г. Красноярск |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А33-12104/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" ноября 2023 года по делу N А33-12104/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Деревянная линия" (ИНН 2459020830, ОГРН 1182468048333, далее - ООО "Деревянная линия", общество) о взыскании 3000 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" ноября 2023 года по делу N А33-12104/2023 с ООО "Деревянная линия" в пользу Фонда взыскано 1500 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С ООО "Деревянная линия" в доход федерального бюджета взыскана 1000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций по решениям N 205S19200032415 и N 205S19200032416, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в указанной части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Фонда в полном объеме.
В апелляционной жалобе Фонд, указывает, что у него отсутствует возможность самостоятельно выявить нарушение, установив, что трудовую деятельность в организации осуществляет большее количество лиц, чем то, которое указано в форме СЗВ-М (исходная).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций по решениям от 10.12.2020 N 205S19200032416 и N 205S19200032415), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
05.08.2020 общество представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) в отношении 1 застрахованного лица (Янукович П.М.) за июль 2020 года.
03.10.2020 обществом представлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2020 года в отношении двух застрахованных лиц (Буханченко В.Н. и Кожевников В.В.), не указанных в исходной форме.
30.10.2020 должностным лицом Фонда составлен акт N 205S18200030412 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражено, что в исходной форме не были указаны сведения на Буханченко В.Н., Кожевникова В.В., а дополняющая форма представлена с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период). За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Также в акте Фонд отразил, что обществом нарушен пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Акт направлен обществу по почте, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 02.11.2020 N 3.
10.12.2020 Фондом вынесено решение N 205S19200032416 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. Страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений. Обществу назначен штраф в размере 1000 руб. Решение направлено обществу, что подтверждается списком почтовых отправлений от 14.12.2020 N 1.
18.01.2021 Фондом выставлено требование N 205S01210000574 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 05.02.2021. Факт направления требования в адрес ООО "Деревянная линия" подтверждается списком почтовых отправлений от 18.01.2021 N 5.
Кроме того, 10.09.2020 общество представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) в отношении 1 застрахованного лица (Янукович П.М.) за август 2020 года.
03.10.2020 обществом представлена дополняющая форма СЗВ-М за август 2020 года в отношении 1-го застрахованного лица (Кожевников В.В.), не указанного в исходной форме.
30.10.2020 должностным лицом Фонда составлен акт N 205S18200030413 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражено, что в исходной форме не были указаны сведения на Кожевникова В.В., а дополняющая форма представлена с нарушением срока, установленного Законом N 27-ФЗ. За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Также в акте Фонд отразил, что обществом нарушен пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Факт направления акта в адрес ООО "Деревянная линия" подтвержден списком внутренних почтовых отправлений от 02.11.2020 N 3.
10.12.2020 Фондом вынесено решение N 205S19200032415 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. Страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений. Обществу назначен штраф в размере 500 руб. Решение направлено обществу, что подтверждается списком почтовых отправлений от 14.12.2020 N 1.
18.01.2021 Фондом выставлено требование N 205S01210000573 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 05.02.2021. Факт направления требования в адрес ООО "Деревянная линия" подтверждается списком почтовых отправлений от 18.01.2021 N 5.
Поскольку срок уплаты финансовых санкций по требованиям от 18.01.2021 N 205S01210000573 и N 205S01210000574 истек, а страхователь требования не исполнил, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решения от 10.12.2020 N 205S19200032416 и N 205S19200032415 вынесены Фондом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения решений Фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату представления сведений по формам СЗВ-М и на дату вынесения решений Фондом) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (действовавшая на момент представления страхователем сведений).
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как указано в абзаце 3 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем, положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н подлежат применению одновременным с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что первоначально сведения по формам СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года и за август 2020 года на 1 застрахованное лицо поступили в Фонд с соблюдением установленного действующим законодательством срока (05.08.2020 и 10.09.2020 соответственно).
03.10.2020 обществом представлены дополняющая форма СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 2-х застрахованных лиц (Буханченко В.Н. и Кожевников В.В.), не указанных в исходной форме и дополняющая форма СЗВ-М за август 2020 года в отношении 1-го застрахованного лица (Кожевников В.В.), не указанного в исходной форме.
Таким образом, обнаружив допущенную ошибку, общество самостоятельно до ее выявления Фондом предприняло меры к ее исправлению в пределах срока, установленного для представления исходной формы, направив сведения по дополняющим формам СЗВ-М в отношении лиц, не указанных ранее в исходных формах за июль и август 2020 года.
Согласно пункту 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом и до направления соответствующего уведомления об устранении ошибок (расхождений), страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Фонд сведений за июль и август 2020 года, соответственно, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю неприменимы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Фондом, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 27.12.2021 N 305-ЭС21-2487 по делу N А41-86663/2020.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к обществу финансовых санкций при надлежащем исполнении им установленной Законом обязанности является правомерным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" ноября 2023 года по делу N А33-12104/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12104/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "ДЕРЕВЯННАЯ ЛИНИЯ"