г. Самара |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А65-17061/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мэлт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2020 года по делу N А65-17061/2020 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мэлт", г.Казань
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц - Кадырова Фарида Гусмановича, Ханеева Альмира Талгатовича, судебного пристава-исполнителя Московского РОСП УФССП по РТ Савельевой Н.О.,
о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан по внесению записи за государственным номером N 2201600120027 от 07 февраля 2020 года в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "СПЕКТР" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления статуса ООО "СПЕКТР", как действующего юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мэлт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан по внесению записи за государственным номером N 2201600120027 от 07 февраля 2020 года в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "СПЕКТР" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления статуса ООО "СПЕКТР", как действующего юридического лица.
Определением суда первой инстанции от 20.08.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Кадыров Фарид Гусманович, Ханеев Альмир Талгатович, судебный пристав-исполнитель Московского РОСП УФССП по РТ Савельева Н.О. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2020 года по делу N А65-17061/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2020 года по делу N А65-17061/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и указано регистрирующим органом, в журнале работы с недостоверными сведениями содержится заявление заинтересованного лица по форме Р34002, а именно ООО "ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭНЕРГОЩИТ" (вх. N 7458А от 14.02.2018 г.) о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в отношении адреса места нахождения ООО "СПЕКТР" (ОГРН 1151690023297), согласно которому ООО "СПЕКТР" являлось арендатором помещения N 34 по адресу 420095, Казань, ул.Восстания, д. 104, которое принадлежит ООО "ОП "ЭЛЕКТРОЩИТ" на праве собственности. С 2016 года ООО "СПЕКТР" по вышеназванному адресу не располагается, договор аренды был расторгнут в одностороннем порядке, в связи с отсутствием арендных платежей.
Учитывая вышеизложенное, Инспекцией в соответствии с п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ и п. 18 "Основания" 06.03.2018 г. в адрес юридического лица ООО "СПЕКТР", в адрес единственного участника и руководителя Общества Кадырова Ф.Г. были направлены уведомления о необходимости представления в Инспекцию достоверных сведений в срок до 10.04.2018 г.
В связи с непредоставлением организацией ООО "СПЕКТР" сведений или документов, свидетельствующих о достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, 18.04.2018 г. регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице в отношении адреса местонахождения ООО "СПЕКТР" (420095, РТ, г.Казань, ул.Восстания, д. 104, помещение 34) за (ГРН): 2181690673415: "Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)".
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрен статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан было принято Решение N14097 от 14.10.2019 года о предстоящем исключении ООО "СПЕКТР" в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о нем, в отношении которого внесена запись о недостоверности.
На основании вышеназванного решения регистрирующим органом 16.10.2019 года за ГРН 6191690397343 внесена запись в ЕГРЮЛ: "Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)".
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы).
Сообщение о предстоящем исключении ООО "СПЕКТР" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 41 (757) от 16.10.2019 г. запись за N 560.
Заявления, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица - ООО "СПЕКТР", направленных в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не поступали.
Юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Поскольку в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ Общество и иные заинтересованные лица не представили в регистрирующий орган мотивированное заявление о возражении против исключения ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ, Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан 07.02.2020 года внесена запись за ГРН 2201600119664 "Прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности)".
Не согласившись с действиями налогового органа по внесению записи в ЕГРЮЛ об исключении ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ, заявитель 20.07.2020 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ООО "СПЕКТР" имеет задолженность перед ООО "Мэлт", что подтверждается вступившим в законную силу решением суда от 28.01.2019 по делу N А65-36316/2018.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший(ее).
Следовательно, налоговая инспекция обязана доказать законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения и осуществления действий по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, являющихся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ (пункт 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе, по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В пункте 2 приказа Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - приказ от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@) перечислены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Пунктом 3 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ предусмотрено, что основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 4 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в таком случае, установлен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ (абзац первый пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный настоящей статьей, применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра.
