г. Вологда |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А13-1278/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 марта 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 мая 2020 года по делу N А13-1278/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сямженский леспромхоз" (ОГРН 1113535000413, ИНН 3516004043; адрес: 162483, Вологодская обл., Сямженский р-н, с. Сямжа, ул. Кольцевая, д. 7а; далее - Общество) о взыскании 338 257 руб. 99 коп. доначисленной арендной платы за период с 2017 по 2019 год по договору аренды лесного участка от 01.07.2008 N 02-02-16/54-2008, в том числе 281 881 руб. 17 коп. в федеральный бюджет, 56 376 руб. 82 коп. в бюджет Вологодской области.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 14 мая 2020 года (резолютивная часть принята 26 марта 2020 года) произведена замена ответчика на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Титан" (ОГРН 1022900515549, ИНН 2901008961; адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7; далее - Предприятие), в удовлетворении иска Департаменту отказано.
Департамент с решением суда не согласился, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на недействительность дополнительных соглашений от 01.01.2009, от 04.08.2009 к договору аренды от 01.07.2008 N 02-02-16/54-2008, поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, предусмотренного частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Считает, что у суда отсутствовали основания для применения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве мотива для отказа в иске. В действиях Департамента отсутствуют признаки недобросовестности; при оформлении дополнительных соглашений истец считал правомерным их заключение и не преследовал цель причинить вред арендатору лесного участка, учитывая, что объем использования лесов и размер арендной платы после заключения соглашений изменился в сторону уменьшения. Указывает на несогласие с позицией суда первой инстанции о том, что ответчик был лишен возможности обратиться в суд с требованием о внесении изменений в договор аренды при наличии заключенных, исполнявшихся сторонами и зарегистрированных дополнительных соглашений. Общество, будучи профессиональным участником гражданского оборота, действуя разумно и осмотрительно, имело возможность установить несоответствие дополнительных соглашений требованиям законодательства.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 года производство по делу приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А13-1200/2020.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2020 года решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2020 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2020 года по делу N А13-1200/2020 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
В связи с этим определением суда от 25 ноября 2020 года производство по настоящему делу возобновлено, на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ назначено судебное заседание.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил учесть правовую позицию суда кассационной инстанции, изложенную в постановлении по делу N А13-1200/2020.
Предприятие в отзыве на жалобу и дополнениях к нему от 19.02.2021 доводы истца отклонило, просит оставить решение суда без изменения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы и в пояснениях от 19.02.2021 заявившего ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Предприятия.
Заслушав пояснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив доводы сторон, апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 01.07.2008 Департаментом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор N 02-02-16/54-2008 аренды лесного участка площадью 31 604 га, расположенного по адресу: Вологодская обл., Сямженский р-н, Двиницкое участковое лесничество, кварталы N 3, 4, 8-12, 16-20, 24-26, 35-37, 48-50, 60-64, 70-74, 78-81, 84-89; Шиченгское участковое лесничество, кварталы N 11, 23, 24, 31, 38, 39, 46-50, 52, 65; Чивицкое участковое лесничество, кварталы N 6, 7, 9, 24, 26-28, 31-36, 40-42, 44, 55, 56, 63, 64; Голузинское участковое лесничество, кварталы N 14, 15, 19, 20.
Данный договор аренды заключен на основании решения Департамента от 09.06.2008 N 336 в целях приведения в соответствие с ЛК РФ и переоформления ранее заключенного с Обществом по результатам открытого конкурса договора аренды участка лесного фонда от 25.03.2005 N 20.
Схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях 1, 2 к договору (пункт 3 договора).
Пунктом 24 договора установлен срок аренды с 01.07.2008 по 25.03.2054.
По акту приема-передачи от 01.07.2008 лесной участок общей площадью 31 604 га передан в аренду Обществу.
Договор аренды 11.09.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке.
В пункте 4 договора предусмотрено, что Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах, предусмотренных приложением 3 к договору. Согласно указанному приложению среднегодовой объем изъятия древесины на лесном участке по всем видам рубок составляет 132,31 тыс. куб. м.
Размер арендной платы и порядок расчетов определены в разделе 2 договора. В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата по договору составляет 2 883 255 руб. 78 коп. в год и рассчитывается по формуле, содержащейся в приложении 7 к договору.
Сроки внесения арендной платы установлены в приложении 4 договору.
Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В приложении 7 к договору приводится расчет арендной платы по видам рубок, также предусмотрено применение при расчете корректирующего коэффициента 1,05 с учетом запаса древесины на 1 га и договорного коэффициента к арендной плате 1,2.
С учетом установленного ежегодного объема изъятия древесины в размере 132 310 куб. м размер арендной платы, исчисленной по минимальным ставкам и подлежащей внесению в федеральный бюджет, составил 2 402 713 руб. 06 коп., соответственно размер арендной платы в части, превышающей минимальные ставки, подлежащий перечислению в областной бюджет, равен 480 542 руб. 72 коп. (приложения 4, 7 к договору).
Порядок изменения договора установлен в разделе 5 договора. Согласно пункту 18 договора все изменения к нему оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. В пункте 19 договора предусмотрено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе 6 договора.
Из материалов дела также видно, что 01.01.2009 сторонами заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка.
В абзаце втором данного соглашения предусмотрено, что изменения вносятся в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (заготовка древесины) на основании статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон N 204-ФЗ) и в соответствии с пунктом 7 договора.
На основании данного дополнительного соглашения в новой редакции изложен пункт 5 договора аренды, согласно которому размер арендной платы по договору составил 3 261 108 руб. в год, а также в новой редакции изложены приложения 4 и 7 к договору аренды.
В связи с изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N 641, и на основании пунктов 18, 19 договора аренды сторонами 04.08.2009 заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в пункт 5 договора аренды и установлен ежегодный размер арендной платы в сумме 3 189 294 руб., а также в новой редакции изложены приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке", приложение 4 "Сроки внесения арендной платы на 2009 год" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к договору аренды. Из новой редакции приложения 3 к договору аренды следует, что ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке уменьшился и стал составлять 124,89 тыс. куб. м.
Указанные выше дополнительные соглашения зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в установленном порядке.
Департамент направлял в адрес Арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017, 2018 и 2019 годы, в которых, с учетом заключенных дополнительных соглашений, указывал Арендатору конкретные размеры арендной платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет и в бюджет Вологодской области.
Так, согласно уведомлению от 30.12.2016 N 10-02-17/482 размер арендной платы на 2017 год, с учетом коэффициента индексации 1,51, составляет 3 701 554 руб. 80 коп. в том числе 3 084 629 руб. - в федеральный бюджет, 616 925 руб. 80 коп. - в бюджет Вологодской области.
В соответствии с уведомлением от 25.12.2017 N 05-02-17/428 арендная плата за 2018 год, с учетом коэффициента индексации 2,17, составила 5 319 452 руб. 91 коп., в том числе 4 432 877 руб. 43 коп. - в федеральный бюджет, 886 575 руб. 48 коп. - в бюджет Вологодской области
В уведомлении от 17.12.2018 N 05-02-17/1105 Департамент сообщил Обществу, что арендная плата на 2019 год, с учетом коэффициента индексации 2,38, составляет 5 834 238 руб. 68 коп., в том числе 4 861 865 руб. 57 коп. - в федеральный бюджет, 972 373 руб. 11 коп. - в бюджет Вологодской области.
Арендатор вносил арендную плату в 2017, 2018 и 2019 годах в соответствии с уведомлениями Департамента.
Из материалов дела также видно, что Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в адрес Департамента по результатам внеплановой выездной проверки направлено 18.10.2019 предписание N 09/391П об устранении выявленных нарушений, которым предписано обеспечить перерасчет арендной платы за 2017-2019 годы по договорам, по которым арендная плата внесена в размере, отличном от размера, установленного на торгах.
Департамент направил в адрес Общества претензию от 13.12.2019, в которой, ссылаясь на ничтожность дополнительных соглашений от 01.01.2009, от 04.08.2009 к договору аренды в силу части 2 статьи 74 ЛК РФ и статьи 168 ГК РФ, сообщил о произведенном перерасчете арендной платы за 2017, 2018, 2019 годы и предложил в срок до 15.01.2020 перечислить задолженность по арендной плате в размере 338 257 руб. 99 коп., в том числе 281 881 руб. 17 коп. - в федеральный бюджет, 56 376 руб. 82 коп. - в областной бюджет.
Указывая на то, что Общество не внесло в добровольном порядке доначисленную арендную плату, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Общество 23.01.2020 прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Предприятию. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 1, л. 91-96). В связи с этим судом при принятии решения на основании части 1 статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика - Общества на правопреемника - Предприятие.
