Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2021 г. N Ф09-3094/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А47-4983/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2020 по делу N А47-4983/2020.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" - Ефанова Ирина Климентьевна (паспорт, доверенность N 9 от 09.01.2021, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" - Кучукова Юлия Юрьевна (доверенность N 03-2021/1-Ю от 11.01.2021, паспорт, диплом), Медведев Александр Павлович (доверенность N 03-2021/1-Ю от 11.01.2021, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" (далее - общество "УК "Форт", ответчик, податель жалобы) о взыскании 94 367 руб. 61 коп. задолженности по договору ресурсоснабжения от 01.01.2018 N 8037/153 за январь 2020 года (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.3, л.д. 8).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2020 исковые требования общества "Оренбург Водоканал" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "УК "Форт" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Апеллянт указывает, что собственники помещений части спорных многоквартирных домов приняли решения о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (истцом), о чем уведомили последнего. Принятые собственниками помещений решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией (РСО) прямых договоров на оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению исключают обязанность ответчика по оплате поставленного коммунального ресурса по тем многоквартирным домам (далее также - МКД), в которых приняты решения о заключении с РСО прямых договоров. Прибор учета холодного водоснабжения (ХВС) аналогичен прибору учета тепла и фиксирует общий объем коммунального ресурса, направленный на ХВС и ХВС на нужды горячего водоснабжения (ГВС), и не фиксирует отдельно объем, направленный на ГВС. Данный факт подтверждается счетом, в котором отдельной строкой АО "ЭнергосбыТ Плюс" выставляется тепловая энергия на нужды ГВС. Данный факт подтверждает исполнимость выставлять услугу ХВС на нужды ГВС обществом "Оренбург Водоканал" собственникам, минуя посредничество управляющей компании. По мнению подателя жалобы, обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации ХВС на нужды ГВС, потребленного собственниками помещений МКД, у ответчика отсутствует.
С позиции ответчика, в данном случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
От ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество "УК "Форт" указало, что ответчиком услуги ХВС, а также ресурса ХВС для нужд приготовления ГВС ранее не предоставлялись. До 01.01.2020 коммунальная услуга ГВС на основании протоколов внеочередных общих собраний собственников многоквартирных домов предоставлялась ПАО "Т Плюс". В отношении тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения между собственниками помещений МКД и ПАО "Т Плюс" заключены прямые договоры, ПАО "Т Плюс" осуществляет начисление платы и сбор денежных средств за тепловую энергию на нужды ГВС непосредственно с собственников помещений МКД. В судебном заседании ответчиком предоставлена квитанция, подтверждающая факт выставления платы как за коммунальную услугу отопления, так и за коммунальный ресурс тепловой энергии на нужды ГВС. Вышеуказанное опровергает доводы истца о невозможности оказания услуги и начисления коммунального ресурса ХВС на нужды ГВС. Ответчик предоставил в суд аудиозапись разговора со специалистом АО "Система "Город". Данная аудиозапись подтверждает исполнимость выставления потребителям, находящихся на прямых расчетах и договорах, объемов по ХВС, а также коммунального ресурса ХВС на нужды ГВС.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на судебную практику по делу N А70-15259/2018.
От общества "Оренбург Водоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу и отзыв на дополнения к апелляционной жалобе, в которых истец просил оставить судебный акт в силе, указывая, что из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Указанное свидетельствует об ошибочности доводов ответчика о том, что холодная вода, потребляемая в целях ГВС должна приобретаться по прямым договорам холодного водоснабжения, заключаемых РСО с собственниками помещений многоквартирного дома.
Ресурсоснабжающая организация (истец) не поставляет в МКД коммунальный ресурс - горячую воду, а поставляет холодную воду, а услуги по поставке потребителям коммунальной услуги "ГВС" осуществляет сам ответчик при помощи ИТП. Общество "Оренбург Водоканал" не эксплуатирует ИТП и не производит коммунальный ресурс "ГВС", соответственно, не обязано начислять и производить с потребителями расчеты за коммунальную услугу "ГВС".
