Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2021 г. N Ф05-8775/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А40-190856/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020 по делу N А40-190856/20 (120-1250)
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Росреестра по г.Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Колесниченко Т.В. по дов. от 21.09.2020; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет, вынесенное в отношении объекта недвижимости: Здания трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-103) расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково" (далее "Объект"), оформленное уведомлениями: N 50/066/005/2019-5837/1; N 50/066/005/2019-5837/2; N 50/066/005/2019-5837/3; N 50/066/005/2019-5837/4; N 50/066/005/2019-5837/5; N 50/066/005/2019-5837/6; N 50/066/005/2019-5837/7; N 50/066/005/2019-583778; N 50/066/005/2019-5837/9.
Решением суда от 25.12.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 30.09.2019 заявитель обратился в отдел регистрации N 17 Управления Росреестра по Москве с заявлениями N 50-0-1-214/3002/2019-489 и N 50-50/066-50/066/005/2019-5837 об осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: Здания трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-103) расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково" (далее - Объект).
В регистрационное дело заявителем предоставлен пакет документов: технический план с приложениями, в т.ч. проектной документации; РнВЭ 26.02.2020 N 049-Ф-60-РВ (измененное), Договор аренды с приложениями, Приказ N 113 от 16.10.2012 "О правилах проекта в сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства", Приказ N 29-Пр от 14.02.2020 "О внесении изменений в правила проекта в сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, ушерщярнные Приказом N 113 от 16.10.2012", Справка N 2 от 03.12.2019 о характеристиках объекта капитального строительства "Здания трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-142) в составе объекта "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4кВ на территории инновационного центра "Сколково", Платежное поручение об оплате госпошлины.
В ходе рассмотрения документов Управление неоднократно выносило уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности
13.07.2020 заявителем получено уведомление об отказе государственной регистрации права собственности в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4).
В обоснование своей позиции Управление ссылается на то, что Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (далее -РНВ) не соответствует Требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр).
В силу ст. 10.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" осуществление градостроительной деятельности на территории инновационного центра "Сколково" регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Представленное Заявителем Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано на основании Федерального закона от 28 сентября 2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее также - ФЗ о Сколково).
Указанный Федеральный закон устанавливает особый статус территории Инновационного центра "Сколково" и, соответственно, особый порядок получения РНВ.
Согласно ФЗ о Сколково: реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" возложена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на управляющую компанию (п. 2 ст. 2 ФЗ "О Сколково").
По распоряжению Президента РФ от 02.07.2010 N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее "Фонд Сколково") управляющая компания выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра(пп. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ "О Сколково"); управляющая компания проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (пп. 7 п. 1 ст. 5, п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково"); форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией (п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Приказ от 14.02.2020 N 29-Пр "О внесении изменений в правила проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденные Приказом от 16.10 2012 N 113" Председателя Правления Фонда "Сколково", а также Приказ от 16.10.2012 N 11 ЗПрезидента Фонда "Сколково" "О правилах проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Президента Фонда "Сколково", прямо регулируют порядок выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов.
Кроме того, на официальном сайте ИЦ Сколково имеется самостоятельный сервис "Подготовка и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (https: //old, sk.ru/foundation/ documents/р/designrules. aspx).
Таким образом, в соответствии с ФЗ "О Сколково" и Приказом Президента Фонда "Сколково" управляющей компании предоставлена исключительная компетенция в отношении таких процедур, как утверждение, согласование и применение той ли иной проектной документации.
В частности, управляющая компания осуществляет: утверждение формы РНВ; экспертизу проектной документации для последующей выдачи РНВ; выдачу РНВ.
В соответствии с п. 21 ст. 15 ФЗ о Сколково проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется (п. 22 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Согласно п.1 ст. 20 ФЗ "О Сколково" на территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемые управляющей компанией в соответствии с ФЗ "О Сколково", утверждение схем территориального планирования субъекта РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Исходя из вышесказанного, вопреки доводам ответчика, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.02.2020 N 049-Ф-60-РВ, выданное с учетом ФЗ "О Сколково", означает его соответствие требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, Требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр.), на которые ссылается Ответчик, в данном случае, не применимы.
