г. Чита |
|
4 марта 2021 г. |
Дело N А10-3327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 Ефимова Н.В. (доверенность от 24.02.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алексеева Владимира Раднаевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 декабря 2020 года по делу N А10-3327/2020,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев Владимир Раднаевич обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (ОГРН 1080326004626, ИНН 0326475916, далее - МИФНС N 9) об отмене решения от 18.03.2020 N 2239А об отказе в государственной регистрации и обязании зарегистрировать изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в части регистрации Алексеева В.Р. в качестве лица, действующего без доверенности от имени ООО "Цитрон".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 (ОГРН 1040302994401, ИНН 0326023525).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 декабря 2020 года по делу N А10-3327/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель не оспаривает законность исключения ООО "Астра" из ЕГРЮЛ, однако не согласен с буквальным применением подпункта "ф" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001. по мнению апеллянта, указанной нормой права определено, что отказ не обязателен, а только возможен при наличии определенных обстоятельств. Налоговый орган, учитывая все обстоятельства, имел возможность вынести решение положительное для заявителя, так как сумма задолженности 4 рубля 60 копеек для бюджетной системы РФ является малозначительной, размер вреда и тяжести поступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
МИФНС N 9 в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.02.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Алексеев В.Р., МИФНС N 2 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.03.2020 общество с ограниченной ответственностью "Цитрон" (ОГРН 1160327065128) представил в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме Р14001 в связи с изменением сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, прекращение полномочий Соловьевой О.В., возложение полномочий на Алексеева В.Р. (т.1 л.д.92-99).
Алексеев В.Р. являлся участником ООО "Астра" с долей в уставном капитале 50%.
19.11.2018 регистрирующим органом принято решение N 1608 о предстоящем исключении ООО "Астра" из единого государственного реестра юридических лиц (т.1 л.д.100).
20.03.2019 инспекцией в отношении ООО "Астра" внесена запись ГРН 2190327080612 об исключении из реестра фактически прекратившего свою деятельность юридического лица в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковскому счету, имело задолженность перед бюджетом и указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица (т.1 л.д.101).
В материалы дела представлены:
- справка Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия N 2179-С, согласно которой в течение 12 месяцев отсутствовало движение денежных средств по расчетному счету ООО "Астра" (т.1 л.д.102),
- справка N 2179-О о непредставлении ООО "Астра" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах (т.1 л.д.103).
На момент исключения из ЕГРЮЛ ООО "Астра" имело задолженность по начисленным пеням по НДФЛ в сумме 85,87 рублей и пени по страховым взносам в общей сумме 4,60 рублей, что подтверждается справкой от 27.03.2019 N 547 (т.1 л.д.114-115).
27.03.2019 Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия принято решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности (т.1 л.д.113).
С учетом указанных обстоятельств по результатам рассмотрения заявления Алексеева В.Р. регистрирующим органом принято решение N 2239А от 11.03.2020 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице. Принимая решение, регистрирующий орган руководствовался подпунктом ф пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (т.1 л.д.90).
Решением УФНС России по Республике Бурятия от 15.04.2020 N 15-14/04827 жалоба Алексеева В.Р. на решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.13-18).
Полагая, что решение налогового органа не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Алексеев В.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
На основании статьи 2 Закона о государственной регистрации и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 1).
Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, защиту прав третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при использовании недостоверных сведений.
Одним из механизмов обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, выступает установленный нормой временный запрет на создание новых юридических лиц и на участие в управлении существующими юридическими лицами для тех граждан, которые ранее проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства, что может также означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами юридического лица.
Согласно части 5 статьи 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.
Статья 23 Закона о государственной регистрации содержит основания отказа в государственной регистрации и порядок принятия соответствующего решения.
В силу подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2018 N 580-О закреплено, что предусмотренная подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации дополнительная гарантия обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как чрезмерное, непропорциональное и несовместимое с конституционно значимыми ценностями ограничение конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает только лишь недобросовестных лиц и устанавливается на определенный срок.
Закон о государственной регистрации не содержит положений, предусматривающих возможность снятия ограничений, установленных абзацем 2 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона.
Как следует из оспариваемого решения от 18.03.2020 N 2239А по сведениям ЕГРЮЛ заявитель являлся участником, владеющим не менее чем 50% доли в уставном капитале ООО "Астра", исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц, и имевшего на момент исключения задолженность перед бюджетом, признанную безнадежной к взысканию, и с момента внесения соответствующей записи не истекли три года.
Наличие у ООО "Астра" задолженности по пени в сумме 90,47 рублей подтверждается справкой от 27.03.2019 N 547.
27.03.2019 Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия принято решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности.
Таким образом, обстоятельства в отношении ООО "Астра" (исключение из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо при наличии у него задолженности признанной безнадежной к взысканию) являются фактом, препятствующим осуществлению регистрационных действий по внесению изменений о лице имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица - ООО "Цитрон", так как Закон о государственной регистрации не содержит положений (исключений), предусматривающих возможность снятия ограничений, установленных абзацем 2 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Довод заявителя о том, что налоговым органом не применены положения пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Ответчик указывает, что у ООО "Астра" имелась переплата по УСН.
Однако на момент исключения из ЕГРЮЛ ООО "Астра" имело задолженность перед бюджетом, в том числе пени по страховым взносам в общей сумме 4,60 рублей и указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию.
На основании пункта 7 статьи 12 и подпункта 2 пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог, уплачиваемый при применении УСН, относится к федеральным налогам. При этом в соответствии со статьей 18.1 НК РФ устанавливаются страховые взносы, которые не относятся к налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 и 1.1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положениями Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен зачет переплаты по налогам в счет уплаты платежей по страховым взносам.
По мнению заявителя жалобы, сумма пени 4 рубля 60 копеек отвечает признакам малозначительности, так как размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, Закон о государственной регистрации не содержит указания на необходимость/возможность при принятии решения о государственной регистрации учитывать критерий соразмерности, размер и характер причиненного ущерба, степень вины, последствия причинения вреда и другие подобные обстоятельства. Указанные принципы применяются при наложении различных санкций органами государственной власти, а при вынесении решения об отказе в государственной регистрации - неприемлемы.
На основании изложенного оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, является законным и обоснованным.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 декабря 2020 года по делу N А10-3327/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3327/2020
Истец: Алексеев Владимир Раднаевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия