город Омск |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А70-15098/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Халявина Е.С.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании посредством веб-конференции апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-14146/2023, 08АП-14450/2023) Администрации Аромашевского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение от 07.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-15098/2023 (судья Михалева Е.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН: 7204205739, ОГРН: 1147232024455, адрес: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корпус 1, офис 301) к Администрации Аромашевского муниципального района (ОГРН: 1027201554753, ИНН: 7210010689, адрес: 627350, Тюменская область, Аромашевский р-н, Аромашево с, ул. Ленина, здание 166) о взыскании 70 432 руб. 56 коп.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" Смольникова Е.Н. по доверенности от 13.12.2023 сроком до 31.12.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - общество) обратилось с иском к Администрации Аромашевского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 64 141 руб. 44 коп.. за период с января 2019 по декабрь 2022 года, январь 2023 года по апрель 2023 года, пени в размере 6 282 руб.12 коп. за период с 14.03.2019 по 06.07.2023 с последующим начислением пени по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 07.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области иск удовлетворен частично. С Администрации в пользу общества взыскан основной долг в размере 60 349 руб. 96 коп., пени в размере 4 567 руб. 17 коп., с последующим начислением на сумму основного долга пени за каждый день просрочки в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, начиная с 07.07.2023 и по день фактической оплаты долга, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 597 руб. В остальной части иска отказано.
Администрация и общество обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами.
Ответчик ссылается на незаконность решения, в связи с чем оно подлежит отмене в полном объеме. В обоснование указано на отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание услуг по ТКО, в связи с чем оснований как для взыскания задолженности, так и пени отсутствуют.
По мнению истца, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта, которым иск будет удовлетворен в полном объеме. Как указывает общество, выводы, к которым пришел Арбитражный суд Тюменской области не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном понимании норм материального права, а именно статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В материалы дела поступил отзыв общества на жалобу ответчика, приобщен к материалам дела.
Администрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда представитель истца высказался в соответствии со своей правовой позицией.
Рассмотрев материалы дела, доводы жалоб, отзыв, заслушав пояснения представителя общества, апелляционный суд установил следующее.
Общество в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018 заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Потенциальные потребители были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО истцом размещено на официальном сайте в сети "Интернет" 07.12.2018.
Ответчик с заявкой на заключение договора не обращался.
Из материалов дела следует, региональным оператором подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТО02КО0404000234, который со стороны ответчика не подписан.
В приложении N 1 к проекту договора истцом определены объем и место (площадка) накопления ТКО в отношении объектов - жилых помещений (квартир), расположенных по адресам: с. Новоберезовка, ул. Олимпийская, д. 4, кв. 2, с. Аромашево, ул. Заречная, д. 9/13, кв. 1, с. Аромашево, ул. Ленина, д. 133, кв. 4, с. Аромашево, ул. Заречная, д. 9/12, корп. 1, кв. 8, с. Аромашево, ул. Строителей, д. 70, кв. 4, с. Аромашево, ул. Зеленая, д. 31а, стр. 1, кв. 2, установлен способ коммерческого учета - по нормативу, исходя из количества проживающих (1 проживающий).
В соответствии с расчетом истца в отношении жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, в период с января 2019 года по апрель 2023 года оказаны услуги на сумму 64 141 руб. 44 коп. (расчет в отношении каждой квартиры представлен истцом в материалы дела).
Истцом заявлена к взысканию задолженность по следующим квартирам:
1. 627366, Тюменская область, Аромашевский район, Новоберезовка с, Олимпийская ул., дом 4, квартира 2 - включена с 02.03.2021 на основании соглашения от 02.03.2021 о расторжении договора социального найма N 22 от 20.01.2008.
2. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Заречная ул., дом 9/13, квартира 1 - включена с 08.09.2021 на основании соглашения о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 589 от 24.12.2018, исключена с 01.01.2019; 08.02.2023 на основании договора найма N 720 жилого помещения коммерческого использования от 08.02.2023.
3. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Ленина ул., дом N 133, квартира 4 - включена с 30.08.2021 на основании соглашения от 30.08.2021 о расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением N552 от 15.11.2016.
4. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Заречная ул., дом 9/12, корпус 1, квартира 8 - включена с 09.07.2019 на основании выписки из ЕГРН, исключена с 15.08.2022 на основании выписки из ЕГРН.
5. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Строителей ул., дом N 70, квартира 4 - включена с 24.08.2021 на основании соглашения о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 565 от 24.07.2017; исключена 24.02.2022; включена с 23.09.2022 на основании соглашения о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 687 от 23.09.2022.
6. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Зеленая ул., дом 31а, строение 1, квартира 2 - включена с 21.02.2022 на основании акта от 21.02.2022 сдачи жилого помещения к договору безвозмездного пользования жилым помещением N 357 от 12.05.2011.
7. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Пушкина ул., дом 115 - включен с 02.03.2022 на основании соглашения от 01.03.2022 о расторжении договора социального найма жилого помещения N 14-1 от 31.01.2006.
8. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Школьная ул., дом 33, квартира 1 - включена с 22.06.2021 на основании соглашения от 21.06.2021 о расторжении договора социального найма жилого помещения N 187 от 09.09.2009;
9. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Заречная ул., дом 9/12, корпус 1, квартира 13 - включена с 01.06.2022 на основании соглашения от 31.05.2022 о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 641 от 06.02.2020; исключена 30.06.2022 на основании договора найма служебного жилого помещения N 706 от 30.06.2022.
10. 627376, Тюменская область, Аромашевский район, Кармацкая д, Школьная ул., дом 10, квартира 1 - включена с 22.03.2022 на основании соглашения о расторжении договора социального найма жилого помещения, исключена 18.05.2023 в связи с заключением договора за коммунальную услугу по обращению с ТКО с 18.05.2023.
11. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Строителей ул., дом 37 квартира 1 - включена 19.06.2022 на основании свидетельства о смерти от 18.06.2022 (ранее был заключен договор соц.найма).
12. 627354, Тюменская область, Аромашевский район, Валгина д, Центральная ул., дом 30, квартира 1 - включена 21.07.2020 был закрыт л/с на физическое лицо по адресу Тюменская область., Аромашевский район, д. Валгина, ул. Центральная, дом N 30, кв.1 по услуге обращение с ТКО. На основании свидетельства о смерти и данных из администрации, с 21.07.2020 никто не проживает.
13. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Заречная ул., дом 9/12, корпус 1, квартира 17 - включена 08.12.2022 на основании соглашения от 07.12.2022 о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 699 от 02.06.2022, исключена 17.01.2023 на основании обращения потребителя заключен договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с гражданином (физическим лицом) (лс 2404003951) с 17.01.2023 (согласно договора найма жилого помещения маневренного фонда).
14. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Ленина ул., дом N 133 квартира 11 - включена 22.12.2022 на основании соглашения от 21.12.2022 о расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением N497 от 01.04.2015, исключена 12.01.2023 в связи с заключением договора за коммунальную услугу по обращению с ТКО с 12.01.2023 г (вх.В-Гр-В-ТМН2023- 8000 (18.01.2023).
15. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Октябрьская ул., дом N 15а, квартира 8 - включена 05.01.2023 на основании свидетельства о смерти, исключена 20.01.2023 в связи с заключением договора за коммунальную услугу по обращению с ТКО с 19.01.23 (вх.В-Гр-В-ТМН-2023- 12463).
16. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с., Новый пер, дом 1, квартира 3 - включена 18.10.2019 на основании выписки из ЕГРН.
17. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с., Зеленая ул., дом 31а, строение 3, квартира 12 - включена 01.01.2019 на основании выписки из ЕГРН.
18. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с, Заречная ул., дом 9/13 квартира 13 - включена 23.02.2023 на основании информация от абонента Горбуновой Е.А. о расторжении договора по коммунальной услуге "обращение с ТКО" с 22.02.2023, исключена 09.03.2023 в связи с заключением договора за коммунальную услугу по обращению с ТКО с 09.03.2023 (вх. В-ГрВ-ТМН-2023- 42553 от 09.03.2023).
19. 627354, Тюменская область, Аромашевский район, Валгина д., Новая ул., дом 6, квартира 1 - включена 23.03.2023 на основании соглашения о расторжении найма с 22.03.2023.
20. 627376, Тюменская область, Аромашевский район, Кармацкая д., Школьная ул., дом 12 квартира N 2 - включена 01.03.2023 на основании соглашения от 28.02.2022 о расторжении договора по коммунальной услуге обращение с ТКО.
21. 627376, Тюменская область, Аромашевский район, Смородиновка д, Заречная ул., дом 15 квартира 1 - включена 28.01.2023 на основании выписки из ЕГРН и сведений из Администрации.
22. 627366, Тюменская область, Аромашевский район, Большой Кусеряк д, Школьная ул., дом 8, квартира 2 - включена 17.07.2021 на основании сведений из администрации.
23. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с., Октябрьская ул., дом N 15а, квартира 3 - включена 13.05.2023 в связи со смертью нанимателя Жигулевой В.А. с 12.05.2023.
24. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с., Строителей ул., дом 70а, квартира 14 - включена 13.06.2023 на основании соглашения от 13.06.2023 о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 455 от 27.12.2013; исключена 04.08.2023 на основании заключения договора на оказание коммунальной услуги по "обращению с ТКО" с гражданином (физическим лицом).
25. 627374, Тюменская область., Аромашевский район, Преображенка д., Пушкина ул., дом 12, квартира 2 - включена 05.07.2023 на основании соглашения от 04.07.2023 о расторжении договора по коммунальной услуге "обращение с ТКО" и прекращении расчетов с физическим лицом.
26. 627363, Тюменская область, Аромашевский район, Малоскаредное с., Молодежная ул., дом 2, квартира 1 - включена с 20.06.2023 на основании соглашения от 19.06.2023 о расторжении договора социального найма жилого помещения N 84 от 01.04.2008.
27. 627350, Тюменская область, Аромашевский район, Аромашево с., Заречная ул., дом 9/12, корпус 1, квартира 7 - включена с 01.08.2023 на основании соглашения от 31.07.2023 о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 654 от 11.08.2020.
Ответчик оплату за обращение с ТКО за спорный период в отношении указанных жилых помещений не произвел.
Поскольку досудебная претензия с требованием об оплате задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Частичное удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения истца и ответчика в суд с апелляционными жалобами, по результатам рассмотрения которых апелляционной коллегией не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
По смыслу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исходя из пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с твердыми коммунальными отходами обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156)и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ, пунктами 8(5)-8(18) Правил N 1156 при отсутствии заключенного между сторонами самостоятельного договора, в том числе при наличии неурегулированных в предусмотренном Правилами порядке разногласий, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Соответственно, отсутствие подписанного договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023).
Учитывая данные обстоятельства, истец правомерно предъявил к взысканию задолженность, возникшую в период оказания им услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Довод ответчика о том, что в материалах дела отсутствует типовой договор, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку типовой договор является публичным, размещен региональным оператором на официальном сайте в сети "Интернет", соответственно Администрация имела возможность с ним ознакомиться.
Отсутствие подписанного договора не освобождает потребителя от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ссылка Администрации относительно того, что в договоре указано 6 жилых помещений, тогда как обществом задолженность взыскивается за 27 помещений, не принимается во внимание ввиду следующего.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является частью бремени содержания имущества.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
По смыслу части 3 статьи 153 ЖК РФ органы местного самоуправления несут соответствующие расходы до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В силу пункта 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, представляет собой муниципальный жилищный фонд.
