г. Москва |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А41-57125/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истцов:
ООО УК "БКС-ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" - не явился, извещен надлежащим образом,
ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" - Гречишников В.А., доверенность от 03.08.2020,
от ответчика:
МРИФНС России N 5 по Московской области - Кертанов Р.А., доверенность от 31.12.2020, Лямаева О.В., доверенность от 30.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИФНС России N 5 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2020 по делу N А41-57125/20, по заявлению ООО УК "БКС-ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" (ИНН 5407018473; 7703422263, ОГРН 1065407138070; 1177746042836) и ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" (ИНН 7703422263, ОГРН 1177746042836) к МРИФНС России N 5 по Московской области (ИНН 5036010996, ОГРН 1045022400081) о признании недействительными решений от 04.03.2020 г. N 92, N 93, N 94, N 96;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "БРОКЕРКРЕДИТСЕРВИС-ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" (далее - заявитель, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ") и Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "А КЛАСС КАПИТАЛ" (далее - заявитель, ООО "УК А КЛАСС КАПИТАЛ") доверительный управляющий Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ПНК Девелопмент" (далее - КЗПИФ "ПНК Девелопмент", фонд) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, МРИФНС России N 5 по Московской области) о признании недействительными решений от 04.03.2020 г. N 92, N 93, N 94, N 96.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.12.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, В период с августа 2014 года по ноябрь 2017 года ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" на основании лицензии N 21-000-1-00829 от 30.08.2011 г., представленной Банком России, осуществляло доверительное управление ЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент" (впоследствии - КЗПИФ "ПНК Девелопмент").
19.10.2017 г. ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" передало права и обязанности по доверительному управлению КЗПИФ "ПНК Девелопмент" ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" на основании договора передачи прав и обязанностей по договору доверительного управления от 19.10.2017 г.
30.05.2019 г. ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" представило в МРИФНС России N 5 по Московской области уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год и за 1 квартал 2017 г., где была заявлена льгота, предусмотренная ст. 26.18 Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ, в отношении принадлежащих КЗПИФ "ПНК Девелопмент" на праве собственности заводского корпуса, бетоносмесительного узла, площадки для размещения готовой продукции.
По итогам проведенных камеральных проверок инспекцией составлены акты налоговых проверок от 13.09.2019 г. N 385, от 13.09.2019 г. N 386, от 13.09.2019 г. N 387, от 13.09.2019 г. N 388.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, дополнений к ним, возражений ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", а также материалов проверки инспекцией вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 96 от 04.03.2020 г., N 92 от 04.03.2020 г., N 93 от 04.03.2020 г., N 94 от 04.03.2020 г., в соответствии с которыми отказано в привлечении к ответственности налогоплательщика, заявителю доначислены налог и пени в связи с неправомерным применением спорной льготы по налогу на имущество организаций.
ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", не согласившись с вышеуказанными решениями об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратилось с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - УФНС России по Московской области).
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" УФНС России по Московской области были приняты решения N 07-12/033145@ от 08.05.2020 г., N 07-12/033108@ от 08.05.2020 г., N 07-12/033110@ от 08.05.2020 г., N 07-12/033109@ от 08.05.2020 г., согласно которым апелляционные жалобы ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" оставлены без удовлетворения, а оспариваемые решения инспекции признаны законными и обоснованными.
Не согласившись с решениями МРИФНС России N 5 по Московской области, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", осуществлявшее доверительное управление КЗПИФ "ПНК Девелопмент" в период, за который заявлена льгота, и ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" д. у. КЗПИФ "ПНК Девелопмент" в настоящее время, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений N 96 от 04.03.2020 г., N 92 от 04.03.2020 г., N 93 от 04.03.2020 г., N 94 от 04.03.2020 г.
Как установлено судом, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" за счет средств и в интересах КЗПИФ "ПНК Девелопмент" осуществило капитальные вложения во вновь построенные и впервые введенные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью 2.582.654.817 руб., а именно в строительство заводского корпуса, бетоносмесительного узла, площадки для размещения готовой продукции с кадастровыми номерами 50:27:0020806:1220, 50:27:0020806:1224, 50:27:0020806:1225, расположенных на территории Московской области.
Полагая, что условия для получения льготы, установленной ст. 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", соблюдены, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" представлены в инспекцию уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2017 года (номер корректировки N 3).
По мнению заявителей, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 378 НК РФ имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании, то по своей сути управляющая компания является его налоговым агентом, следовательно, налоговое законодательство закрепило правовой режим юридического лица для паевого инвестиционного фонда через его управляющую компанию, тем самым наделив последнего всеми правами и обязанностями налогоплательщика.