Таким образом, при наличии указанных в пункте 5 названной статьи признаков регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Судом установлено, что 18.04.2018 г. в отношении адреса места нахождения юридического ООО "Спектр" - 420095, РТ, г.Казань, ул.Восстания, д. 104, помещение 34, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2151690673415: "Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)".
Как установлено судом и не опровергнуто заявителем, с момента внесения записи о недостоверности сведений адреса места нахождения ООО "СПЕКТР", а именно в течение 1 (одного) года и пяти месяцев, Общество не обратилось в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе места нахождения, в отношении которого внесена запись о недостоверности.
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан 14.10.2019 года было принято Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ за N 14097 в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев.
Сообщение о предстоящем исключении ООО "СПЕКТР" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 41 (757) от 16.10.2019 г. запись за N 560.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления кредиторов, не согласных с исключением юридического лица, могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Заявитель, являясь кредитором ООО "СПЕКТР", то есть лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица, имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из реестра, что воспрепятствовало бы инспекции исключить общество из ЕГРЮЛ, однако заявитель своим правом не воспользовался, в установленный законом срок после принятия и опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ с соответствующим заявлением в налоговый орган не обратился.
Заявлений от заявителя или иных заинтересованных лиц в трехмесячный срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, в регистрирующий орган не поступало. Доказательств обратного суду не представлено.
Доказательства нарушения налоговым органом порядка исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, приведшего к нарушению гарантированных Федеральным законом N 129-ФЗ прав кредиторов или иных лиц отсутствуют.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации юридического лица, заявитель вправе был самостоятельно отслеживать информацию об ООО "СПЕКТР" и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что регистрирующий орган правомерно, при наличии соответствующих правовых оснований внес в ЕГРЮЛ запись от 07.02.2020 г. за ГРН 2201600119664 об исключении ООО "СПЕКТР" из реестра.
Более того, не применение указанных правовых последствий, в условиях сохранения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса юридического лица, нарушает принцип публичной достоверности данного информационного ресурса, что повлечет нарушение публичных интересов.
Кроме того, как установлено судом, 28.02.2019, на основании вступившего в законную силу решения от 28.01.2019 по делу N А65-36316/2018 об удовлетворении иска ООО "Мэлт" к ООО "Спектр", Арбитражным судом РТ выдан исполнительный лист серии ФС N 026663675.
05.05.2019 судебным приставом-исполнителем Московского РОСП УФССП по РТ было возбуждено исполнительное производство N 130378/19/16005-ИП.
Доказательств того, что в период нахождения исполнительного листа на исполнении у судебного пристава-исполнителя, последним было установлено, что должник осуществляет предпринимательскую деятельность, в материалах исполнительного производства не имеется.
13.04.2020 судебным приставом-исполнителем Московского РОСП УФССП по РТ вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 130378/19/16005-ИП, со ссылкой на то, что в отношении должника-организации внесена запись об исключении.
Ссылка заявителя на то, что в рамках исполнительного производства N 130378/19/16005-ИП 27.12.2019 судебным приставом-исполнителем Московского РОСП УФССП по РТ было вынесено постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ, в связи, с чем ответчик не имел права совершать оспариваемые действия, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку как установлено судом и не опровергнуто сторонами по делу, ответчик постановление судебного пристава-исполнителя от 27.12.2019 о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ не получал, доказательства направления указанного постановления в материалах исполнительного производства отсутствуют.
Таким образом, на момент исключения ООО "Спектр" из ЕГРЮЛ судебные акты или акты судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрационных действий в отношении указанного Общества в Инспекцию не поступали.
Более того, как указал суд первой инстанции, запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ, при исполнении требований имущественного характера, не мог быть применен судебным приставом исполнителем, поскольку предметом исполнительного производства является материально-правовое требование о взыскании суммы задолженности, обеспечительные меры в виде запрета регистрационных действий (вносить изменения в ЕГРЮЛ в отношении должника) не соразмерны с имущественными требованиями, так как не связаны непосредственно с предметом требований исполнительного документа. При установлении запрета регистрационных действий, судебный пристав-исполнитель, нарушает принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона об исполнительном производстве). Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.09.2015 по делу N А65-2715/2015.
Довод заявителя о том, что оспариваемые действия по внесению записи об исключении ООО "Спектр" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, нарушили право кредитора на взыскание денежных средств с названного общества, правомерно отклонен судом, поскольку само по себе наличие задолженности у недействующего юридического лица (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации порядке заявлено не было и что юридическое лицо действительно является недействующим), не подтверждает незаконность действий Инспекции.
Поскольку закон не относит факт наличия у юридического лица неисполненных обязательств перед кредиторами к обстоятельствам, препятствующим исключению его из ЕГРЮЛ (статья 21.1 Закона N 129-ФЗ), в связи с чем, суд считает ссылку на наличие у ООО "СПЕКТР" непогашенной задолженности перед ООО "Мэлт" не свидетельствующей о незаконном исключении ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ.
Каких-либо решений участников общества или иных локальных правовых актов, относимых к периоду с 18.04.2018 г. по 07.02.2020 г., первичных документов, судебных актов с участием исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица, свидетельствующих о реальном осуществлении общества хозяйственной деятельности, в материалах дела не имеется.
В данном случае, исключенное юридическое лицо обладало как формальными, так и фактическими признаками недействующего юридического лица (фактически не осуществляющего деятельность, не располагающегося по заявленному адресу).
Основания, предусмотренные п.п.б п.5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, инспекцией доказаны и соблюдены, исключаемое общество и заинтересованные лица не представили в регистрирующий орган мотивированное заявление о возражении против исключения ООО "Спектр" из ЕГРЮЛ.
У регистрирующего органа при принятии решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, отсутствует обязанность и полномочия по самостоятельному выявлению возможных кредиторов исключаемого лица.
В связи с тем, что все указанные процедуры и последовательность действий в соответствии со ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ по исключению ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо инспекцией были соблюдены, а заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия налогового орган соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное вышеуказанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Таким образом, Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 39 Постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 сформирована правовая позиция о том, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Также дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
Аналогичный правовой подход при разрешении данной категории споров подтвержден в определениях Верховного суда РФ от 09.01.2018 г. N 305-КГ17-19408, от 06.02.2018 N305-ЭС17-22053, от 09.02.2018 N305-КГ17-22150, от 05.10.2020 N305-ЭС20-13332, а также изложен в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2017 по делу NА55-26431/2016, от 07.10.2020 по делу NА55-20426/2019, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу NА72-9787/2017.
Заявителем также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при восстановлении в ЕГРЮЛ статуса ООО "СПЕКТР" как действующего юридического лица, у заявителя появится реальная возможность для взыскания задолженности.
Кроме того, как указано выше, заявитель не лишен права предъявления требований к контролирующим должника лицам, несущим субсидиарную ответственность по долгам юридического лица, в порядке предусмотренным законом.
Пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ указывает на возможность обжалования решений (действий) регистрирующего органа кредиторами чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, но не предрешает законность (незаконность) решений об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц. То есть, сама по себе возможность обжалования решений регистрирующих органов об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, еще не свидетельствует о незаконности такого решения в связи с наличием кредиторов ликвидированного юридического лица. В настоящем случае процедура исключения ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ соблюдена, основания для исключения подтверждены. Доказательств обратного не представлено.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые действия ответчика не противоречат Закону N 129-ФЗ.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе ответчика не содержится.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы заявителя, приводившиеся в суде первой инстанции. Между тем, доводы заявителя рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Законность оспариваемых действий регистрирующего органа подтверждена материалами настоящего дела. Процедура исключения ООО "СПЕКТР" из ЕГРЮЛ соблюдена, основания для исключения подтверждены
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2020 года по делу N А65-17061/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Мэлт" (ОГРН 1141690051150, ИНН 1655297298) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чек-ордеру от 15 января 2021 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17061/2020
Истец: ООО "Мэлт", г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Кадыров Фарид Гусманович, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по РТ, Судебный пристав-исполнитель Московского РОСП УФССП по РТ Савельева Н.О., Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Ханеев Альмир Талгатович