Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2021 г. N Ф07-7381/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А56-133555/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Подуздинов А.В. по доверенности от 24.12.2020;
от ответчиков: 1, 2 - представитель Степанкевич Е.В. по доверенности от 11.01.2021;
от третьих лиц: 1, 2 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31744/2020) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2020 по делу N А56-133555/2019, принятое
по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (198206, Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, 1, ОГРН: 1037819005047, ИНН: 7807038333) к
Правительству Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, территория Смольный, ОГРН: 1027809257178, ИНН: 7830002078) и
Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, ИНН: 7832000076);
третьи лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу; 2) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
об обязании принять в муниципальную собственность инженерные объекты,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии" (далее -Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Правительству Санкт-Петербурга об обязании принять в муниципальную собственность инженерные объекты по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 14, корпус 1 и 2:
- водопроводный ввод N 1, улица Доблести, дом 14, корпус 1, сооружение 3 (кадастровый номер 78:40:0008341:31637) (далее - Объект I);
- водопроводный ввод N 1, улица Доблести, дом 14, корпус 2, сооружение 5 (кадастровый номер 78:40:0008341:31639) (далее - Объект 2);
- водопроводный ввод N 2, улица Доблести, дом 14, корпус 1, сооружение 4 (кадастровый номер 78:40:0008341:31638) (далее - Объект 3);
- водопроводный ввод N 2, улица Доблести, дом 14, корпус 2, сооружение 6 (кадастровый номер 78:40:0008341:31640) (далее - Объект 4);
- ливневая канализация, улица Доблести, дом 14, сооружение 7, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14371) (далее - Объект 5);
- хозяйственная (общесплавная) канализация, улица Доблести, дом 14, сооружение 8, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14372) (далее - Объект 6);
- тепловая сеть, улица Доблести, дом 14, сооружение 9, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14373) (далее - Объект 7);
- тепловая сеть, улица Доблести, дом 14, сооружение 10, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14374) (далее - Объект 8);
- электрокабель 0.4 кВ, улица Доблести, дом 14, сооружение 2, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14370) (далее - Объект 9);
- телефонная канализация, улица Доблести, дом 14, сооружение 1, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14369) (далее - Объект 10);
- участки тепловой сети в подвалах жилого комплекса (далее - Объект 11).
Определением от 25.12.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Управление Росреестра).
Протокольным определением от 17.03.2020 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Определением от 09.06.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2020 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Институт обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. Податель решение суда незаконным и необоснованным, поскольку, поскольку по его мнению, решение о передаче спорного имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность принято уполномоченным органом - Департаментом строительства Росгвардии 31.01.2019, тогда как требования органов государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении документов являются не обоснвоанными..
В судебном заседании апелляционного суда представитель Института доводы апелляционной жалобы поддержал полностью.
Представитель Ответчиков возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
МТУ Росимущества представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило рассмотреть апелляционную жалобу Учреждение по существу с вынесением законного и обоснованного судебного акта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Истца и Ответчиков, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как указывает Институт, в соответствии с постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 N 622 "О предоставлении земельного участка по адресу: Красносельский район, Ленинский пр., участок 2 (северо-восточнее пересечения с ул. Доблести)", Институту предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 8294 кв. м, кадастровый номер 78:40:8341:16, расположенный по адресу: Красносельский район, Ленинский пр., участок 2 (северо-восточнее пересечения с ул. Доблести), для проектирования и строительства многоквартирного дома.
На участке построен жилой комплекс (два многоквартирных дома) для обеспечения военнослужащих Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России и Института. Заказчиком строительства выступал Институт, а Застройщиком Управление Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России.
Согласно Акту приемки объекта капитального строительства от 27 апреля 2010 года жилой комплекс, состоящий из двух многоквартирных домов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 14, корп.1, 2, лит.А, принят для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с п. 12 Акта внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты эксплуатирующими организациями.
28 апреля 2010 года Управлением государственного строительного надзора Правительства Санкт-Петербурга выдано Заключение N 04-10/031 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
30 апреля 2010 года Службой государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 78-2108в-2010.
На инженерные сети зарегистрировано право оперативного управления Института:
- водопроводный ввод N 1, улица Доблести, дом 14, корпус 1, сооружение 3 (кадастровый номер 78:40:0008341:31637) (далее - Объект I);
- водопроводный ввод N 1, улица Доблести, дом 14, корпус 2, сооружение 5 (кадастровый номер 78:40:0008341:31639) (далее - Объект 2);
- водопроводный ввод N 2, улица Доблести, дом 14, корпус 1, сооружение 4 (кадастровый номер 78:40:0008341:31638) (далее - Объект 3);
- водопроводный ввод N 2, улица Доблести, дом 14, корпус 2, сооружение 6 (кадастровый номер 78:40:0008341:31640) (далее - Объект 4);
- ливневая канализация, улица Доблести, дом 14, сооружение 7, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14371) (далее - Объект 5);
- хозяйственная (общесплавная) канализация, улица Доблести, дом 14, сооружение 8, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14372) (далее - Объект 6);
- тепловая сеть, улица Доблести, дом 14, сооружение 9, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14373) (далее - Объект 7);
- тепловая сеть, улица Доблести, дом 14, сооружение 10, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14374) (далее - Объект 8);
- электрокабель 0.4 кВ, улица Доблести, дом 14, сооружение 2, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14370) (далее - Объект 9);
- телефонная канализация, улица Доблести, дом 14, сооружение 1, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14369) (далее - Объект 10);
Как указывает Институт, данные инженерные сети подключены к централизованным сетям города Санкт-Петербурга и обеспечивают коммунальными ресурсами жителей корпусов 1 и 4 дома 14 по ул. Доблести.
Письмом от 31.01.2019 N 22/470 Департамент строительства Росгвардии согласовал прекращение права оперативного управления на указанное федеральное имущество с последующей передачей его в собственность Санкт-Петербурга
27.02.2019 МТУ Росимущества обратилось в Комитет с заявлением по вопросу передачи из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга жилых квартир по адресам: Санкт-Петербург, улица Доблести, дом 14, корпуса 1 и 2, литера А, а также объектов инженерной инфраструктуры по адресам: Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, дом 1, литера АК и улица Доблести, дом 14.
23.04.2019 Комитет сообщил о том, что с учетом мнения Комитета по энергетике и инженерному обеспечения от 11.04.2019 N 01-16-4674/19-0-2 вопрос о принятии спорных объектов в государственную собственность Санкт-Петербурга может быть рассмотрен после предоставления необходимой документации и внесении изменений в документы технического и кадастрового учета, а также после проведения комиссионного обследования имущества.
24.10.2019 Комитет сообщил о согласовании передачи электрокабеля 0.4 кВ, улица Доблести, дом 14, сооружение 2, литера А (кадастровый номер 78:40:0008341:14370) при условии устранения несоответствия фактического состояния расположения объекта с документами технического и кадастрового учета
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Институт обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав на то, что решение о передаче имущества из федеральной собственности принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, однако Институт таким органом не является и полномочиями по определению судьбы имущества Российской Федерации не наделено. Кроме того, суд первой инстанции указал на отсутствие каких-либо индивидуализирующих признаков участков тепловой сети в подвалах жилого дома, в отношении которых заявлены исковые требования.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований регламентируется Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
На основании статьи 50 названного Закона жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, должно передаваться в муниципальную собственность поселений, на территории города федерального значения Санкт-Петербурга - в собственность Санкт-Петербурга.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ, решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций.
Согласно Указу Президента РФ от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации", Росгвардия является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом войск национальной гвардии и организаций, находящихся в ведении Росгвардии.
В соответствии с пп. 67 п. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 г. N 510, Росгвардия осуществляет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества войск национальной гвардии, а также федерального имущества, переданного организациям, находящимся в ведении Росгвардии.
Вместе с тем, вопреки доводам подателя жалобы, письмо одного из структурных подразделений Росгвардии - Департамента строительства от 31.01.2019 N 22/470 о согласовании прекращения права оперативного управления Института на рассматриваемые объекты недвижимости с последующей передачей их в собственность Санкт-Петербурга по своему содержанию решением о безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества в собственность Санкт-Петербурга не является.
Кроме того, как следует из материалов дела, спор по настоящему делу возник не в связи с отказом Санкт-Петербурга в лице уполномоченных органов принять закрепленные за Институтом инженерные сети в собственность Санкт-Петербурга, а в связи с непредставлением Институтом надлежащих документов технического учета в отношении передаваемых объектов, а также отсутствием документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на участки тепловой сети в подвалах жилого комплекса, в отношении которых не проведен технический и кадастровый учет.
При этом, согласно исковому заявлению Институтом предъявлены требования об обязании Правительство Санкт-Петербурга принять инженерные объекты в муниципальную собственность.
Вместе с тем, Правительство Санкт-Петербурга и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не обладают полномочиями в отношении решения вопросов о принятии имущества в муниципальную собственность.
Требования об обязании принять объекты в собственность субъекта РФ - города федерального значения Санкт-Петербурга Институтом в рамках настоящего дела заявлены не были.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2020 по делу N А56-133555/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133555/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: МТУ по СПб и ЛО, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, МТУ ФАУГИ в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области