Таким образом, КЗПИФ "ПНК Девелопмент" имеет право на получение льготы через управляющую компанию, которая обращается в налоговый орган для предоставления льготы от своего имени, но в интересах паевого инвестиционного фонда, при выполнении условий для ее получения.
При этом инспекция, рассматривая фонд в качестве плательщика налога на имущество организаций, ограничивает его право на применение налоговой льготы, установленной ст. 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", что напрямую свидетельствует о нарушении прав указанного паевого инвестиционного фонда.
Кроме того, по мнению заявителей, учет заводского корпуса, бетоносмесительного узла, площадки для размещения готовой продукции на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" бухгалтерского баланса, а не на счете 01 "Основные средства", свидетельствует только лишь о том, что недвижимое имущество в данном случае сдается в аренду и приносит доход, а не используется в собственной производственной деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (в редакции, действующей в период, за который заявлена льгота), инвестором в целях настоящей статьи признается юридическое лицо, осуществившее капитальные вложения во вновь построенный и впервые введенный в эксплуатацию объект основных средств стоимостью не менее пятидесяти миллионов рублей.
Вид вновь построенного и впервые введенного в эксплуатацию объекта основных средств стоимостью не менее пятидесяти миллионов рублей (далее - Объект основных средств) определяется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) как здание (кроме жилых) и сооружения.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Понятие инвестиции дано в абзаце 2 статьи 1 указанного Закона N 39-ФЗ, согласно которому они представляют собой денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 5 статьи 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", инвесторам предоставляется налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении такого объекта основных средств, в течение четырех последовательных налоговых периодов с месяца, следующего за месяцем постановки на учет Объекта основных средств.
На основании Правил доверительного управления ЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент", зарегистрированных Центральным Банком Российской Федерации 28.08.2014 г. в реестре за N 2854, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" осуществляла доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества.
В ходе камеральных проверок установлено, что ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", действующее в качестве доверительного управляющего ЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент" (Инвестор) заключило инвестиционный договор от 31.03.2015 г. N 15 с ООО "ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК "ВАЛИЩЕВО" (Застройщик) для реализации инвестиционного проекта по строительству объектов недвижимости по адресу: Московская область, Подольский район, с/пос. Лаговское, вблизи д. Валищево.
Результатом инвестиционной деятельности Инвестора является получение 100 процентов прав на объекты, с правом оформления указанного имущества в свою собственность.
Застройщику ООО "ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК "ВАЛИЩЕВО" (в последующем реорганизованного в ООО "Проект-Девелопмент") Министерством строительного комплекса Московской области было выдано Разрешение на строительство от 01.07.2015 N КШО-23-1168-2015.
30.11.2016 ООО "Проект-Девелопмент" Министерством строительного комплекса Московской области было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N РО50-23-6580-2016.
По результатам строительства объекты недвижимого имущества (заводской корпус, бетоносмесительный узел, площадка для размещения готовой продукции) переданы ООО "Проект-Девелопмент" Управляющей компании, действующей в качестве доверительного управляющего ЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент", 15.12.2016 и 21.12.2016 на основании актов приема-передачи по инвестиционному договору от 31.03.2015 N 15.
В результате в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) зарегистрированы объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
- 50:27:0020806:1220 - заводской корпус N 3 по ПЗУ N 3, площадью 37.237,9 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район;
- 50:27:0020806:1224 - бетоносмесительный узел по ПЗУ N 3.2, площадью 524,2 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район;
- 50:27:0020806:1225 - площадка для размещения готовой продукции по ПЗУ N 3.4, площадью 50.663,1 кв. м, расположенная по адресу: Московская область, Подольский район.
На вышеуказанные объекты недвижимости были зарегистрированы права собственности, правообладателями объектов являются владельцы инвестиционных паев ЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент" под управлением ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев.
ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" на основании актов приема-передачи на вышеуказанные объекты недвижимости открыты инвентарные карточки учета объектов основных средств от 27.12.2016, в соответствии с которыми первоначальная стоимость объектов недвижимости составила: с кадастровым номером 50:27:0020806:1220 - 2.051.856.920 руб. 35 коп.; с кадастровым номером 50:27:0020806:1224 - 318.269.083 руб. 28 коп.; с кадастровым номером 50:27:0020806:1225 - 212.528.813 руб. 57 коп.
