Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 г. N Ф05-8646/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А40-188600/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года по делу N А40-188600/20(21-1313)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
третье лицо: ООО "ГЕС"
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Шавловский И.К. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: от третьего лица: |
Владимирова Е.А.по дов. от 11.01.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) с участием третьего лица ООО "ГЕС" о признании незаконным решения от 07.07.2020 г. N 77/017/247/2020-2666 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды от 06.11.2019 г. N И-11-001776 земельного участка с кадастровым номером 77:18:0170103:561.
Решением суда от 21.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление считает, что представленное заявление от 07.02.2020 не соответствовало запрашиваемому регистрационному действию. Также по мнению Управления, при отсутствии установленных судом незаконных действий со стороны Управления, обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения невозможно.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
В связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 77:18:0170103:561 поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с распоряжением Департамента от 28.02.2017 N 5421Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, пос. Марушкинское, п. Совхоза "Крёкшино", Южная ул., влд. 23Г на кадастровом плане территории" в целях реализации на торгах с видом разрешенного использования "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))".
Согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, территориальная зона, включающая земельный участок, предусматривает установление вида разрешенного использования с кодом 4.4.
В отношении земельного участка разработан градостроительный план N RU77237000-042924, предусматривающий строительство объекта торговли.
В соответствии с решением ГЗК (протокол от 23.05.2019 N 15, п. 10) принято решение согласиться с реализацией на земельном аукционе права на заключение договора аренды земельного участка с кад. N 77:18:0170103:561, расположенного по адресу: г. Москва, п. Марушкинское, п. Совхоза "Крёкшино", ул. Южная, вл. 23Г, для целей строительства и эксплуатации объектов торговли. Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) принят распорядительный документ от 25.06.2019 N 24221 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и в составе лотовой документации направлен в Департамент города Москвы по конкурентной политике для объявления заявочной кампании.
По результатам аукциона, состоявшегося 29.08.2019, победителем признано 000"ГЕС".
Между Департаментом и ООО "ГЕС" заключен договор аренды от 06.11.2019 N И-11-001776 земельного участка с кадастровым номером 77:18:0170103:561 площадью 715 кв.м. с адресным ориентиром: Москва, п. Марушкинское, п. Совхоза "Крёкшино", ул. Южная, вл. 23Г сроком до 06.05.2021.
Согласно п. 1.1 Договора разрешенное использование земельного участка: магазины (4.4). Земельный участок предоставлен арендатору для целей строительства и эксплуатации объектов торговли. В целях осуществления государственной регистрации указанный договор аренды направлен в Управление Росреестра по Москве.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением направлено уведомление от 20.02.2020 о приостановлении действий по государственной регистрации.
Уведомлением от 07.07.2020 N 77/017/247/2020-2666 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды.
Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования Департамента городского имущества города Москвы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что заявление от 07.02.2020 не соответствует регистрационному действию; наличие противоречий между сведениями, содержащимися в представленном Договоре, а также кадастре недвижимости, и полученными сведениями о выгруженной территориальной зоне N 77.11.1.1433, установленной правилами землепользования и застройки в части вида разрешенного использования земельного участка.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ).
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее-ПЗЗ), которые утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Согласно сведениям в Правилах землепользования и застройки, размещенным на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству по городу Москве для земельного участка с кадастровым номером 77:18:0170103:561 предусмотрен вид разрешенного использования - 4.4. В Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования 4.4 предусматривает "Магазины.
Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м".
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:18:0170103:561 имеет вид разрешенного использования "магазины (4.4) (земельные 6 участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)".
Положениями статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации установлен общий публичный порядок предоставления земельных участков с проведением процедуры торгов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона (ст. 39.8 ЗК РФ)
Предметом аукциона являлось право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:18:0170103:561 для целей строительства и эксплуатации объекта торговли.
В соответствии с п. 1.1. предмет договора - разрешенное использование земельного участка: магазины (4.4).
Земельный участок предоставлен арендатору для целей строительства и эксплуатации объектов торговли.
Учитывая изложенное, вывод регистрирующего органа о наличии противоречий между сведениями, содержащимися в представленном Договоре, а также кадастре недвижимости, и полученными сведениями о выгруженной территориальной зоне N 77.11.1.1433, установленной правилами землепользования и застройки в части вида разрешенного использования земельного участка, не обоснован.
Условия договора аренды от 06.11.2019 N И-11-001776 не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Следовательно, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Иных доказательств, подтверждающих сомнения ответчика, не представлено.
Судом проверены и оценены все доводы Ответчика, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года по делу N А40-188600/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188600/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