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
В приобщении к материалам дела представленных ответчиком дополнительных доказательства - квитанций за январь 2021 года апелляционным судом отказано в связи с неотносимостью данных документов к рассматриваемому спору.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор от 01.01.2018 N 8037/153 ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) (т.1, л.д. 19-23).
По условиям пункта 1.1 договора ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту на объекты, указанные в Приложении N 2 к настоящему договору, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать, в установленные настоящим договором сроки и размерах, принятую холодную (питьевую) воду.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить подачу воды и водоотведение в соответствии с действующими параметрами качеств и с перерывами, не превышающими установленную продолжительность, на границе раздела. Место исполнения ресурсоснабжающей организации своих обязательств является точка, расположенная; на границе эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 3.2.2 договора абонент обязуется производить оплату ресурсоснабжающей организации за принятую воду с учетом положений разделов 1 и 7 договора.
Согласно пункту 5.1 договора учет количества принятой холодной воды производится по показаниям общедомовых приборов учета холодной воды, установленных в соответствии с п.п. 3.2.4. договора, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации объем (количество) холодной воды определяется в соответствии с Правилами N 124.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате абонентом по договору, определяется:
- по фактическому объему коммунального ресурса, использованного при самостоятельном производстве и предоставлении Абонентом коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- в порядке, установленном п. 21.1 Правил N 124 (п. 5.2 договора).
В пункте 6 стороны согласовали цену договора и тарифы, согласно которому, на момент заключения договора установлены следующие тарифы, с 01.01.2017: на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 26,34 руб. (с НДС) за 1 куб.м. (п. 6.1 договора).
В соответствии с пунктом 6.4 договора ориентировочная сумма договора (на момент его заключения) определяется в соответствии с согласованными сторонами объемами (Приложение N 4 и действующими тарифами и составляет 104 075 руб. 66 коп. в том числе НДС. Фактическая сумма договора определяется по фактическим объемам потребления воды.
Пунктом 7.1 предусмотрено, что для целей договора за расчетный период принимается календарный месяц.
Абонент в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, оплачивает ресурсоснабжающей организации фактически поставленные ресурсы (п. 7.2 договора).
Стороны в пункте 10.1 согласовали, что договор вступает в силу с "01" января 2018 г. и действует до "31" декабря 2018 г.
Договор считается ежегодно продленным на следующий календарный год в случае, если не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия ни от одной из сторон не поступит предложение о его расторжении или об изменении его условий (п. 10.2 договора).
Со стороны общества "Оренбург Водоканал" 29.01.2020 в адрес ответчика направлено дополнительное соглашение к договору ресурсоснабжения от 01.01.2018 на поставку объема ХВС в целях самостоятельного производства и предоставления потребителям коммунальной услуги ГВС с использованием ИТП, которое ответчиком не подписано (т.1, л.д. 27-30).
Во исполнении условий договора истцом поставлено холодное водоснабжение на содержание общего имущества МКД и ХВС на ГВС в пользу ответчика за январь 2020 года и выставлен на оплату счет-фактура от 31.01.2020 N С018037 на сумму 177 750 руб. 90 коп. (т.1, л.д. 31).
Согласно исковому заявлению в нарушение условий договора абонент своевременно в полном объеме не произвел оплату по выставленному счету - фактуре. По расчету истца долг ответчика составляет 94 367 руб. 61 коп.
В связи с частичной оплатой задолженности истец направил в адрес ответчика претензию N 02/025 от 17.03.2020 (т.1, л.д. 12) с требованием в добровольном порядке произвести оплату задолженности в полном объеме, которая остались без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений пунктов 2, 4 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД является общество "Управляющая компания "Форт", которое обязано оплатить поставленный ресурс - холодную воды, использованный для приготовления коммунального ресурса - горячее водоснабжение, посредством оборудования, являющегося общим имуществом МКД.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 14 Правил N 354 установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в определенное пунктами 2, 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) понятие исполнителя коммунальной услуги, согласно которым для целей применения Правил N 124 исполнителями коммунальной услуги признаются управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21(1) Правил N 124 случаях.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в их деятельности определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на как коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в отсутствие специального решения общего собрания. При наличии в доме управляющей организации соответствующие расходы возложены на нее, даже если между собственниками помещений существуют прямые договоры.
