г. Москва |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А40-155579/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ПАО "ПГК" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 ноября 2020 года, принятое судьей Хайло Е.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-155579/20, по исковому заявлению ПАО "ПГК" к АО "ЕВРОЦЕМЕНТ ГРУП" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "ЕВРОЦЕМЕНТ ГРУП" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой на станции выгрузки в размере 501 840,00 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 ноября 2020 года взыскано с АО "ЕВРОЦЕМЕНТ ГРУП" в пользу ПАО "ПГК" 351 288 руб. 00 коп. штрафа за сверхнормативное пользование вагонами на станциях выгрузки, а также 13 037 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции вынесено с существенным нарушением норм материального права.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между Публичным акционерным обществом "Первая Грузовая Компания" (Исполнитель, Истец) и Акционерным обществом "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" (Заказчик, Ответчик) заключен договор N АО-ДД/СО-58/15 от 30.04.2015 (далее - Договор), который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием исполнителем (ПАО "ПГК") услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика (АО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп") (п. 2.1. Договора).
В рамках Договора Истец предоставил Ответчику вагоны, что подтверждается представленными в материалы дела расчетам объема оказанных услуг к Договору.
Согласно п. 4.2.9 Договора (в редакции Дополнительного соглашения от 01.10.2017 N 10) заказчик (Ответчик) обязуется обеспечить простой вагонов, поданных согласно заявке, на станции выгрузки для крытых - не более 3 (трое) суток.
В настоящем иске заявлены штрафы за простой крытых вагонов под выгрузкой.
Пунктом 4.2.9. Договора (в редакции Дополнительного соглашения от 01.10.2017 N 10) регламентирован порядок определения срока нахождения вагонов на станции выгрузки.
Согласно п. 4.2.9 Договора (в редакции Дополнительного соглашения от 01.10.2017 N 10) срок нахождения Вагонов на станции выгрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) фактического прибытия Вагонов на станцию, в случае если расчетная дата прибытия Вагонов (срок доставки) ранее фактического прибытия Вагонов, до 24 часов 00 минут дня (даты) отправления Вагонов со станции.
Срок нахождения Вагонов на станции выгрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) расчетного прибытия (срока доставки) Вагонов на станцию, в случае если фактическая дата прибытия Вагонов ранее расчетной даты (срока доставки) прибытия Вагонов, до 24 часов 00 минут дня (даты) отправления Вагонов со станции.
Простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") вагона на станцию назначения (погрузки/выгрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") на станцию назначения или иную станцию, указанную исполнителем, определяется:
- на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе ЭТРАН ОАО "РЖД", или, при отсутствии у Исполнителя доступа к этим документам в системе ЭТРАН ОАО "РЖД", по данным иного достоверного информационного источника исполнителя.
Согласно п. 6.5 Договора (в редакции Дополнительного соглашения от 09.01.2018 N 14) "В случае допущения Заказчиком (грузоотправителями, грузополучателями) простоя Вагонов сверх сроков, установленных в пункте 4.2.9 настоящего Договора, на станции погрузки/выгрузки Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты штрафа за сверхнормативное пользование Вагонами в размере:
- для крытых вагонов - 720 (семьсот двадцать) рублей в сутки за один Вагон до даты отправления Вагонов, а также возмещения иных расходов Исполнителя, возникших в связи со сверхнормативным простоем Вагонов.
Ответчиком был допущен сверхнормативный простой 183 крытых вагона на станциях выгрузки в количестве 697 суток в период март - апрель 2019 года, о чем Истцом представлен расчет,
Размер штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станциях выгрузки составляет 501 840,00 руб.
В указанном расчете указаны номера вагонов, транспортных накладных, на основании которых вагоны прибыли на станцию выгрузки, дата прибытия вагонов на станцию выгрузки, дата отправления вагона со станции выгрузки, срок использования вагона на станции выгрузки, срок простоя вагонов сверх установленного строка на станции выгрузки, размер штрафа, рассчитанный путем умножения количества дней простоя вагонов сверх срока на размер штрафа в сутки.
Факт предоставления Ответчику вагонов на основании Договора, в отношении которых Ответчиком допущен сверхнормативный простой на станции погрузки/выгрузки, подтверждается представленными в материалы дела расчетами объема оказанных услуг, счетами-фактурами.
Дата прибытия спорных вагонов на станции выгрузки, указанная в расчёте, подтверждается данными, указанными в транспортных накладных - дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения" в соответствии с п. 4.2.9 Договора, представленных в материалы дела, а также расчетами объема оказанных услуг, подписанными сторонами (столбец "дата прибытия" в расчетах объема оказанных услуг) представленных в материалы дела.
Дата отправления спорных вагонов со станции выгрузки, указанная в расчете, подтверждается данными, указанными в транспортных накладных - дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке" в соответствии с п. 4.2.9 Договора, представленных в материалы дела.
Таким образом, материалами дела полностью подтверждается расчет размера штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станции погрузки/выгрузки, представленный Истцом, и. соответственно, размер штрафа, заявленный Истцом.
Истец направил Ответчику счет на оплату штрафа за сверхнормативный простой спорных вагонов письмом от 30,04,2020 N АО-ИД/СХ-00012; - 1/Ш/КР от 30.04.2020
Счет ответчиком получен согласно двустороннего реестра документов по штрафам, переданным АО "Евроцемент груп". Ответчик указанный счет не оплатил.
Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия об оплате штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станции выгрузки, оставленная Ответчиком без удовлетворения: ИД/Ю-214/20 от 29.06.2020
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответчик просил суд снизить размер пени в порядке ст. 333 ГК РФ.
Из пункта 77 Постановления Пленума ВС РФ N 7 следует, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
Положение части первой статьи 333 ГК РФ в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства - без представления ответчиком доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение.
При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Суд первой инстанции, с учетом изложенных ответчиком возражений относительно заявленных требований, правомерно применил статью 333 ГК РФ и снизил размер взыскиваемой неустойки.
Суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания 351 288 руб. 00 коп. штрафа за сверхнормативное пользование вагонами на станциях выгрузки.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном уменьшении неустойки не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции ст. 333 ГК РФ.
При этом суд первой инстанции исходил из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции дал оценку всем представленным в дело доказательствам, а доводы АО "Первая Грузовая Компания" направлены на их переоценку.
Кроме того, из письма АО "Первая Грузовая Компания" от 31.01.2020 N ИД/ГДИ-45/20 следует, что по состоянию на февраль 2020 года ставка суточной доходности по договору от 30.04.2015 NАО-ДД/СО-58/15 составляет 1 350 руб., в то время как суточный размер штрафа за сверхнормативное пользование вагоном по договору от 30.04.2015 NАО-ДД/СО-58/15 составляет около 900 руб.
Таким образом, размер предъявленного ко взысканию штрафа составляет более 60 процентов суточной доходности по договору от 30.04.2015 N АО-ДД/СО-58/15.
Указанный размер штрафа является несоразмерным последствиям нарушенного обязательства, тем более, что в период простоя вагоны не используются и, как следствие, не подвергаются износу.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2020 года по делу N А40-155579/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155579/2020
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ЕВРОЦЕМЕНТ ГРУП"