Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2021 г. N Ф04-3330/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
1 марта 2021 г. |
Дело N А27-20679/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (N 07АП-781/2021) на решение от 07.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20679/2020 (судья Алференко А.В.), по заявлению Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации (город Кемерово, пр. Кузнецкий, 30, ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333) к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (город Кемерово, пр. Советский, 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 30.06.2020 N 10-6-06/1628 и обязании заключить договор аренды земельного участка.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Усынин М.И. - доверенность от 19.12.2019
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, Комитет, КУГИ) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:1279, выраженного в письме Комитета от 30.06.2020 N 10-6-06/1628 и обязании заключить договор аренды земельного участка.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обществом уточнены заявленные требования, требование об обязании заключить договор аренды исключено.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2020 заявленные требования удовлетворены, отказ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым N 42:24:0000000:1279, выраженный в письме Комитета от 30.06.2020 N 10-6-06/1628 признан незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что ввиду особого порядка, в данном случае не подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления земельных участков в аренду; земельный участок под теплосетевым комплексом N 2 может быть предоставлен на основании сервитута, что прямо исключает возможность его предоставления в аренду.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 262 АПК РФ отзыв приобщен к материалам дела.
Комитет надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.07.2017 Комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 18-07-Э/17 сроком до 30.06.2020, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:24:0000000:1279 площадью 212 кв.м, вид разрешенного использования "занятый объектом инженерной инфраструктуры" (далее - земельный участок).
В соответствии с пунктом 1.3 договора земельный участок предоставляется для: размещения теплосетевого комплекса N 2 принадлежащего обществу на праве собственности.
18.06.2020 общество обратилось в КУГИ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Решением, выраженным в письме от 30.06.2020 N 10-6-06/1628, Комитет отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.
Полагая, что указанное решение Комитета является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку заявитель вправе использовать спорный земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.2 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Пунктом 2 поименованной статьи регламентированы случаи предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Кодекса.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нормы пункта 4 статьи 39.16, пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ являются специальными по отношению к общей норме пп.4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку при общем правиле о возможности предоставления земельных участков в аренду без торгов, закрепляют запрет на предоставление в аренду тех из них, которые расположены под объектами, размещение которых возможно на ином праве.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Как верно отметил суд первой инстанции, переоформление арендных отношений на публичный сервитут в переходный период является правом, а не обязанностью арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения указанных объектов предусмотрены Положением, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 N 213, и предполагают плату за размещение.
В силу пункта 1 статьи 39.23 ЗК РФ размещение, в том числе, линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Материалами дела подтверждается, что общество является собственником сооружения с кадастровым номером 42:24:0000000:878 "Теплосетевой комплекс N 2" протяженностью 7 137 м, 1959 года постройки, которое размещено на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0000000:1279. Право собственности зарегистрировано 12.09.2017.
Отказывая обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, Комитет исходил из наличия у заявителя права на предоставление земельного участка по всем указанным основаниям, кроме права аренды.
Признавая отказ Комитета незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при выборе варианта оформления публичного сервитута он оформляется в целом на земельный участок (участки) на котором находится сооружение, а не на ранее арендованные вымежеванные исключительно под сооружения земельные участки. При этом последние могут быть перераспределены с землями и (или) земельными участками или объединены с земельными участками в порядке, предусмотренном пункта 7 статьи 3.6 Закона 137-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель имеет право оформить публичный сервитут для размещения принадлежащего ему на праве собственности объекта - тепловых сетей, предназначенных для теплоснабжения в г.Кемерово. Право собственности на объект возникло до 01.09.2018. Следовательно, к спорным правоотношениям применима статья 3.6 Закона N 137-ФЗ.
С учетом того, что заявитель вправе использовать земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Ссылка общества на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20679/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20679/2020
Истец: ОАО Кузбасское энергетики и электрофикации
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса