Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2021 г. N Ф04-3233/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А81-2964/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13823/2020) Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2020 по делу N А81-2964/2020 (судья А.В. Кустов), принятое по заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588, адрес: 620043, Свердловская область, город Екатеринбург, Московский тракт, 9 км, дом 23А) к Администрации муниципального образования поселок Уренгой (ИНН 8911021426, ОГРН 1058901221906, адрес: 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, поселок городского типа Уренгой, микрорайон 3-й, дом 21а,) об оспаривании распоряжения от 22.05.2007 N377, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 29,); общества с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (ОГРН 1058901200599, ИНН 8911020616, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Пуровский, город Тарко-Сале, улица Победы, 19/1, 4/2); Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900509538, ИНН 8901002135, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, 47),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Департамент лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к администрации муниципального образования поселок Уренгой (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании распоряжения от 22.05.2007 N 377.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, общество с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2020 по делу N А81-2964/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, ФГБУ "Рослесинфорг" выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:300 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6, 9, 12 (площадь пересечения 22 426 кв. м); границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:301 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6, 9, 40 (площадь пересечения 22 332 кв. м).
Спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, и подтверждением воли собственника спорного земельного участка лесного фонда на его передачу в частную собственность могло бы служить доказательство перевода спорных земельных участков в категорию земель, позволяющих их отчуждение в частную собственность. Сведениями о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель Департамент лесного хозяйства по Уральскому округу не располагает. Из апелляционной жалобы заявителя следует, что фактически оспариваемым распоряжением N 377 "Об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка" от 22.05.2007 администрацией утвержден проект территориального землеустройства земельного участка находящегося на землях лесного фонда и принадлежащий на праве собственности Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению лесными участками из состава земель лесного фонда. Подобное распоряжение землями лесного фонда представляется Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу незаконным в связи с отсутствием полномочий, несоблюдением порядка перевода земель из одной категории в другую, игнорированием зарегистрированного права Российской Федерации и материалов лесоустройства, на основании которых производится идентификация земель лесного фонда.
В письменном отзыве на жалобу третье лицо Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа выражает согласие с позицией заявителя.
Администрация, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО "Пурдорстрой", надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции, назначенное на 26.01.20201, не обеспечили. От Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании 26.01.2021 представителем Департамента лесного хозяйства поддержаны доводы жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 разбирательство по апелляционной жалобе заявителя отложено на 25.02.2021. Указанным определением предложено Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу представить в канцелярию Восьмого арбитражного апелляционного суда выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по ЯНАО) - выписку из ЕГРН об объекте недвижимости в отношении земельных участков с кадастровым номером 89:00:000000:0192 и 89:11:080101:416.
16.02.2021 в материалы дела от Управления Росреестра по ЯНАО поступили выписки из ЕГРН в отношении поименованных выше земельных участков.
25.02.2021 разбирательство по жалобе произведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы по отложении. При этом от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие Департамента лесного хозяйства, данное ходатайство апелляционным судом удовлетворено.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, дополнения к жалобе и иные поступившие от лиц, участвующих в деле, документы, заслушав заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 22.05.2007 администрацией издано распоряжение N 377 "Об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка" по объекту: "Земельный участок (кадастровый номер 89:00:000000:233) под строительство понтонно-мостовой и ледовой переправы через реку Пур в п. Уренгой", ООО "Пурдорстрой", расположенному вблизи поселка Уренгой по обе стороны реки Пур с площадью земельного участка - 6,0379 га (60 379 кв. м), с категорией "земли населенных пунктов".
Указав, что на момент издания распоряжения земельный участок с кадастровым номером 89:00:000000:233 общей площадью 6,0379 га располагался на землях лесного фонда, а не на землях населенного пункта, Департамент лесного хозяйства обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем Департамент лесного хозяйства не согласился, что послужило поводом для обращения последнего в апелляционный суд с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Статьей 198 АПК РФ гражданам, организациям и иным лицам предоставляется право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как указано выше, поименованным распоряжением утвержден проект границ территориального землеустройства по объекту "Земельный участок пол строительство понтонно-мостовой и ледовой переправы через реку Пур н п. Уренгой ООО "Пурдорстрой", расположенному вблизи поселка Уренгой по обе стороны реки Пур:
- категория земель земли населенных пунктов;
- площадью земельного участка 6,0379 га (60 379 кв. м);
- вид функционального использования "Земли под промышленными объектами";
- кадастровая стоимость земельного участка - 9 769 925 руб. 99 коп.
Оспаривая распоряжение администрации, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером 89:00:000000:233 располагался на землях лесного фонда вне границ населенного пункта поселка Уренгой, в связи с чем у администрации отсутствовали полномочия на распоряжение данными земельными участками.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
К землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие, статья 101 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Государственный лесной реестр (далее также - ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 ЛК РФ).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью, пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац девятый пункта 1 статьи 8 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 8 ЗК РФ предусматривается, что нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений части 1 статьи 83 ЛК РФ. В свою очередь подпунктом 1 части 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Состав, порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентированы статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что в 2011 году земельный участок с кадастровым номером 89:11:080101:233 разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300.
