г. Тула |
|
3 марта 2021 г. |
Дело N А09-6908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Селивончика А.Г., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Три-М" - Солодовниковой Е.С. (доверенность от 02.09.2020), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2020 по делу N А09-6908/2019 (судья Абалакова Т.К), принятое по исковому заявлению Управления лесами Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1073250000108, ИНН 3250071271) к обществу с ограниченной ответственностью "Три-М" (г. Жуковка Брянской обл., ОГРН 1063243005660, ИНН 3243002661), третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "РОСЛЕСИНФОРГ" (г. Москва, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952), Государственное казенное учреждение Брянской области "Жуковское лесничество" (г. Жуковка Брянской обл., ОГРН 1073243000423, ИНН 3243003390) о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Брянской области (далее - истец, арендодатель, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Три-М" (далее - ответчик, арендатор, общество, ООО "Три-М") о внесении в договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда государственного учреждения "Жуковское лесничество" в целях заготовки древесины N 8 от 16.03.2010, номер государственной регистрации 32-32-04/002/2010-383 следующие изменения:
В разделе 2 пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1 Арендная плата по настоящему договору в 2018 году составляет 2 935 843 руб. 30 коп. в год, из них 1 834 902 руб. 10 коп. в федеральный бюджет и 1 100 941 руб. 20 коп. в областной бюджет с учетом коэффициента, установленного постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
1.2 Приложение N 4 к договору аренды лесного участка изложить в следующей редакции:
"Приложение N 4 к договору аренды лесного участка
Сроки внесения арендной платы
Срок внесения арендной платы |
Всего |
в том числе |
||
в местный бюджет |
в федеральный бюджет |
в бюджет субъекта РФ |
||
15 марта |
428 333, 00 |
|
267 708, 00 |
160 625, 00 |
15 июня |
428 333, 00 |
|
267 708, 00 |
160 625, 00 |
15 сентября |
428 333, 00 |
|
267 708, 00 |
160 625, 00 |
15 декабря |
1 650844,30 |
|
1 031 778, 10 |
619 066, 20 |
Итого за 2018 год |
2 935 843, 30 |
|
1 834 902, 10 |
1 100 941, 20 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "РОСЛЕСИНФОРГ" и Государственное казенное учреждение Брянской области "Жуковское лесничество" (далее - третьи лица, ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ", ГКУ Брянской области "Жуковское лесничество").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесами Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом области не был принят во внимание пункт 4.2 мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2018 по делу N А09-8486/2016, которым договор аренды дополнен пунктом 2.8, предусматривающим изменение его условий, в том числе по материалам отводов, в судебном порядке, а также не учтено, что размер арендной платы невозможно подсчитать с точностью, установленной в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310), то есть по породному составу и категориям крупности древесины, и сделать это возможно только по материалам отвода (материально-денежной оценки лесосеки), и эти данные являются достаточным основанием для внесения изменения в договор аренды.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и посредством выступления своего представителя в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и третьи лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона сторонами заключен договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда государственного учреждения "Жуковское лесничество" в целях заготовки древесины N 8 от 16.03.2010, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 1.2 договора, который является частью лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда площадью 14 452 га, с кадастровым номером 32-32-04/002/2008-072, расположенного на территории Жуковского района Брянской области в пределах Троснянского участкового лесничества: кварталы 117-123 (бывшие сельские леса, ПХ "БМЗ") - площадь 666 га; Фошнянского участкового лесничества: кварталы 14-63 (бывшие сельские леса, СПК "Чапаевский") - площадь 3 959 га; кварталы 1-13 (бывшие сельские леса, СПК "Красный партизан") - площадь 31 035 га; кварталы 64-91 (бывшие сельские леса, СПК "Жуковский") - площадь 2 229 га. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на карте (плане) лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора) (пункты 1.1, 1.2, 1.3 договора).
