г. Тула |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А23-4725/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Дайнеко М.М.,
судей Селивончика А.Г. и Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Поселок Думиничи" на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.11.2020 по делу N А23-4725/2019 (судья Иванова Е.В.), принятое по иску Администрации городского поселения "Поселок Думиничи" (Калужская обл., п. Думиничи, ИНН 4005003997, ОГРН 1054002019059) к Федеральному агентству водных ресурсов (г. Москва, ИНН 7728513882, ОГРН 1047796365760) и к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (г. Калуга, ИНН 4027096522, ОГРН 1094027005071), третье лицо: Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (г. Москва, ИНН 7733012419, ОГРН 1037739275617) о возложении обязанности принять в федеральную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения "Поселок Думиничи" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к Федеральному агентству водных ресурсов (далее - первый ответчик) о возложении обязанности по принятию гидротехнического сооружения (плотины N 2), расположенного по адресу: Калужская область, Думиничский район, п. Думиничи, на ручье Ломенка реки Бобровка, кадастровый номер 40:05:000000:126 в федеральную собственность.
Решением суда от 26.11.2020 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобе о его отмене. В обоснование своей позиции указывает, что судом области при вынесении решения не учтено содержание Определения КС РФ от 11.04.2019 N 864-О относительно условий для передачи гидротехнических сооружений в муниципальную собственность, которые в данном отсутствуют. Заявитель также не согласен с выводом суда области о том, что гидротехническое сооружение и водный объект не являются сложной вещью.
Управление Росимущества с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, решение просило оставить без изменения.
Федеральное агентство водных ресурсов с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, решение просило оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на территории городского поселения "Поселок Думиничи" расположены два гидротехнических сооружения:
- плотина N 1, расположена по адресу: Калужская область, Думиничский район, п. Думиничи, на ручье Ломенка реки Бобровка, пруд верхний, кадастровый номер 40:05:000000:0:32;
- плотина N 2, расположена по адресу: Калужская область, Думиничский район, п. Думиничи, на ручье Ломенка реки Бобровка, пруд нижний, кадастровый номер 40:05:000000:126.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.05.2016 плотина ГТС-водосборное сооружение N 2, назначение: нежилое, гидротехническое, протяженность 4 м, адрес объекта: Российская Федерация, Калужская область, Думиничский район, пос. Думиничи, б/н (инв. N 6659) ручей Ломенка реки Бобровка, кадастровый номер 40:05:000000:126; закреплено на праве собственности за администрацией городского поселения "Поселок Думиничи" (л.д. 17).
15.09.2019 истец обратился к первому ответчику с предложением рассмотреть вопрос о передаче в федеральную собственности муниципального имущества - плотины N 2, кадастровый номер 40:05:000000:126, адрес объекта: Российская Федерация, Калужская область, Думиничский район, пос. Думиничи, б/н (инв. N 6659) ручей Ломенка реки Бобровка. 26.03.2019 Федеральное агентство водных ресурсов ответило отказом на данное предложение, ссылаясь на отсутствие оснований для их передачи.
Полагая, что принятие плотины ГТС-водосборное сооружение N 2, кадастровый номер 40:05:000000:126, произошло ошибочно, с нарушением норм действующего законодательства, так как, во-первых, в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством, каких-либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических сооружений за органами местного самоуправления ГП "Поселок Думиничи" не закреплено; во-вторых, в отсутствие гидравлической обособленности водный объект - ручей, являющийся поверхностным водным объектом, может находиться лишь в федеральной собственности, следовательно, гидротехническое сооружение, расположенное на таком водном объекте, будучи принадлежностью к главной вещи, является также объектом федеральной собственности; в-третьих, муниципальное образование вынуждено нести затраты по содержанию и эксплуатации имущества за счет местного бюджета на реализацию вопросов, не относящихся к вопросам местного значения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением к Федеральному агентству водных ресурсов.
Основания и процедура передачи имущества с одного уровня публичной собственности на иной уровень публичной собственности регулируется исключительно статьей 154 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной законодательной нормой, и при наличии волеизъявления сторон.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственником гидротехнического сооружения может быть как Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
При этом то обстоятельство, что р. Ломенка реки Бобровка относится к федеральной собственности не может свидетельствовать о том, что гидротехническое сооружение, обслуживающее водный объект (водохранилище на реке), подлежит безусловной передаче из муниципальной в федеральную собственность.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (пункт 3); организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Полномочия органов местного самоуправления по организации и осуществлению мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, городского округа установлены также Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу пункта 16 статьи 1 ВК РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 ВК РФ).
Как установлено материалами дела, спорный объект, предлагаемый для передачи в федеральную собственность, является гидротехническим сооружением, принят в муниципальную собственность истца в 2016 году как бесхозяйный на основании вступившего в законную силу решения Сухиничского районного суда Калужской области от 28.03.2016.
Спорное гидротехническое сооружение построено в целях защиты городского поселения "Поселок Думиничи" от наводнений и подтоплений и обеспечивают реализацию полномочий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования, то есть для решения вопросов местного значения, в связи с чем могут находиться в муниципальной собственности городского поселения "Поселок Думиничи".
В свою очередь, доказательства недопустимости нахождения указанного имущества в муниципальной собственности либо доказательства использования данного имущества федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и со статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ, администрация суду не представила.
Учитывая, что данное муниципальное имущество предназначено для решения вопросов местного значения, то полномочия, в том числе по его владению и пользованию, относятся к собственнику этого имущества, то есть к администрации.
Доказательств обратного Администрацией поселения в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на то, что гидротехническое сооружение и водный объект являются сложной вещью, которая относится к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 1 ВК РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В силу части 1 статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 данного Кодекса.
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 ВК РФ).
По правилам статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно указанной норме Закона N 117-ФЗ права на гидротехнические сооружения являются самостоятельными объектами права, на которые не распространяется специальный режим водных объектов, что исключает единство правовой судьбы водного объекта и гидротехнического сооружения как главной вещи и принадлежности либо как составляющих сложной вещи. Гражданское законодательство также не содержит положений, предопределяющих принадлежность гидротехнических сооружений в зависимости от принадлежности водного объекта.
Из материалов дела следует, что 30.12.2010 вышеуказанное гидротехническое сооружение и два нежилых здания, обеспечивающих его безопасное использование, поставлены на государственный кадастровый учет, в состав которого не входят водные объекты (т. 1, л. д. 134). В связи с этим водный объект и спорное гидротехническое сооружение не образуют единую гидротехническую систему.
Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 26.11.2020 по делу N А23-4725/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4725/2019
Истец: Администрация городского поселения "Поселок Думиничи", Администрация городского поселения Поселок Думиничи
Ответчик: Федеральное агенство водных ресурсов
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-226/2021
25.02.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-226/2021
26.11.2020 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-4725/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-4725/19