По результатам рассмотрения спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дополнительные соглашения к договору аренды заключены с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, по соглашению сторон. Вместе с тем, исходя из того, что поведение Департамента после заключения спорных дополнительных соглашений давало основание Обществу полагаться на их действительность, суд усмотрел в действиях истца наличие признаков недобросовестности (статья 10 ГК РФ) и в связи с этим посчитал, что заявление истца о ничтожности дополнительных соглашений от 01.01.2009, от 04.08.2009 к договору аренды лесного участка не имеет правового значения в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ, и отказал Департаменту в удовлетворении иска.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда и находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) устанавливалось, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, нормами статьи 74 ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1), но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников (часть 2).
При этом в силу наличия специальных норм исключается применение норм гражданского законодательства (статья 451 ГК РФ) в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, в том числе в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ N 12157/13)).
При таких обстоятельствах, как верно посчитал суд первой инстанции, дополнительные соглашения от 01.01.2009, от 04.08.2009 к договору аренды лесного участка от 01.07.2008 подписаны сторонами с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливавшей запрет на внесение по соглашению сторон изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов.
В силу статьи 168 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения спорных дополнительных соглашений, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Договор, заключаемый вопреки явно выраженному законодательному запрету, ущемляет публичные интересы, является ничтожным.
В данном случае установлено, что дополнительное соглашение от 01.01.2009 о внесении изменений в договор аренды подписано сторонами на основании пункта 7, в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, произведенной Законом N 204-ФЗ.
Из приложения 7 к договору аренды следует, что размер арендной платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет, исчислен исходя из минимальных ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
В указанной части размер арендной платы за пользование лесным участком в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ, частей 1, 4 статьи 73 ЛК РФ является регулируемым. Соответственно, независимо от подписания сторонами данного дополнительного соглашения размер арендной платы по договору подлежал изменению на основании Закона N 204-ФЗ в связи с индексацией ставок платы, установленных Постановлением N 310.
Вместе с тем установлено, что на основании дополнительного соглашения от 04.08.2009 изменились виды и объемы использования лесов на лесном участке, а также размер арендной платы. В частности, из новой редакции приложения 3 к договору "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" следует уменьшение ежегодного объема изъятия древесины на лесном участке с 132,31 тыс. куб. м, установленного при заключении договора (приложения 3, 7), до 124,89 тыс. куб. м.
Факт изменения по дополнительному соглашению от 04.08.2009 объема лесопользования на переданном в аренду лесном участке ответчиком не оспаривается.
Доводы ответчика о том, что указанные изменения внесены в договор аренды в связи с изменением на основании утвержденного приказом Департамента от 17.012.2008 N 641 лесохозяйственного регламента ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, не принимаются апелляционным судом. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 12157/13, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора.
Таким образом, дополнительные соглашения от 01.01.2009, 04.08.2009 к договору аренды лесного участка от 01.07.2008 N 02-02-16/54-2008, заключенные с нарушением запрета на изменение условий договора по соглашению сторон, установленного частью 2 статьи 74 ЛК РФ, в силу статьи 168 ГК РФ являются недействительными (ничтожными).
Суд первой инстанции, согласившись с доводами истца о ничтожности заключенных сторонами дополнительных соглашений к договору аренды, вместе с тем отказал в применении последствий их недействительности, сославшись на недобросовестное поведение истца, исполнявшего в течение длительного периода данные соглашения (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Однако апелляционный суд, принимая во внимание выводы Арбитражного суда Северо-Западного округа, содержащиеся в постановлении от 10.11.2020 по аналогичному делу N А13-1200/2020, находит ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Департамента злоупотребления правом, поскольку по смыслу положений статьи 10 ГК РФ действия участников гражданского оборота предполагаются разумными и добросовестными, пока не доказано обратное.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16.04.2012 N ВАС-1113/12, положения названной статьи ГК РФ распространяются на граждан и юридических лиц и не могут применяться к полномочиям государственного органа исполнительной власти.
В рассматриваемой ситуации Департамент при подписании дополнительных соглашений не получил выгоду в ущерб другой стороне (Обществу), не мог подорвать добросовестное законопослушное доверие контрагента действиями после заключения соглашений. Общество, должное знать об установленных законом ограничениях, подписало дополнительные соглашения, взяв на себя связанные с этим риски.
Иной подход вступает в явное противоречие с публичными интересами и недопустимостью совершения действий в обход закона. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (статья 1 ГК РФ). Недопустимо содействие суда в совершении участниками гражданского оборота сделок, влекущих нарушение интересов неопределенного круга лиц и публичного интереса, при заключении которых будет нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
Таким образом, суд неправомерно отказал в удовлетворении иска со ссылкой на наличие в действиях истца признаков недобросовестности.
Апелляционный суд также отмечает, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 250-ФЗ) часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, предусматривающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Этим же законом статья 74 ЛК РФ дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ), вступившим в силу с 01.10.2015 (статья 6 Закона N 206-ФЗ), часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции, устанавливающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Кроме того, Законом N 206-ФЗ глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, в настоящее время по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. Однако исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ. При этом с включением в ЛК РФ Законом N 206-ФЗ статьи 74.1 допускается возможность изменения по соглашению сторон условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов при наличии обстоятельств, указанных в части 2 данной статьи.
В рассматриваемом случае после внесения Законами N 250-ФЗ, N 206-ФЗ приведенных изменений в ЛК РФ сторонами дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка не заключалось, с иском о внесении соответствующих изменений в договор аренды Арендатор к Департаменту не обращался.
Вместе с тем, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-О, внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска; непринятие арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах в силу ничтожности дополнительных соглашений от 01.01.2009 и 04.08.2009 к договору аренды лесного участка от 01.07.2008 N 02-02-16/54-2008 Департамент правомерно произвел доначисление арендной платы за спорный период с 2017 по 2019 год исходя из установленного при заключении договора объема лесопользования.
Согласно расчету Департамента, размер арендной платы, исчисленной в соответствии с условиями договора в первоначальной редакции и с применением коэффициента 1,51, установленного на 2017 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1350, составит 3 785 840 руб. 20 коп. Обществом внесена арендная плата за 2017 год на основании уведомления Департамента от 30.12.2016 в размере 3 701 554 руб. 80 коп. Таким образом, сумма задолженности составляет 84 285 руб. 40 коп.
Размер арендной платы, подлежащей внесению за 2018 год в соответствии с условиями договора и применением коэффициента 2,17, установленного на 2018 год постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 (далее - Постановление N 1363), равен 5 440 578 руб. 30 коп. С учетом внесения Обществом на основании уведомления Департамента от 25.12.2017 арендной платы за 2018 год в сумме 5 319 452 руб. 91 коп. размер доначисленной арендной платы составляет 121 125 руб. 39 коп.
На основании уведомления Департамента от 17.12.2018 Обществом внесена арендная плата за 2019 год в размере 5 834 238 руб. 68 коп., тогда как по условиям договора и с учетом применения коэффициента 2,38, установленного на 2019 год Постановлением N 1363, сумма арендной платы, подлежащей уплате Арендатором в 2019 году, составляет 5 967 085 руб. 88 коп. Таким образом, сумма задолженности по арендной плате равна 132 847 руб. 20 коп.
Общая сумма долга Общества по арендной плате за период с 2017 по 2019 год составляет 338 257 руб. 99 коп., в том числе 281 881 руб. 17 коп. в федеральный бюджет, 56 376 руб. 82 коп. в бюджет Вологодской области.
Представленный истцом расчет доначисленной арендной платы апелляционным судом проверен, признан правомерным.
Ответчиком мотивированных возражений относительно правильности произведенного Департаментом расчета, примененных коэффициентов не заявлено.
Доказательств внесения доначисленной арендной платы ответчиком в материалы дела также не представлено.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства дела и приведенные выше правовые нормы, апелляционный суд, исходя из ничтожности заключенных сторонами в 2009 году дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка, находит исковые требования Департамента о взыскании с Предприятия 338 257 руб. 99 коп. арендной платы, доначисленной в соответствии с изначально определенными условиями договора, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В свете изложенного решение суда, которым истцу отказано в удовлетворении исковых требований, подлежит отмене, а иск Департамента - удовлетворению в заявленном размере.
В связи с удовлетворением исковых требований расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы, на основании части 1 статьи 110 АПК РФ, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 мая 2020 года по делу N А13-1278/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческого предприятия "Титан" (ОГРН 1022900515549, ИНН 2901008961; адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7) в пользу Департамента лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27) 338 257 руб. 99 коп. задолженности по арендной плате, в том числе 281 881 руб. 17 коп. в федеральный бюджет, 56 376 руб. 82 коп. в бюджет Вологодской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческого предприятия "Титан" в доход федерального бюджета 12 765 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1278/2020
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: ООО "Сямженский ЛПХ"
Третье лицо: ООО "ПКП "Титан"