В свою очередь, арендатор обязался своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование спорным участком в размере и сроки, установленные договором (пункт 3.4.2 договора).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2008 по делу N А09-8486/2016 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым в договор аренды внесены изменения в части изменения редакции пункта 2.1, определяющего размер арендной платы, приложений NN 3 и 4, а также в части дополнения раздела 2 договора пунктом 2.8, предусматривающим изменение в судебном порядке договора в части арендной платы в связи с изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, в том числе по материалам отводов.
Истцом в соответствии с представленными арендатором материалами отвода произведен расчет арендной платы.
Согласно расчета арендная плата с учетом изменения количественных и качественных характеристик, по материалам отвода размер арендной платы составил 2 935 843 руб. 30 коп., из которых, 1 834 902 руб. 10 коп. в федеральный бюджет и 1 100 941 руб. 20 в областной бюджет.
Управление лесами Брянской области в порядке досудебного урегулирования спора направило ООО "Три-М" претензионное письмом от 22.05.2019 N 1612-ДВ с предложением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, из ответа на которое письмом от 28.05.2019 N 36 арендатор не выразил волеизъявления на подписание дополнительного соглашения, что послужило поводом для обращения истца в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд области, руководствуясь положениями статей 309, 310, 424, 450 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 74 и части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что относимых и допустимых доказательств существенного изменения качественных и количественных характеристик лесного участка в материалы дела управлением в соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом области не было принят во внимание пункт 2.8 договора аренды в редакции, изложенной в мировом соглашении, утвержденном определением Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2018 по делу N А09-8486/2016.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Как предусмотрено частями 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - лесоустроительная инструкция), в соответствии с абзацем 2 пункта 4.3 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (далее - Перечень N 496), составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, являющийся в соответствии с пунктом 2.1.3 Перечня N496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, истцом данный документ не составлялся и в материалы дела не представлен, а также не представлены оформленные должным образом данные мероприятий по лесоустройству, подтверждающие существенные изменения количественных и качественных характеристик лесных насаждений, в качестве основания для внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Суд первой инстанции правильно обратил внимание, что лесосека лесным участком не является. Данный вывод поддерживается судебной коллегией, поскольку с учетом пункта 84 ГОСТ 18486-87 "Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 N 4445, и части 2 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации лесосекой является часть площади лесного участка, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения, что не тождественно понятию лесного участка, закрепленному в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, ввиду чего сведения о материально-денежной оценке лесосеки не могут распространяться на весь лесной участок, находящийся в аренде у ответчика. Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины, проведение отвода и таксации лесосек, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), действовавшим в спорный период, отвод и таксация лесосек осуществляются в целях заключения договора купли-продажи лесных насаждений, а не в целях внесения изменений в договор аренды лесного участка в части изменения размера арендной платы.
Таким образом, материалы отвода, не смотря на утверждения апеллянта, не могут служить достаточным основанием для изменения размера арендной платы, установленной договором аренды лесного участка, так как арендная плата устанавливается в целом по лесному участку на основании данных государственного лесного реестра.
Утверждение Арбитражным судом Брянской области по делу N А09-8486/2016 мирового соглашения, предусматривающего дополнение договора пунктом 2.8, не освобождает истца от нормативно установленной обязанности подтверждения наличия существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка документами, составленными по установленной форме и с соблюдением соответствующей процедуры, на что справедливо указывает ответчик, возражающий против удовлетворения иска по приведенным управлением основаниям. Именно данные документы в силу статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть признаны допустимыми доказательствами для установления обстоятельств, являющихся основанием для изменения договора аренды лесного участка в судебном порядке.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого обжалуемого законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлены.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в связи с чем, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы оснований для взыскания с истца государственной пошлины в доход федерального бюджета не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2020 по делу N А09-6908/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Селивончик |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6908/2019
Истец: управление лесами Брянской области
Ответчик: ООО " Три-М"
Третье лицо: ГКУ Брянской области "Жуковское лесничество", Государственное казенное учреждение "Жуковское лесничество", ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ", ФГБУ "Рослесинфорг"