Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2021 г. N Ф05-12590/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А40-32105/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Алексеевой Е.Б., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-32105/20, принятое
по иску Департамента городского имущества г. Москвы к ООО "Профит траил" о взыскании денежных средств, расторжении договора, выселении арендатора,
по встречному иску о признании права на применение ставки арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы,
при участии в судебном заседании представителей истца и третьего лица: Апрелов С.А. по доверенностям от 23.12.2020, и от 27.08.2020, диплом N ДВС 1097827 от 13.04.2001,
ответчика: Бавыкина Л.С. по доверенности от 01.02.2021, диплом N 103624 2201599 от 07.07.2016,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Профит траил" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в размере 910 793,20 руб., пени за период с 10.01.2019 по 31.10.2019 в размере 35 938,75 руб., расторжении договора аренды нежилого помещения от 25.08.2004 N 04-00569/04, выселении ответчика из нежилого помещения площадью 112,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шумкина, д. 3 корп. 2 (этаж 1 пом. III комн. 1-14), обязании передать помещение в освобожденном виде Департаменту.
К совместному рассмотрению с первоначально заявленными требованиями принято встречное исковое заявление ООО "Профит траил" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. в год за 1 кв.м. помещения, арендуемого по договору N 04-00569/04 от 25.08.2004 на аренду нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением арбитражного суда от 27.10.2020 в удовлетворении первоначального искового заявления отказано в полном объеме, встречный иск удовлетворен.
Истец и третье лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
В судебном заседании представитель заявителей (истца и третьего лица по делу) поддержал апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, представил в материалы дела письменные пояснения.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы N 04-00569/04 от 25.08.2004, по условиям которого, арендодатель передает, а арендатор принимает нежилое помещение площадью 120,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Шумкина, д. 3, корп. 2.
Дополнительным соглашением от 21.04.2008 к договору площадь помещения изменена на 112,6 кв.м. в соответствии с выпиской их технического паспорта БТИ N 1386/4 от 31.08.2007. Факт передачи объекта аренды ответчику не оспаривается сторонами.
Пунктом 6.2 договора установлено, что случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2018 по делу N А40-7624/2018 за ООО "Профит Траил" признано право на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. в год за 1 кв.м помещения, арендуемого по договору N 04-00569/04 от 25.08.2004 на периоды с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Уведомлением от 27.12.2018 N 33-6-291467/18-(0)-0 истец известил ответчика об изменении ставки арендной платы на 2019 год, размер которой установлен в размере рыночной ставки с учетом коэффициента-дефлятора 14 206 руб. 50 коп. за 1 кв. м в год.
Как указывает истец, ответчик в нарушение принятых обязательств оплату арендных платежей за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 года в полном объеме не произвел, в связи с чем образовалась задолженность в размере 910 793,20 руб.
Согласно п. 7.2 договора, при неуплате арендатором арендных платежей в установленные договором сроки, начисляются пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день уплаты включительно.
За неисполнение ответчиком обязательств по договору аренды в части оплаты арендных платежей истцом произведен расчет неустойки за период с 10.01.2019 по 31.10.2019 в размере 35 938,75 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия от 24.10.2019 N 33-6-44943/19-(0)-1с требованием оплаты задолженности, оставлена без удовлетворения, что послужило поводом для обращения истцом в суд.
В обоснование встречного иска ответчик указал, что общество, являясь субъектом малого предпринимательства, имеет право на применение в рамках арендных правоотношений с истцом льготной ставки арендной платы, размер которой составляет 4 500 кв.м за 1 кв.м в год, в связи с чем задолженность за спорный период у арендатора отсутствует.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент городского имущества города Москвы своими действиями фактически лишил ответчика возможности установления льготной ставки при наличии оснований для ее установления, что противоречит действующему законодательству, а также возможности защиты нарушенного права путем оспаривания решения Комиссии, поскольку документы не были переданы для рассмотрения; признание за обществом права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м в год, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом городского имущества города Москвы в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта; в материалы дела представлены доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению арендной платы по ставке 4 500 руб. за кв.м. в год, что также отражено в расчете истца, в связи с чем оснований для начисления арендной платы по рыночной ставке и удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
Департамент в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на положения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому по истечении срока договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключение такого договора на новый срок осуществляется без проведения конкурса, аукциона с определением размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
На основании изложенного Департамент указывает, что продление срока действия договора аренды предполагает установление рыночной ставки арендной платы" и далее ссылается на проведение Департаментом в 2015 году (при перезаключении договора аренды на новый срок) мероприятий по оценке рыночной стоимости права пользования арендуемым помещением и последующим заключением дополнительного соглашения к договору аренды.
Указанные обстоятельства, по мнению Департамента, лишают арендатора права на предоставление предусмотренных действующим законодательством мер имущественной поддержки, к которым, в частности, относится предоставление льготной ставки арендной платы.
Указанный вывод Департамента основан на неверном толковании положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без учета положений постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" и постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что обязательное проведение оценки рыночной стоимости арендуемого государственного или муниципального имущества с установлением рыночной ставки арендной платы при перезаключении договора аренды на новый срок не лишает арендатора права на предоставление предусмотренных нормативными правовыми актами мер имущественной поддержки.
Напротив, положения постановления Правительства Москвы N 800-ПП прямо предусматривают возможность предоставления таким арендаторам льготной ставки арендной платы. В то же время в случае нарушения арендодателем условий договора аренды, перечень которых исчерпывающим образом приведен в Постановлении N 800-ПП, арендатор лишается права на применение льготной ставки арендной платы и обязан вносить плату за пользование арендуемым имуществом исходя из рыночной ставки арендной платы, определенной по результатам проведенной оценки.
В рамках настоящего дела ни Департаментом, ни Правительством Москвы не представлено доказательств нарушения обществом принятых на себя по договору аренды обязательств (таких как наличие задолженности по арендной плате, нецелевое использование объекта недвижимого имущества, предоставление арендуемого имущества в субаренду без согласия арендодателя), что позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для лишения арендатора права на применение мер имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.
Департамент в обоснование доводов апелляционной жалобы также указывает, что выводы суда о том, что ООО "Профит траил" как субъект малого предпринимательства имеет право на минимальную ставку арендной платы в размере 4 500 за 1 кв.м, предусмотренную пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, устанавливаемую автоматически, без обращения в Межведомственную комиссию, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанный довод несостоятелен ввиду следующего.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м в год, в том числе, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв.м.
Довод Департамента и Правительства Москвы о том, что льготная ставка в размере 4500 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП.
Таким образом, само по себе заключение обществом и Департаментом дополнительного соглашения к договору аренды от 11.05.2017 о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
Поскольку по условиям договора аренды от 25.08.2004 N 04-00569/04 и дополнительного соглашения от 11.05.2017 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы либо нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, арендная плата будет рассчитываться исходя из рыночной ставки, предусмотренной дополнительным соглашением.
Департаментом и третьим лицом - Правительством Москвы не представлено доказательств, подтверждающих, что общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Верховного Суда Российской Федерации от 01 октября 2020 г. N 305-ЭС20-1800, определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 305-ЭС20-7258, определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 305-ЭС20-7942.
Правительство Москвы в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на утрату обществом права на льготную арендную плату в связи с наличием задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Вместе с тем, Правительством Москвы не представлено каких-либо доказательств нарушения со стороны общества условий договора аренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2018 по делу N А40-7624/2018 за ООО "Профит Траил" признано право на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. в год за 1кв.м помещения, арендуемого по договору N 04-00569/04 от 25.08.2004 на периоды с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Таким образом, в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 оплата по договору аренды производилась обществом согласно вступившему в законную силу решению суда.
За 2019 год оплата по договору аренды также производилась обществом по ставке 4500 руб. в год за 1 кв.м помещения, что подтверждается приобщенными к материалам дела расчету арендной ставки за 2019 год, а также копиями платежных поручений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначального иска, удовлетворил встречное исковое заявление.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы истца и третьего лица направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционные жалобы по изложенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-32105/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32105/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ПРОФИТ ТРАИЛ"
Третье лицо: Правительство г.Москвы