Как следует из заявления Департамента лесного хозяйства, земельные участки с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 располагаются в квартале N 782 выделах N 6, 9, 12, 40 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества. При этом доказательством нахождения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:300, 89:11:080101:301 на землях лесного фонда служит заключение Западно-Сибирского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (ФГБУ "Рослесинфорг"). Так, при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, ФГБУ "Рослесинфорг" выявлено, что:
- границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:300 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6. 9, 12. Площадь пересечения - 22 426 кв. м;
- границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:301 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6. 9. 40. Площадь пересечения - 22 332 кв. м.
По утверждению заявителя, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, при этом сведениями о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель Департамент лесного хозяйства по Уральскому округу не располагает, в чем заявителем усмотрено нарушение публичного порядка землепользования и землеустройства (лесопользования и лесоустройства).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании правил пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Федерального закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В обоснование доводов заявления Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ссылается сведения ЕГРН, согласно которым на земельный участок государственного лесного фонда площадью 44 235 110 000 кв. м, местоположение которого установлено в ЯНАО, Пуровский район, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что, по мнению заявителя, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2004, представленным в материалы дела.
В государственном кадастре недвижимости данному лесному участку присвоен кадастровый номер 89:00:000000:0192. Право собственности на земельный участок категории "земли лесного фонда" с кадастровым номером 89:00:000000:0192, общей площадью 44 235 110 000 кв. м, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Между тем, доказательств включения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 в состав земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192 общей площадью 44 235 110 000 кв. м в материалы дела не представлено. Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 отнесены к категории земель населенных пунктов (выписки из ЕГРН по состоянию на 23.09.2020). Вопреки утверждению заявителя, поступившие в апелляционный суд из Управления Росреестра по ЯНАО материалы (сведения ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:416 (ЯНАО, р-н Пуровский, Таркосалинское лесничество) и земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192 (ЯНАО, р-н Пуровский, Таркосалинский лесхоз), из которого впоследствии образован поименованный выше участок с кадастровым номером 89:11:080101:416, не содержат сведений, позволяющих определить принадлежность спорных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 к землям лесного фонда.
При этом апелляционным судом отмечается следующее.
В силу статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", далее - Закон N 280-ФЗ) если права правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а по сведениям ЕГРН правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Закон N 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правооладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 14 Закона N 172-ФЗ указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в ГЛР и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
Из вышеизложенных требований действующего законодательства, разъяснений высших судебных инстанций следует, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида разрешенного использования и описания его границ являются сведения ЕГРН.
Согласно пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Пунктом 3 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, если сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН и границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (пункт 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции отмечается, что в ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192 отсутствуют, при этом земельные участки с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300, образованные из земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:233 на сегодняшний день состоят на кадастровом учете с определением местоположения границ, сведения о границах земельных участков являются публичными и не оспорены заинтересованными лицами.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии оснований для отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда, что исключило бы правомерность утверждения оспариваемым распоряжением заинтересованного лица проекта границ территориального землеустройства.
При этом апелляционный суд подчеркивает, что оспариваемое распоряжение администрации датировано 22.05.2007.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, об издании оспариваемого распоряжения администрации заявитель был осведомлен не позднее 04.12.2019. Указанное следует из административного искового заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка, поданного Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа и представленного администрацией в материалы настоящего дела с отзывом на заявление. Из поименованного административного искового заявления следует, что 04.12.2019 в Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу поступило обращение Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии с обращением третьего лица 22.05.2007 администрацией издано распоряжение N 377 об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 89:00:0000000:233 по объекту "Земельный участок под строительство понтонно-мостовой и ледовой переправы через реку Пур в п. Уренгой" обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой", расположенному вблизи поселка Уренгой по обе стороны руки Пур: с площадью земельного участка - 6,0379 гектар, с категорией земель - земли населенных пунктов.
Следовательно, трехмесячный срок на обжалование указанного предписания истекал 04.03.2020. С рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился 03.04.2020, что подтверждается сведениями из системы "Мой арбитр", то есть за пределами трехмесячного срока на обжалование распоряжения администрации.
В соответствии с АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113); с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий (часть 1 статьи 115).
Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 АПК РФ, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле. При оценке причин пропуска процессуального срока арбитражный суд по общему правилу действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
Положения названной процессуальной нормы предполагают оценку при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивавшего на таком восстановлении, и, соответственно, возлагают на заявителя обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом. В связи с этим, пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Заявитель о восстановлении срока обжалования распоряжения от 22.05.2007 N 377 не просил, при этом заинтересованным лицом указано на пропуск процессуального срока.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Ввиду того, что восстановление срока подачи заявления в отсутствие уважительности причин такого пропуска и соответствующего ходатайства нарушает стабильность правоотношений, ставит в неравное положение участников судебного процесса, вследствие чего является недопустимым; тогда как подача заявления с пропуском установленного срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения заявителя от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2020 по делу N А81-2964/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2964/2020
Истец: Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу
Ответчик: Администрация муниципального образования поселок Уренгой
Третье лицо: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, ООО "Пурдорстрой", Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, Арбитражный суд Свердловской области, ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА