город Омск |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А46-19506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-34/2021) общества с ограниченной ответственностью "Реал-Продукт" на решение Арбитражного суда Омской области от 07.12.2020 по делу N А46-19506/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Продукт" (ОГРН 1100280043160, ИНН 0274152622, 650047, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Айская, дом 37, помещение 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ОГРН 1075504003013, ИНН 5504124780, 644010, Омская область, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 72, корпус 1) о признании действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Игристые вина" N 2205500082137 от 28.02.2020 незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - представитель Орлов Д.П. по доверенности от 01.02.2021 N 01-12/02335 сроком действия по 31.01.2022;
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Реал-Продукт", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реал-Продукт" (далее - ООО "Реал-Продукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС России N 12 по Омской области, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Игристые вина" (далее - ООО "Игристые вина") от 28.02.2020 N 2205500082137.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.12.2020 по делу N А46-19506/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что отстутствие в ЕГРЮЛ сведений о действующей организации ООО "Игристые вина" исключает объективность выездной налоговой проверки проводимой в отношении ООО "Реал-Продукт".
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие заявителя. Удовлетворив ходатайство общества, суд апелляционной инстанции в соответствии с правилами статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ООО "Реал-Продукт".
В заседании суда апелляционной инстанции представителем МИФНС N 12 по Омской области поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу общества.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска 21.03.2005 в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1055504017909 о создании юридического лица ООО "Игристые вина".
02.11.2012 МИФНС России N 12 по Омской области в ЕГРЮЛ внесена за государственным регистрационным номером 2125543496626 запись о следующем адресе ООО "Игристые вина": Омская обл., г. Омск, ул. Т.К. Щербанева, д. 20, а 22.10.2018 - запись (государственный регистрационный номер 2185543639884) о недостоверности сведений о месте нахождения ООО "Игристые вина".
28.10.2019 инспекцией принято решение N 5574 о предстоящем исключении ООО "Игристые вина" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем 30.10.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2195543624043 и в печатном издании "Вестник государственной регистрации" (часть 2 N 43 (759) опубликовано соответствующее сообщение.
28.02.2020 в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2205500082137 инспекцией внесена запись о прекращении деятельности ООО "Игристые вина" в качестве юридического лица (исключении ООО "Игристые вина" из ЕГРЮЛ) в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.
20.03.2019 ООО "Реал-Продукт" со ссылкой на заключение с ООО "Игристые вина" 18.07.2018 договора купли-продажи N 2018-004, установление ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска обстоятельств приобретения ООО "Игристые вина" товара, поставленного впоследствии и заявителю, без налога на добавленную стоимость (НДС), получение ООО "Игристые вина" НДС с ООО "Реал-Продукт", но неуплату его в бюджет, прокуратуре г. Омска предложено провести проверку исполнения ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязанности, возложенной на нее пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
МИФНС России N 40 по Республике Башкортостан решением от 17.08.2020 N 4 назначена выездная налоговая проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты ООО "Реал-Продукт" всех налогов, сборов, страховых взносов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Указав, что факт исключения ООО "Игристые вина" из ЕГРЮЛ может послужить основанием для отказа в признании права ООО "Реал-Продукт" на налоговый вычет по НДС, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции заявление оставлено без удовлетворения, с чем ООО "Реал-Продукт" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа определен статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Пунктами 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), введены в Федеральный закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П и в Определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Правила статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1. Федерального закона N 129-ФЗ).
Состав содержащихся в ЕГРЮЛ сведений определен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ и включает в себя, в том числе сведения об адресе юридического лица (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 4.2. статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в случае, возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц проводит проверку посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных, в том числе подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в государственном реестре сведений о юридическом лице.
Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице влечет для него определенные подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридические последствия.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицам, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанными выше нормами права установлен порядок уведомления участников гражданского оборота о предстоящем исключении недействующего юридического лица, который должен быть соблюден регистрирующим органом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что порядок исключения сведений из ЕГРЮЛ, предусмотренный указанными нормами Федерального закона N 129-ФЗ, соблюден.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Обосновывая свой статус лица, обладающего правом на оспаривание действий инспекции, ООО "Реал-Продукт" указывает на обстоятельства экономического взаимодействия с ООО "Игристые вина", дающие заявителю право на налоговый вычет, которое может быть неверно оценено при налоговой проверке.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, ООО "Реал-Продукт" не является кредитором ООО "Игристые вина".
Наличие или отсутствие у ООО "Реал-Продукт" права на налоговый вычет, подтверждение его при том обстоятельстве, что ООО "Игристые вина" в налоговой декларации по НДС реализацию товара ООО "Реал-Продукт", по его заявлению, не отразило, не входит в предмет исследования суда при рассмотрении настоящего дела.
В случае несогласия с результатом мероприятий налогового контроля ООО "Реал-Продукт" не лишено права на их оспаривание в установленном законодательством налогах и сборах, процессуальным законодательством порядке. При этом доводы апелляционной жалобы носят предположительный характер и не имеют доказательственного значения. Судом апелляционной инстанции не усматриваются основания для вывода о том, что факт исключения ООО "Игристые вина" из ЕГРЮЛ негативно повлиял на налоговые обязательства заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Продукт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.12.2020 по делу N А46-19506/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19506/2020
Истец: ООО "РЕАЛ-ПРОДУКТ", ООО "Реал-Продукт", ООО "Реал-Продукт" для Хабибуллин Р.Р.
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 40 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН