Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 июля 2021 г. N Ф05-8610/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А40-254511/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2020 по делу N А40-254511/19
по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уведомление
в присутствии:
от заявителя: |
Плетнева О.Н. по дов. от 30.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
Владимирова Е.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в ЕГРН в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:00160029:1994, расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский пр-д, д. 10, корп. 2 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:02:00160029:1994 посредством внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 21.05.2003 N 02/03-0016.
Решением от 03.12.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, внесение земельных участков в уставный капитал ОАО "РЖД" осуществлялось в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона. Основанием государственной регистрации права на земельные участки, внесенные в уставный капитал ОАО "РЖД", является сводный передаточный акт. Сводный передаточный акт имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р.
В соответствии с приложением к сводному передаточному акту, в уставный капитал ОАО "РЖД" был внесен земельный участок с кадастровым номером 77:02:16009:061, расположенный по адресу: Москва, Анадырский пр-д, вл.Ю, корп. 2. Данный кадастровый номер является предыдущим к кадастровому номеру 77:02:00016009:1994.
Согласно кадастровому плану земельного участка 77:02:16009:061 от 21.05.2003 N 02/03-0016, участок был поставлен на кадастровый учет Московским земельным комитетом по результатам межевания. Указанный документ содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:02:16009:061, внесенные в Реестр по результатам межевания, при этом площадь земельного участка составляла 1178 кв.м.
В 2016 году была выявлена техническая ошибка в сведениях ЕГРП, выразившейся в несовпадении площади и границы земельного участка переданного в уставный капитал площади, указанной в ГКН, в связи с чем, ОАО "РЖД" обратилось в суд с заявлением об оспаривании отказа ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" в исправлении технической ошибки в сведениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2017 по делу N А40-45820/2017 требования ОАО "РЖД" удовлетворены.
Письмом от 27 ноября 2017 г. N 2.4/31657 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве уведомил ОАО "РЖД" об исполнении указанного судебного акта путем внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл. 10, корп. 2 с присвоением нового кадастрового номера земельному 77:02:0016009:1994.
Письмом от 13 февраля 2018 г. N 02-352/18 Управление Росреестра по Москве уведомило ОАО "РЖД" об исполнении решения суда путем внесения сведений об указанном земельном участке.
Согласно постановлению судебного пристава - исполнителя ОСП по Центральному АО N 3 УФССП России по Москве от 21 ноября 2017 г. N77055/17/4358068 исполнительное производство N 126380/17/77055-ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
В месте с тем, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости полностью отсутствуют сведения о границах земельного участка.
Описание границ земельного участка ранее имелось в государственном земельном кадастра, что подтверждается кадастровым планом земельного участка, выданным Московским земельным комитетом 21 мая 2003 г. N 02/03-0016.
Указанная информация также подтверждается заключением кадастрового инженера Видешкиной Ю.Н. от 20 декабря 2018 г.
С целью восстановления сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1994 (ранее присвоенный кадастровый номер 77:02:16009:061) в Управление Росреестра по Москве подано заявление об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН.
По результатам рассмотрения указанного заявления 24 июля 2019 г. получено уведомление об отклонении заявления об исправлении технической ошибки N 77-0-1-71/3133/2019-1069 с указанием на то, что техническая ошибка не выявлена.
Не согласившись с оспариваемым уведомлением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 221-222 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (Административный регламент) Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет:
1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;
2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;
3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН;
4) наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, также удостоверяется в том, что:
1) документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
2) тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием мест их нахождения;
3) фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью.
Из п. 235 Административного регламента следует, что государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления), кроме обстоятельств, указанных в пунктах 221, 222 Административного регламента, проверяет:
1) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к субъектному составу рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости предоставлен на определенном праве лицу, которому в соответствии с законом предусмотрено предоставление такого объекта недвижимости на данном праве;
2) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления);
3) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, условий предоставления объекта недвижимости определенному лицу, то есть проверяет, имел ли место факт проведения определенной, предусмотренной законом процедуры предоставления объекта недвижимости определенному лицу (например, проводились ли торги, была ли осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта, но при этом не проверяет соблюдение порядка, в том числе сроков проведения такой процедуры).
Как верно установлено судом первой инстанции, в 2016 году общество обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Москве с заявлением N 77-0-1- 22/3003/2016-30361 от 14.12.2016 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (земельном участке), расположенном по адресу: г. Москва, Анадырский проезд, вл.10, корп.2, кадастровый номер 77:02:16009:061.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве N 77/601/16-461630 от 22.12.2016 было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
ОАО "РЖД", не согласившись с оспариваемым решением от 22.12.2016 г. N 77/601/16-461630, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2017 по делу N А40-45820/2017 требования ОАО "РЖД" удовлетворены и решение Филиала от 22.12.2016 N 77/601/16-461630 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:16009:061, расположенного по адресу: г. Москва, Анадырский пр., вл. 10, корп. 2. Признано недействительным. На Филиал возложена обязанность внести в кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке.
Управление письмом от 13.02.2018 исх. N 02-352/2018 уведомило ОАО "РЖД", что во исполнение решения Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2017 по делу N А40-45820/2017 в ЕГРН внесены сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, Анадырский пр., вл. 10, корп. 2, со следующими характеристиками: кадастровый номер 77:02:0016009:1994 (ранее присвоенный государственный учетный номер 77:02:16009:061), вид разрешенного использования - эксплуатация здания поликлиники, общая площадь 1178 кв. м.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке были внесены на основании судебного акта о признании незаконным отказа Филиала во внесении в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Между тем, как указывалось выше, в настоящий момент в ЕГРН полностью отсутствуют сведения о границах земельного участка, учитывая, что ранее описание границ земельного участка имелось в государственном земельном кадастре.
С целью восстановления сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1994 (ранее присвоенный кадастровый номер 77:02:16009:061) в Управление Росреестра по Москве подано заявление об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН. По результатам рассмотрения указанного заявления 24 июля 2019 г. заявителем получено уведомление об отказе исправления технической ошибки N 77-0-1-71/3133/2019-1069 с указанием на то, что техническая ошибка не выявлена.
На основании вступившего в законную силу решения по делу N А40-45820/2017 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о ранее учтенном земельном участке. Однако, в настоящее время в ЕГРН сведения о земельном участке содержатся без координат границ, сведения о которых содержались ранее в ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:16009:061 (являющийся предыдущим к кадастровому номеру 77:02:00016009:1994) был поставлен на кадастровый учет на основании проведенного межевания и установления границ земельного участка. Соответственно, уже был внесен в государственный кадастр недвижимости под предыдущим номером. Сведения о его границах уже содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах вносятся с присвоением нового кадастрового номера тем объектам недвижимого имущества, кадастровый учет которых не произведен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены условные номера.
В данном же случае, кадастровый учет земельного участка был проведен в 2003 году на основании материалов межевания, с установлением координат поворотных точек и дирекционных углов границ земельного участка.
таким образом, оснований для исключения сведений о границах земельного участка после исполнения судебного акта у Управления Росреестра по Москве не имелось. Несоответствие сведений в ЕГРН документам, на основании которых сведения внесены в кадастр - квалифицируется как техническая ошибка органа кадастрового учета и регистрации прав в соответствии со ст. 61 Закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 г.
Из действующего в настоящее время "Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" следует, что на Росреестр возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных земельных участках, зданиях, сооружениях, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются. Согласно статье 11 Закона о регистрации, реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, установленные настоящим Федеральным законом.
При этом, кадастровый план земельного участка, содержащий сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:16009:061 был дополнительно представлен в Управление Росреестра по Москве с заявлением об исправлении ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона.
Требование проведения межевания повторно с предоставлением межевого плана и повторного обращения в орган кадастрового учета не соответствует указанному положению закона. При наличии проведенного межевания и установления границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:16009:061 (являющимся предыдущим к кадастровому номеру 77:02:00016009:1994) уже внесенного в государственный кадастр недвижимости под предыдущим номером, самостоятельное определение границ органом кадастрового учета и регистрации прав не требуется, данные сведения уже содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Положения вступившего в законную силу с 01.01.2017 Федерального закона N 218-ФЗ не возлагают на Управление обязанность самостоятельно изготавливать межевой план и определять границы с указанием характерных точек.
Вместе с тем данная обязанность не может быть возложена на Управление в отношении лишь тех земельных участков, сведения о координатах которых, не были внесены в государственный кадастр недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах вносятся с присвоением нового кадастрового номера тем объектам недвижимого имущества, кадастровый учет которых не произведен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены условные номера.
В рассматриваемом случае, кадастровый учет земельного участка проведен в 2003 году.
Отсутствие в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1994 полностью соответствует понятию технической ошибки, указанном в ч.1 ст.61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Так, технической ошибкой является допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ошибка, приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (техническая ошибка в записях).
Права и законные интересы общества нарушаются оспариваемым отказом, поскольку отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка заявителя создает правовую неопределенность для других правообладателей земельных участков, границы которых в отсутствие общедоступных сведений в ЕГРН о границе существующего земельного участка могут пересекать фактически существующие границы участка (отсутствующие в настоящее время в ЕГРН), что приведет к земельным спорам между правообладателями земельных участков.
Кроме того, невнесение в ЕГРН уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежали внесению органом кадастрового учета и требование вновь проводить межевание земельного участка, нарушает права общества в сфере экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что документы, представленные на рассмотрение Управления Росреестра по Москве, а именно кадастровый план земельного участка от 21.05.2003 N 02/03-016 с кадастровым номером 77:02:16009:061 (в настоящее время кадастровый номер изменен на 77:02:00160029:1994) содержащий сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимого имущества, внесенные на основании материалов межевания земельного участка, свидетельствуют о наличии в настоящее время несоответствия в сведениях ЕГРН, что подтверждает наличие технической ошибки в сведениях ЕГРН.
Для исправления технической ошибки в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:00160029:1994, расположенным по адресу: г.Москва, Анадырский пр-д, д. 10, корп.2 заявителем были представлены документы, соответствующие установленным законодательством требованиям и отражающие необходимую для исправления технической ошибки информацию.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интерес заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в месячный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:02:00160029:1994 посредством внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 21.05.2003 N 02/03-0016.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2020 по делу N А40-254511/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254511/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8610/20
18.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3925/2021
03.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-254511/19
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8610/20
17.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7884/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-254511/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-254511/19