02 июля 2021 г. |
Дело N А56-133555/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" Иванова А.Э. (доверенность от 24.12.2020), от Правительства Санкт-Петербурга и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Светловой Е.Н. (доверенности от 11.01.2021 и 30.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А56-133555/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии", адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, ОГРН 1037819005047, ИНН 7807038333 (далее - институт), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Правительству Санкт-Петербурга, адрес: 191060, Санкт-Петербург, терр. Смольный, ОГРН 1027809257178, ИНН 7830002078, и Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - комитет), об обязании принять в муниципальную собственность следующие инженерные объекты: водопроводный ввод N 1 с кадастровым номером 78:40:0008341:31637, расположенный по адресу: ул. Доблести, д. 14, корп. 1, соор. 3 (далее - объект 1); водопроводный ввод N 1 с кадастровым номером 78:40:0008341:31639, расположенный по адресу: ул. Доблести, д. 14, корп. 2, соор. 5 (далее - объект 2); водопроводный ввод N 2 с кадастровым номером 78:40:0008341:31638, расположенный по адресу: ул. Доблести, д. 14, корп. 1, соор. 4 (далее - объект 3); водопроводный ввод N 2 с кадастровым номером 78:40:0008341:31640, расположенный по адресу: ул. Доблести, д. 14, корп. 2, соор. 6 (далее - объект 4); ливневая канализация с кадастровым номером 78:40:0008341:14371, расположенная по адресу: ул. Доблести, д. 14, лит. А, соор. 7 (далее - объект 5); хозяйственная (общесплавная) канализация с кадастровым номером 78:40:0008341:14372, расположенная по адресу: ул. Доблести, д. 14, лит. А, соор. 8 (далее - объект 6); тепловая сеть с кадастровым номером 78:40:0008341:14373, расположенная по адресу: ул. Доблести, д. 14, лит. А, соор. 9 (далее - объект 7); тепловая сеть с кадастровым номером 78:40:0008341:14374, расположенная по адресу: ул. Доблести, д. 14, лит. А, соор. 10 (далее - объект 8); электрокабель 0.4 кВ с кадастровым номером 78:40:0008341:14370, расположенный по адресу: ул. Доблести, д. 14, лит. А, соор. 2 (далее - объект 9); телефонная канализация с кадастровым номером 78:40:0008341:14369, расположенная по адресу: ул. Доблести, д. 14, лит. А, соор. 1 (далее - объект 10); участки тепловой сети в подвалах жилого комплекса (далее - объект 11).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Решением суда от 22.09.2020 в иске отказано. Постановлением апелляционного суда от 25.02.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе институт просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы считает, что суды обеих инстанций необоснованно посчитали нарушенным порядок и полномочия передачи военного недвижимого имущества.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель института поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Правительства Санкт-Петербурга и комитета обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 N 622 "О предоставлении земельного участка по адресу: Красносельский район, Ленинский пр., участок 2 (северо-восточнее пересечения с ул. Доблести)", институту предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 8294 кв. м с кадастровым номером 78:40:8341:16, расположенный по адресу: Красносельский р-н, Ленинский пр., уч. 2 (северо-восточнее пересечения с ул. Доблести), для проектирования и строительства многоквартирного дома.
На указанном участке построен жилой комплекс (два многоквартирных дома) для обеспечения военнослужащих Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск Министерства Внутренних дел России и института.
Заказчиком строительства выступал институт, а застройщиком Управление Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел России.
Согласно акту приёмки объекта капитального строительства от 27.04.2010 жилой комплекс, состоящий из двух многоквартирных домов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 14, корп. 1, 2, лит. А, принят для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 12 акта приёмки от 27.04.2010 внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты эксплуатирующими организациями.
Управлением государственного строительного надзора Правительства Санкт-Петербурга выдано заключение от 28.04.2010 N 04-10/031 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Службой государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2010 N 78-2108в-2010.
На инженерные сети (объекты 1-10), зарегистрировано право оперативного управления института. Указанные инженерные сети подключены к централизованным сетям Санкт-Петербурга и обеспечивают коммунальными ресурсами жителей корпуса 1 и 4 д. 14 по ул. Доблести.
Письмом от 31.01.2019 N 22/470 Департамент строительства Росгвардии согласовал прекращение права оперативного управления института на указанное федеральное имущество с последующей передачей его в собственность Санкт-Петербурга.
МТУ Росимущества направило в комитет письмо от 27.02.2019 по вопросу передачи из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга жилых квартир, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 14, корп. 1 и 2, лит. А, а также объектов инженерной инфраструктуры, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, лит. АК и ул. Доблести, д. 14.
Комитет письмом от 23.04.2019 сообщил, что с учётом мнения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 11.04.2019 N 01-16-4674/19-0-2 вопрос о принятии объектов в государственную собственность Санкт-Петербурга может быть рассмотрен после предоставления необходимой документации и внесении изменений в документы технического и кадастрового учёта, а также после проведения комиссионного обследования имущества.
Комитет письмом от 24.10.2019 сообщил о согласовании передачи электрокабеля 0.4 кВ с кадастровым номером 78:40:0008341:14370 при условии устранения несоответствия фактического расположения объекта с документами технического и кадастрового учёта.
Ссылаясь на то, что содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства не свойственно профилю деятельности института, полагая, что недостатки инженерных сетей, выявленные в ходе обследования, послужившие основанием для отказа в принятии объектов в собственность Санкт-Петербурга, не позволяют сделать вывод об аварийном состоянии объектов и непригодности к эксплуатации, институт обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали доказанным ответчиками наличие обстоятельств, препятствующих передачи названных объектов из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, и отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ передача имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными предприятиями, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Закона N 122-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом (часть 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций (часть 1 статьи 3 этого же закона).
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации", Росгвардия является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом войск национальной гвардии и организаций, находящихся в ведении Росгвардии.
В соответствии с подпунктом 67 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510, Росгвардия осуществляет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества войск национальной гвардии, а также федерального имущества, переданного организациям, находящимся в ведении Росгвардии.
Суды обеих инстанций обоснованно включили в круг обстоятельств, подлежащих исследованию для разрешения настоящего спора, обстоятельства принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника спорного имущества, решения о передачи этого имущества в собственность субъекта Российской Федерации.
Суды правомерно сослались на то, что доказательств принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о передаче названного объекта из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не представлено. Поскольку уполномоченный федеральный орган исполнительной власти решения о передаче названного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не принимал, суды сделали правильный вывод о том, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не соблюден, соответственно оснований для обязания ответчиков принять это имущество в собственность не имеется.
Доводы истца, основанные на письме Департамента строительства от 31.01.2019 N 22/470, мотивированно отклонены судами. Суды обоснованно посчитали, что данное письмо не является решением уполномоченного государственного федерального органа о передаче названного федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации, а является лишь согласованием прекращения права оперативного управления института в отношении имущества.
Поскольку не доказано соблюдение установленного статьёй 154 Закона N 122-ФЗ порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, суды правомерно отказали в удовлетворении иска. При этом суды исходили также из правовой позиции, приведённой в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, о необходимости учёта волеизъявления органа государственной власти субъекта Российской Федерации на такую передачу, обеспечения баланса интересов всех сторон правоотношения, и невозможности принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов государственной власти субъекта Российской Федерации и объективную необходимость такой передачи для осуществления субъектом Российской Федерации своих полномочий.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суды обеих инстанций также учли, что истцом не доказано предоставление необходимого для осуществления передачи комплекта надлежащим образом оформленных документов технического учёта упомянутых объектов.
Кроме того, суды обоснованно сослались на то, что исковое требование заявлено институтом некорректно.
В связи с тем, что истцом не доказано наличие предусмотренных частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ оснований для безвозмездной передачи спорных объектов из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, а также не доказано соблюдение установленного Законом N 122-ФЗ порядка передачи имущества, суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А56-133555/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.