.Н. Кощеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35041/2020
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, федеральное государственное казенное учреждение "354 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
Третье лицо: Деркач А. А.