Данные выводы прямо подтверждаются Письмом Минстроя России от 08.12.2020 N 36355-ОГ/08, в котором прямо указано со ссылкой на ч. 23 ст. 15 ФЗ "Сколково", что "Форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией".
Ответчик в своей жалобе указывает на отсутствие документов, подтверждающих земельно-правовые отношения, ссылается на Договор аренды N 50108/01006/0061-2016 от 26.12.2016 г., который не зарегистрирован в порядке ст. 25 Земельного кодекса РФ.
Между тем, подлинный экземпляр Договора аренды N 50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018 был представлен Обществом в регистрационное дело 25.06.2020 вместе с заявлением N 77/005/263/2020-1170, что подтверждается описью документов от 25.06.2020.
В соответствии с абз. 3 п. 1.1. Договора (стр. 2 Договора) заявителю передается во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020109:399, площадью 173 кв.м., адрес: Москва, д. Сколково (далее -Участок N 1), принадлежащий Арендодателю на праве собственности, номер и дата государственной регистрации права: 77:15:0020109:399-77/007/2017-1 от 28.09.2017.
В соответствии с п. 1.5 Договора участки предоставляются Арендатору для использования по следующему назначению: для проектирования и строительства объектов электроснабжения, включая электрические подстанции, трансформаторные подстанции (СП/ТП/РП/АББМ), предназначенные для приема, транспортировки и передачи электрической энергии потребителям на территории инновационного центра "Сколково" напряжением 20/0,4 кВ.
Согласно п. 2.1. Договора договор заключен на неопределенный срок.
Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается.
Данная позиция отражена в п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, доводы Управления об отсутствии в представленных документах сведений об оформлении соответствующих правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020109:399 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом верно установлено, что технический план и иная проектная документация, представленные в регистрационное дело, соответствуют нормам действующего законодательства, а также ФЗ "О Сколково", что подтверждается правилами проекта и нормативной документацией органов управления Фонда "Сколково".
Замечания ответчика, указанные в апелляционной жалобе, полностью идентичны замечаниям в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 14.10.2019.
Из материалов дела усматривается, что данные замечания были устранены заявителем в неоднократно скорректированных технических планах, представленных вместе с заявлениями о предоставлении дополнительных документов.
В частности, заявителем устранены следующие замечания ответчика:
- нарушение п. 43 Требований - в Техническом плане (на стр. 3 строка 10) год ввода объекта в эксплуатацию указан в соответствии с РНВ от 26.02.2020 N 049-Ф-60-РВ - 2020 г.;
-нарушение п. 28 Требований - согласно п. 28 Требований в графах "6", "7", "8" реквизита "2" раздела "Исходные данные" указываются сведения о состоянии (сохранности) соответственно наружного знака пункта. В соответствии с разделом 2 представленного Техплана в графах "6", "7", "8" отражены соответствующие сведения путем проставления слов "сохранился" в каждой графе;
-нарушение п. 59 Требований - План этажа отображает имеющиеся дверные проемы.
Окна, лестницы, балконы, а также внутренние уступы на объекте не имеются. Соответственно, какие-либо еще условные знаки, указанные в п. 59 Требований, не подлежат указанию на плане этажа.
-нарушение п. 21 Требований - текст всех представленных документов является читаемым. Техплан подается на диске в специальном формате ХМЬ, в целях последующей выгрузки его в программу Росреестра. Формат XML един для всех баз и выгружаемых документов. Ни одно из Уведомлений Росреестра по Москве не содержало указания на то, что диск не открывается или не читается. Таким образом, все выгруженные файлы были читаемыми.
В приложении к иску имеется распечатанная версия Технического плана, из которой видно, что все файлы читаемы;
- нарушение п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 01,03.2016 г. N 90 - заявитель исключил из поэтажного плана объекта техническое подполье. Скорректированный Технический план от 24.05.2020 с приложением поэтажного плана представлен в Управление 25.06.2020, что подтверждается соответствующей описью документов N 77-0-1- 71/3160/2020-389 от 25.06.2020.
Изложенное выше подтверждает, что заявитель своевременно и добросовестно устранил все обоснованные замечания ответчика.
Представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права по осуществлению полномочий собственника, которые приобретаются с момента государственной регистрации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020 по делу N А40-190856/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190856/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