К бухгалтерскому учету данные объекты недвижимости приняты Управляющей компанией в качестве "доходные вложения в материальные ценности" на счет "03".
В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 382 НК РФ, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:27:0020806:1220, 50:27:0020806:1224, 50:27:0020806:1225 исчислялись авансовые платежи по налогу на имущество организаций за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2017 года.
В сроки, установленные в пунктах 1 и 2 статьи 383 НК РФ, а также пункте 2 статьи 2 Закона Московской области, ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" за счет составляющего ЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент" имущества в 2017 году уплачивались исчисленные авансовые платежи по налогу на имущество организаций.
При этом 30.05.2019 ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" в инспекцию представлены уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2017 года, в которых по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 50:27:0020806:1220, 50:27:0020806:1224, 50:27:0020806:1225 заявлена налоговая льгота, установленная ст. 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
При вынесении оспариваемых решений налоговый орган руководствовался тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, соответственно и не может являться инвестором.
По мнению налогового органа, управляющая компания, непосредственно осуществляющая как юридическое лицо капитальные вложения в новое строительство Объекта основных средств, вправе была бы воспользоваться льготой, предусмотренной ст. 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". Однако, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:27:0020806:1220, 50:27:0020806:1224, 50:27:0020806:1225 не находились в собственности у управляющей компании, а находились лишь в ее доверительном управлении. Управляющая компания получает вознаграждения за свою работу за счет фонда. Бухгалтерский учет указанных объектов недвижимости осуществлялся у управляющей компании на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Следовательно, правовых оснований для применения льготы, предусмотренной ст. 26.18 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", не имеется.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, налоговым органом при вынесении оспариваемых решений не учтено следующее.
Согласно пунктам 1 - 2, пункту 3 статьи 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Таким образом, налоговая льгота как инструмент реализации государством налоговой политики, сама по себе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения.
Однако условия применения налоговой льготы должны толковаться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.
Указанный вывод следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 г. N 310-КГ18-8658 по делу N А68-10573/2016.
При таких обстоятельствах, сущность налоговой льготы, следует рассматривать через цель, достижение которой положено в основу функционирования льготы, и через публичный интерес, защищаемый или обеспечиваемый государством при введении льготы и выступающий содержательной стороной обозначенной цели.
Как следует из пояснительной записки к проекту закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" и дополнении его статьей 26.18 "Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в объекты основных средств", размещенной на официальном сайте Московской областной думы, проект закона разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности Московской области.
Таким образом, содержательной стороной спорной льготы является улучшение инвестиционного климата Московской области, достигаемой путем стимулирования создания и дальнейшей эксплуатации на территории Московской области крупных (стоимостью более 50 млн. руб.) налогооблагаемых объектов недвижимости (нежилых зданий и сооружений), что, в свою очередь, повлечет создание новых рабочих мест, развитие бизнес-активности и в конечном счете увеличение налоговых поступлений в бюджет субъекта за счет поступлений налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество организаций (уплата которого будет осуществляться по окончанию использования налоговой льготы в полном объеме) и НДФЛ.
По итогам реализации проекта по строительству КЗПИФ "ПНК Девелопмент" объектов недвижимости на территории Московской области возникли объекты недвижимости площадью более 88.000 кв. м и стоимостью более 2,5 млрд. руб.
Изложенное означает, что публичный интерес введения и существования спорной льготы, направленный на получение положительного экономического эффекта, был успешно обеспечен, ее цель в виде создания крупных объектов недвижимости была достигнута. Таким образом, содержательная сторона спорной льготы была в полном объеме реализована в рамках сложившихся правоотношений.
Рассматривая вопрос о том, кого в сложившихся правоотношениях считать инвестором, обладающим правом на применение спорной инвестиционной льготы, необходимо исходить из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, то есть движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378 НК РФ имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд. Особенность налогообложения налогом на имущество организаций имущества паевого инвестиционного фонда состоит в следующем.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
При этом согласно статьей 15 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
В силу пункта 3 и 4 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, включая вправо предъявлять иски и выступать ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению паевым инвестиционным фондом. Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.
Следовательно, в силу статей 374 и 378 НК РФ управляющая компания признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций не только в отношении имущества, учитываемого на балансе организации (управляющей компании), но и в отношении составляющего паевой инвестиционный фонд имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, учитываемого на отдельном балансе и переданного в доверительное управление.
Являясь налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении имущества КЗПИФ "ПНК Девелопмент", находившимся в доверительном управлении ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", управляющая компания при соблюдении необходимых условий вправе в интересах КЗПИФ "ПНК Девелопмент" претендовать на получение льготы по налогу на имущество организаций, поскольку положения Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" не запрещают юридическому лицу использовать средства паевого инвестиционного фонда для осуществления инвестиционной деятельности и претендовать на получение льготы по налогу на имущество организаций в связи с осуществляемыми инвестициями.
Доводы налогового органа о том, что ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" могло претендовать на получение льготы только в случае, если бы являлось собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:27:0020806:1220, 50:27:0020806:1224, 50:27:0020806:1225, правомерно отклонены судом первой инстанции и не принимаются апелляционным судом поскольку указанное условие не предусмотрено положениями Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".
Одним из условий для получения льготы является учет объекта в качестве основных средств, при этом в законодательстве отсутствует идентификация номера счета, на котором должны быть учтены объекты.
ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" объекты недвижимости приняты к бухгалтерскому учету на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности" предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму (далее - материальные ценности), предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов.
Учет на счете 03 свидетельствует только о том, что основное средство (недвижимое имущество) сдается в аренду (приносит доход), а не используется в собственной производственной деятельности (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению").
Довод налогового органа о том, что указанные объекты не приняты к учету в качестве основных средств, так как учтены на счете 03, а не на счете 01 бухгалтерского учета, не состоятелен. Учет основных средств на счете 03 не является основанием для отказа в получении льготы.
По мнению налогового органа, в рассматриваемой ситуации имеет место тот факт, что 14.11.2017 Центральным Банком Российской Федерации в реестре за N 2854-10 зарегистрированы изменения и дополнения N 10, вносимые в Правила доверительного управления КЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент", согласно которым права и обязанности управляющей компании данного комбинированного закрытого паевого инвестиционного фонда переданы ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ".
Таким образом, с указанной даты ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" становится правопреемником предыдущего доверительного управляющего (ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ"), в том числе в отношении обязанностей налогоплательщика.
Вместе с тем, 30.05.2019, то есть после передачи в полном объеме ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" прав и обязанностей по договору доверительного управления КЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент", ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" в инспекцию представлены уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В рассматриваемом случае налоговым законодательством прямо не урегулирована спорная правовая ситуация подачи уточненных налоговых деклараций за инвестиционный фонд при смене компаний, осуществляющих доверительное управление, приходит к выводу, что как ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", так и ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ" действовали добросовестно, в интересах КЗПИФ недвижимости "ПНК Девелопмент", а также учредителей доверительного управления.
ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ", как того требует налоговое законодательство, воспользовалось предоставленным правом внести необходимые изменения в ранее представленные им налоговые расчеты по авансовым платежам, действия осуществлялись в интересах КЗПИФ "ПНК Девелопмент".
Юридически значимые действия ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" по подаче уточненных налоговых деклараций не оспаривались действующим доверительным управляющим КЗПИФ "ПНК Девелопмент" Компанией ООО УК "А КЛАСС КАПИТАЛ", более того, действующая и предшествующая управляющие компании выступили как процессуальные соучастники на стороне заявителя по настоящему делу, что свидетельствует о наличии совместного волеизъявления указанных организаций, направленного на получение льготы по налогу на имущество.
Указанные уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций были приняты к рассмотрению налоговым органом и рассмотрены по существу. Позиция налогового органа об отсутствии у ООО УК "БКС - ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ" права на подачу уточненных расчетов с учетом рассмотрения их по существу и вынесения оспариваемых решений противоречит принципу запрета на противоречивое и непоследовательное поведение.
Кроме того, налог на имущество, составляющее инвестиционный фонд, в силу положений статьи 378 НК РФ уплачивается за счет средств фонда, в связи с чем льгота в конечном счете влекущая уменьшение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет или возврат ранее уплаченного в излишнем размере налога, направлена на защиту имущественного интереса учредителей КЗПИФ "ПНК Девелопмент", но не непосредственно организации, осуществляющей или осуществлявшей доверительное управление в разные периоды времени.
Таким образом, учитывая правовую сущность налоговой льготы как исключения из принципа всеобщности и равенства налогообложения, недопустимость произвольного подхода к условиям ее предоставления, принцип защиты правомерных ожиданий налогоплательщика, реализовавшего цель, положенную законодателем в основу введения налоговой льготы, а также особый характер правового статуса и правового регулирования деятельности инвестиционных фондов, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2020 по делу N А41-57125/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.