Исходя из статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ органы местного самоуправления несут соответствующие расходы до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В то же время, в силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56 (2) Правил N 354 определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23.05.2018 N АКПИ18-238 признал пункт 56 (2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно правовым позициям, приведенным в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П, определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2022 N 3212-О, согласно которым коммунальная услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в МКД при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Сама по себе обязанность собственника жилого помещения в МКД по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии МКД в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.
С учетом изложенного, неиспользование жилых помещений (не проживание в данном помещении) не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Вместе с тем, при принятии Постановления N 52-П от 02.12.2022 Конституционный Суд отдельно отметил, что в рамках данного Постановления воздерживается от решения вопроса о том, что понимается под "временным отсутствием потребителя" в том смысле, в каком данное понятие используется в правоприменительной практике в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 148.44) для целей перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2022 год, п. 59).
Таким образом, задолженность подлежит взысканию с Администрации за все помещения, вне зависимости от того заселены они в настоящий момент или нет, поскольку именно ответчик несет бремя содержания соответствующего имущества.
Такой подход согласуется с пунктом 18 Обзора от 13.12.2023.
В суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о пропуске обществом срока исковой давности.
Суд первой инстанции, учитывая статьи 195, 196, 199, 200 ГК РФ установил основания для применения срока исковой давности, в связи с чем сумма основной задолженности составила 60 349 руб. 96 коп.
Общество в жалобе указывает на отсутствие оснований для применения срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Задолженность взыскивается с января 2019 по декабрь 2022 года, с января 2023 года по апрель 2023 года.
В рассматриваемом случае истец обращался к ответчику с претензией, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), является основанием для приостановления течения срока исковой давности.
В соответствии с правовой позиций, изложенной в Обзоре практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, из системного толкования пункта 3 статьи 202 ГК РФ и части 5 статьи 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором.
В рассматриваемом споре срок рассмотрения претензии не установлен, соответственно составляет 30 дней.
С учетом приостановления течения срока исковой давности в связи с направлением в адрес Администрации претензии, трехлетний срок исковой давности истек 11.07.2023 (11.06.2020 (срок оплаты за услуги, оказанные в мае 2020 года - до 10 июня 2020 года, в просрочку истец впадает с 11 июня 2020 года) + 3 года + 30 календарных дней)).
Общество обратилась с исковым заявлением 11.07.2023, соответственно суд правомерно удовлетворил требования на сумму 60 349 руб. 96 коп.
Следовательно, срок исковой давности по задолженности за май 2020 года не пропущен.
Довод истца о необходимости исчисления сока исковой давности с момента когда он узнал о собственнике помещений, подлежит отклонению, поскольку в отношении МКД презюмируется непрерывное оказание услуг. При этом сведения о собственниках юридических лицах не являются закрытыми.
В апелляционной жалобе ответчик, в том числе ссылается на незаконное начисление пени ввиду отсутствия договора.
Как указывалось ранее, договор по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен в соответствии с условиями типового договора.
Согласно правовой позиции, изложенной в апелляционном определении от 09.06.2020 Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N АПЛ20-108, порядок определения неустойки, установленный пунктом 22 Типового договора, подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником ТКО на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющей компанией).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости осуществления расчета неустойки на основании пункта 22 Типового договора, который определяет порядок взыскания неустойки региональным оператором с управляющей организации в многоквартирном доме в связи с неисполнением договорных обязательств.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении от 23.12.2022 Верховного Суда Российской Федерации по делу N А41-79124/2021.
По расчету суда, размер пени за период с 11.06.2020 по 06.07.2023 составляет 4 567 руб. 17 коп.
Расчет пени судом апелляционной инстанции проверен, признан обоснованным и арифметически верным. В расчетах учтены моратории, действовавшие в 2020 и 2022 годах.
Ответчиком контррасчет пени не представлен, оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Произведенное судом взыскание пени по день фактической оплаты долга соответствует положениям пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателей жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-15098/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.С. Халявин |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15098/2023
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АРОМАШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА