город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2021 г. |
дело N А32-26639/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни: представитель Гришко Н.В., по доверенности от 23.07.2020, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.10.2020 по делу N А32-26639/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш"
(ИНН 2310179009, ОГРН 1142310006300)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фреш" (далее - заявитель, ООО "Фреш", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Краснодарской таможни (далее - таможня) процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/180115/0000063, 10309180/230115/0000094, 10309180/270115/0000109, 10309180/300115/0000128 в размере 174985,77 руб. (в редакции уточнений, принятых в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2020 с Краснодарской таможни в пользу ООО "Фреш" взыскано 174 985,77 руб. процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей, перечисленных по ДТ 10309180/180115/0000063, 10309180/230115/0000094, 10309180/270115/0000109, 10309180/300115/0000128. С Краснодарской таможни в пользу ООО "Фреш" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 250 руб. ООО "Фреш" возвращена госпошлина из федерального бюджета 1 159 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент обращения общества в таможню с заявлением о возврате основания для возврата у Краснодарской таможни отсутствовали. Обществом к заявлению о возврате не были представлены документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Федерального закона. Также таможня указывает, что на момент подачи в суд искового заявления о выплате процентов с даты уплаты таможенных платежей, доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров, прошло более трех лет, срок исковой давности по взысканию процентов по указанным ДТ истек.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 20.02.2021 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Филимонову С.С., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От Краснодарской таможни поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Краснодарской таможни в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
От Краснодарской таможни поступило ходатайство о приобщении служебной записки ОТП от 18.02.2021 N 23-11/0203 "О предоставлении информации о задолженности" к материалам дела.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении служебной записки ОТП от 18.02.2021 N 23-11/0203 "О предоставлении информации о задолженности" к материалам дела.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ООО "Фреш", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 09.01.2015 N 11, заключенным обществом с компанией "ANTFOOD TARIM URUNLERI GIDA DIS TICARET TAS. TUR. INS. SAN. VE TIC.LTD.STI" (Турция), в 2015 году на условиях Инкотермс-2010 на территорию Российской Федерации по ДТ 10309180/180115/0000063, 10309180/230115/0000094, 10309180/270115/0000109, 10309180/300115/0000128 обществом ввезены товары - овощи и фрукты.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В ходе таможенного оформления таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров и изменен метод определения таможенной стоимости товаров.
Полагая, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров являются неправомерными, а взысканные таможенные платежи подлежат возврату обществу на основании пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18), общество после выпуска товара обратилось в таможню с заявлениями о внесении изменений в декларации на товары после выпуска товаров (от 12.12.2017 N 1), о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей исх. от 18.12.2017 N 1/1.
Письмом от 21.12.2017 N 22.4-28/30427 таможня отказала обществу во внесении изменений в сведения, указанные в спорных ДТ.
Письмом таможни от 26.12.2017 N 21.4-28/30773 в возврате таможенных платежей отказано в связи с несоблюдением обществом требований пунктов 3, 4, 5, 11 - 15 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289).
Таким образом, таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в ДТ.
Указанные обстоятельства послужили причиной для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2019 по делу N А32-1582/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2020, требования общества были удовлетворены.
24.12.2019 излишне взысканные денежные средства в размере 1000014,11 руб. поступили на расчетный счет общества.
В связи с тем, что таможенным органом не начислены и не уплачены обществу проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "Фреш" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Краснодарской таможни процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/180115/0000063, 10309180/230115/0000094, 10309180/270115/0000109, 10309180/300115/0000128 в размере 174985,77 руб.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2013 N311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Оценка сумм таможенных платежей как излишне уплаченных или излишне взысканных должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение обязанности, признанной в последующем отсутствующей-производилась ли уплата на основании декларации, в которой спорная сумма таможенных платежей была исчислена декларантом самостоятельно, либо на основании решения, принятого таможенным органом по результатам проверки достоверности заявленных сведений о товаре.
При этом способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно декларантом, либо путем осуществления таможенным органом мер по принудительному взысканию) правового значения не имеет.
Сам факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Общество, самостоятельно перечисляя денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате таможенных платежей. Указанный подход отражен в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.12 по делу N А53-8736/2012 (Определением ВАС РФ от 27.12.12 NВАС-17340/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).
Учитывая, что указанными ранее судебными актами, вступившими в законную силу, подтверждены факты незаконного излишнего взыскания таможенных платежей, проценты при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В данном случае право юридического лица на получение процентов применительно к части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по возврату излишне взысканных таможенных платежей в порядке главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
С учетом правовой позиции, высказанной в пункте 33 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 12, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования ЦБ РФ, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Письмом ФТС РФ от 30.03.2012 N 01-11/15247 разъяснено, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году -365 или 366.
Аналогичная позиция также изложена в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2015 по делу N А32-38807/13, от 28.09.2015 по делу N А32-38804/13, от 17.11.2015 по делу N А32-38806/13, от 15.07.2016 по делу N А32-46640/2015.
С 14.09.2012 Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" установлена процентная ставка 8,25%.
С 01.01.2016 Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, которая составила 11%.
Судом первой инстанции верно установлено, что задолженность по уплате таможенных платежей и пеней перед бюджетом Российской Федерации на момент рассмотрения спора общество не имеет, что подтверждается служебной запиской отдела таможенных платежей от 18.02.2021 N 23-11/0203, представленной в суд апелляционной инстанции.
Апелляционной коллегией отклоняется довод таможни о пропуске обществом срока исковой давности, поскольку судом установлено, что по ДТ 10309180/180115/0000063, 10309180/230115/0000094, 10309180/270115/0000109, 10309180/300115/0000128 на дату подачи искового заявления - 06.07.2020 (заявление подано в электронном виде), истек трехлетний срок давности для взыскания процентов, о чем заявил ответчик.
Соответственно, расчет процентов по указанным декларациям следует рассчитывать за три года, предшествующих дате подачи искового заявления, то есть 06.07.2017.
При этом, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованными доводы таможенного органа, что по ДТ 10309180/180115/0000063, 10309180/230115/0000094, 10309180/270115/0000109, 10309180/300115/0000128 датой возврата таможенных платежей является 24.12.2019.
В материалы дела таможенный орган представил контррасчет процентов, где указана сумма в размере 174985,77 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования общества о выплате 174985,77 руб. процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2020 по делу N А32-26639/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26639/2020
Истец: ООО "ФРЕШ"
Ответчик: Краснодарская таможня