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что с 01.01.2017 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, из смысла новой редакции пункта 29 Правил N 491 следует, что в нормативные расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
В силу пункта 22 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
*,
где:
* - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) от 01.01.2018 N 8037/153.
Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за январь 2020 года, задолженность за спорный период с учетом частичной оплаты, составила 94 367 руб. 61 коп.
Согласно иску расчет требований истцом произведен как разность между объемом поступившей в дом холодной воды через общедомовой прибор учета и объемом расчетным (это суммарный объем, потребленный жителями МКД по данным ИПУ + норматив + перерасчеты + объем ХВС, потребленный нежилыми помещениями в МКД).
В соответствии с пунктом 5.2 договора объем коммунального ресурса, подлежащий оплате абонентом по договору, определяется:
- по фактическому объему коммунального ресурса, использованного при самостоятельном производстве и предоставлении абонентом коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- в порядке, установленном п. 21.1 Правил N 124.
Как следует из искового заявления, указанные помесячные расчеты, реестры показаний ИПУ в спорные периоды и другие документы, оформлены обеспечивающим учет коммунальных услуг в г. Оренбурге ОАО "Система "Город", с которым истец находится в договорных отношениях в части начисления потребителям (пользователем жилых помещений) платы за коммунальные услуги, осуществления обработки и распределения денежных средств, поступивших от потребителей.
Доводы ответчика об отсутствии обязанности оплачивать ресурс ХВС на ГВС обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пп. "б" п. 4 Правил N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
При наличии в многоквартирном доме оборудования, на котором осуществляется подогрев холодной воды, поставляемой обществом "Оренбург Водоканал", другим коммунальным ресурсом, поставляемым иной ресурсоснабжающей организацией, которая затем в виде коммунальной услуги - горячее водоснабжение поставляется конечным потребителям - собственникам помещений в многоквартирном доме, исполнителем коммунальной услуги является организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, и эксплуатирующая соответствующее оборудование.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не может осуществлять поставку коммунального ресурса напрямую собственникам помещений в МКД, так как не эксплуатирует оборудование, с помощью которого коммунальная услуга - горячее водоснабжение производится в МКД.
В связи с изложенным подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Принятые собственниками помещений решения о заключении с ресурсоснабжающими организациями прямых договоров на оказание коммунальных услуг в настоящем случае не могут быть отнесены к ГВС, поскольку коммунальная услуга ГВС собственникам помещений в МКД оказывается ответчиком.
Судом первой инстанции верно указано, что общество "Оренбург Водоканал" в отношении спорных МКД не является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения, такой услуги как холодное водоснабжение - компонент горячего водоснабжения действующим законодательством не предусмотрено, ответчик самостоятельно должен производить расчеты за горячую воду с собственниками помещений в МКД.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124 управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Судом первой инстанции верно указано, что индивидуальный тепловой пункт неразрывно связан с системой отопления многоквартирного дома, предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, относится к общему имуществу.
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Со стороны общества "Оренбург Водоканал" 29.01.2020 в адрес ответчика направлено соответствующее дополнительное соглашение к договору ресурсоснабжения от 01.01.2018 на поставку объема ХВС в целях самостоятельного производства и предоставления потребителям коммунальной услуги ГВС с использованием ИТП, соглашение ответчиком не подписано (т.1, л.д. 28).
Согласно пункту 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком в спорный период сложились фактические отношения по поставке холодного водоснабжения для целей содержания общего имущества МКД и ХВС в целях ГВС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что именно на ответчике, как исполнителе коммунальной услуги "горячее водоснабжение" и лице, которое фактически эксплуатировало ИТП в целях оказания коммунальной услуги "ГВС", лежит обязанность по оплате поставленного истцом коммунального ресурса - ХВС, использованного для приготовления ГВС, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца 94 367 руб. 61 коп. задолженности за январь 2020 года.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2020 по делу N А47-4983/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4983/2020
Истец: ООО "Оренбург Водоканал"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Форт"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд