Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2021 г. N Ф09-2668/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А50-35700/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Бородулиной М.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Т Плюс" (ПАО "Т Плюс"): Прохоренко Т.А. (паспорт, доверенность от 30.01.2020),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Пермская инвестиционная компания "Комфорт-Пермь" (ООО "ПИК "Комфорт-Пермь"): Манировой Л.Х. (паспорт, доверенность от 11.01.2021)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - ООО "ПИК "Комфорт-Пермь"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2020 года
по делу N А50-35700/2018
по иску ПАО "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" (ИНН 5902852186, ОГРН 1095902000149)
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2021 года оставлено без изменения решение Арбитражного суда Пермского края от 26 августа 2019 года ПАО "Т Плюс" (далее - истец), которым в удовлетворении исковых требований к ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" (далее - ответчик) о взыскании 241 556 руб. 76 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в период с июня по август 2020 года (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ), отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2020 года судебные акты по делу N А50-35700/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Суд кассационной инстанции указал, что в решении суда по рассматриваемому делу должна быть указана методика, использовавшаяся при определении объёма и стоимости предъявленного к оплате ресурса, правовое обоснование применения названной методики со ссылкой на соответствующие нормативные акты, арифметические расчёты, как итоговой суммы, так и расчёты всех составляющих элементов применённой формулы.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик, считает, что вывод суда первой инстанции о том, что при расчёте потреблённой тепловой энергии в виде горячей воды для подогрева коммунального ресурса, то есть горячей воды для потребителей, должен производиться по формуле 20.1 согласно 54 Правил N 354, является неверным. По мнению ответчика, поскольку в спорных многоквартирных домах система отопления является централизованной, подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс осуществляется за счёт такой системы, поэтому применение формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды, не возможно. С учётом того, что приготовление горячей воды осуществляется на внутридомовом бойлере, при определении платы за горячее водоснабжение следует применять формулу 20 приложения N 2 Правил, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объёма (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды. Ответчик настаивает, что расчёт, представленный истцом, выполненный по показаниям общедомового прибора учёта и по формуле 20.1, не соответствует решениям Верховного суда РФ для применения в данной категории многоквартирных домов. По мнению ответчика, выводы суда первой инстанции противоречат позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 по делу N 309-ЭС19-2341, а именно, что в соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354. При том, что норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды, для целей горячего водоснабжения установлен Приказом РСТ Пермского края от 29.12.2017 N СЭД- 46-09-24-11, у суда первой инстанции отсутствовали основания при определении объёма (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учёта, фиксирующих количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в целях оказания услуги по горячему водоснабжению. Объём обязательств управляющей организации перед РСО не может превышать объём соответствующих обязательств граждан - потребителей коммунальных услуг перед управляющей организацией (Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2019 N 301-ЭС19-20213 по делу N А31- 13691/2018). Управляющая организация не собирает с жильцов оплату за горячую воду по показаниям ОДПУ. Исполнение обжалуемого решения может привести к тому, что управляющая компания, будет вынуждена доначислять взысканный объём жителям, что, в свою очередь, повлечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, между сторонами заключён договор теплоснабжения от 01.09.2010 N 53 во исполнение условий которого ПАО "Т Плюс" в период с июня по август 2018 года поставило на объекты ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" (многоквартирные дома по адресу: ул. Мира, 136, Шоссе Космонавтов 213, 215, 217) тепловую энергию для целей приготовления горячей воды (на внутридомовом оборудовании - бойлере) в объеме 604,57 Гкал на сумму 815 057 руб. 21 коп.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате стоимости поставленной им тепловой энергии, истец обратился с рассматриваемым иском
в арбитражный суд.
Разногласия сторон возникли относительно определения объёма тепловой энергии, используемой при приготовлении горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
В соответствии с пунктом 4.1. договора теплоснабжения, расчёты абонента за полученную им тепловую энергию и теплоноситель осуществляется на основании показаний приборов учёта и контроля параметров теплоносителя, установленных у абонента.
Во всех МКД, находящихся в управлении ответчика, установлены ОДПУ, данный факт подтверждается содержащимися в материалах дела документами и ответчиком не оспаривается.
Истцом объем потребленной ответчиком тепловой энергии определён на основании показаний ОДПУ тепловой энергии.
По мнению ответчика при расчёте объёма коммунального ресурса на подогрев воды, следует учитывать утверждённый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Nгвс/тэ), при этом истец полагает, что должна определяться величина удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды (qкр/v) по формуле 20.1 приложения N 2 Правил N 354 с учётом показаний коллективного (общедомового) прибора учёта v-го коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.
По данным истца, с учётом произведённой оплаты на сумму 573 500 руб. 45 коп., размер задолженности составил 241 556 руб. 76 коп.
При новом рассмотрении спора судом первой инстанции признан обоснованным расчёт истца, исковые требования удовлетворены.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того: 1) производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения N 2), либо 2) приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
При этом согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению и тарифа на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объём использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учёта, фиксирующего объём такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объём (количество) произведенной исполнителем за расчётный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объёмов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определённых по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объёмов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определённых в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учёта, объёмов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объём (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
1) произведение объёма потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
2) произведение объёма (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объём (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объёме, равном объёму горячей воды, потребленной за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (в реакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, от 22.05.2019 N 637).
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию-исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами-пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, следовательно, объём подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчётный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
где:
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утверждённый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учёта v-го коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потреблённой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1.где:
Vкр - объём v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
Из указанных норм следует, что объём (количество) коммунального ресурса определяется исходя из величины
(удельный расход коммунального ресурса).
Согласно информационному письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2019 N 42047-СН/04, пункт 54 Правил N 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из объёма коммунального ресурса, "использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению".
Приведённой нормой установлена необходимость учитывать при расчёте удельного расхода коммунального ресурса на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению фактическую ситуацию, а именно: используется ли указанный коммунальный ресурс исключительно для производства теплоэнергии в целях отопления, либо используется для производства теплоэнергии, потребляемой и в целях отопления, и в целях подогрева воды для горячего водоснабжения.
При этом формула 20.1., утверждающая порядок расчёта удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях ГВС, прямо устанавливает, что в качестве величины Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.
В спорный период с июня по август 2018 года весь объём тепловой энергии, поступивший в МКД и зафиксированный общедомовым прибором учёта, был использован для приготовления ответчиком горячей воды, поэтому данные показания ОДПУ подлежат использованию в качестве величины Vvкр в формуле 20.1.
При таких обстоятельствах осуществление ответчиком расчёта подлежащей оплате потребителем тепловой энергии. исходя только из одного показателя - норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды (Nгвс/тэ), по отношению к объёму потребленной воды (куб.м), противоречит порядку, установленному пунктом 54 Правил N 354.
Истцом произведён расчет q/p - удельного расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в соответствии с формулой 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 по каждому из МКД с учётом применения представленных ответчиком данных об общем количестве ГВС, потреблённых жилыми помещениями за вычетом объёмов нежилых помещений, истцом определён общий объём тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях дома (л.д.76 т.3).
Следовательно, расчёт ответчика не соответствует нормам действующего законодательства, а именно пункту 54 Правил N 354. С учетом того, что Арбитражным судом Уральского округа в рамках настоящего дела разъяснено, что расчёт количества и стоимости потребленного ресурса необходимо производить в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, в связи с этим, для применения единообразной практики и в порядке статьи 65 АПК РФ с учётом заявленных требований на истце лежала обязанность доказать факт поставки тепловой энергии на объекты ответчика и её количество.
Используемый ответчиком расчёт возможен только в случае, когда соответствующий коммунальный ресурс (горячая вода) приобретается исполнителем коммунальной услуги уже готовым у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям.
Предоставляя расчёт, истец доказал, что объём, зафиксированный ОДПУ, совпадает с объёмом, рассчитанным в порядке пункта 54 Правил N 354 (формула 20, 20 (1)), основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, в данном случае у суда первой инстанции, отсутствовали.
Представленный истцом расчёт объёма тепловой энергии судом проверен, путём подставления значений в формулу 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, признан соответствующим действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учётом изложенного, обжалуемое решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2020 года является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2020 года по делу N А50-35700/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-35700/2018
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ООО "ПЕРМСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "КОМФОРТ-ПЕРМЬ"
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2668/20
26.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15404/19
14.12.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-35700/18
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2668/20
24.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15404/19
26.08.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-35700/18