г. Москва |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А40-181994/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.
судей: О.С.Суминой, И.В.Бекетовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А.Егоровой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании порядке апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 декабря 2020 по делу N А40-181994/20 (121-936) судьи Аксёновой Е.А.
по иску ООО "Агроаспект"
к Управлению Роспотребнадзора по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Миловидова О.В. по дов. от 09.11.2020;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агроаспект" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г.Москве (далее Управление) от 08.09.2020 N 506 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Решением от 22.12.2020 суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод о недоказанности обстоятельств послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности..
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что управлением доказан состав административного правонарушения в действиях общества.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по доводам общества.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, 12.08.2020 при осмотре помещения магазина Пятерочка (юридическое лицо ООО "Агроаспект") установлено нарушение Федерального закона N 468-ФЗ от 27.12.2019 г. "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (ст.26, ст.32), выразившееся в следующем. Установлена выкладка в торговом зале алкогольной продукции (вино) - Солнце Юга Мускат белое полусладкое 0,7л цена за ед. 169 руб. 99 коп. - Российского производства совместно с винами производством других стран (Вино Кав Де Бовинак Бордо 0,75л цена за ед. 369 руб. 99 коп.), не позволяющим визуально отличить данную продукцию (без надписи "Вино России").
Также отсутствует информационная надпись "Продукция не является вином" -Виногор Шардоне белое 2л. цена за ед. 349 руб. 99 коп., Виногор мускат 2,0л столовое белое п/сл цена за ед. 349 руб. 99 коп., Виногор изабелла 2л столовое красное цена за ед. 314 руб. 99 коп., Туманская усадьба 1,0 л цена за ед. 169 руб. 99 коп. с указанием в составе виноматериал столовый сухой, Вино фруктовое столовое полусладкое Красна Ягода Клюква 0,5л цена за ед. 99 руб. 99 коп. с указанием в составе виноматериал фруктовый столовый сухой.
Одновременно отсутствовал ценник на алкогольную продукцию Вино фруктовое столовое полусладкое "Слива" Сан Вей.
Посчитав, что выявленные нарушения являются нарушениями п.3 ст.11 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", влекущие административную ответственность, установленную ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом административного органа 26.08.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 76.
Постановлением Управления 08.09.2020 N 506 общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 110 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно оспариваемому постановлению обществу вменяется правонарушение, выразившееся в том, что установлена выкладка в торговом зале алкогольной продукции (вино) - Солнце Юга Мускат белое полусладкое 0,7 л цена за ед. 169 руб. 99 коп.-Российского производства совместно с винами производства других стран (Вино Кав Де Бовинак Бордо 0,75 л. Цена за ед. 369 руб.99 коп.), не позволяющей визуально отличить данную продукцию (без надписи "ВИНО РОССИИ").
В соответствии со ч.3 ст.32 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее Закон N 468-ФЗ), при розничной продаже российских вин защищенного наименования, а также вин, крепленых вин, игристых вин, полностью (на 100 процентов) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации (вино России), в торговом зале или ином месте продажи их размещение (выкладка) должно сопровождаться надписью "ВИНО РОССИИ".
Конкретных способов правил выкладки и размещения надписи "ВИНО РОССИИ" Закон не предусматривает. При этом в магазине все вина России выделены соответствующей надписью "ВИНО РОССИИ" на ценниках, что позволяет потребителям получить достоверную информацию для осуществления выбора продукции".
Требований об отдельной выкладки в отношении вин России от иных вин ч.3 ст.32 Закона N 468-ФЗ не содержит.
Такое требование (об отдельной выкладке) закон устанавливает только для виноградосодержащих алкогольных напитков, что прямо предусмотрено ч.5 ст.26 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ, согласно которому при розничной продаже виноградосодержащих алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22 процента, в торговом зале или ином месте продажи алкогольной продукции размещение (выкладка) таких напитков должно осуществляться отдельно от вина, крепленого вина, игристого вина способом, позволяющим визуально отделить такую продукцию от вина, крепленого вина, игристого вина, и сопровождаться информационной надписью "ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ".
Обществу вменяется отсутствие информационной надписи "Продукция не является вином" в отношении - Виногор Шардоне белое 2 л. Цена за ед. 349 руб. 99 коп., Виногор Мускат 2,0 л. Столовое белое п/сл. Цена за ед. 349 руб. 99 коп., Виногор Изабелла 2л столовое красное цена за ед. 314 руб. 99 коп., Туманская усадьба 1,0 л. Цена за ед. 169 руб. 99 коп. с указанием в составе виноматериала. Вино фруктовое столовое полусладкое Красна Ягода Клюква 0,5 л цена за ед.99 руб. 99 коп., с указанием в составе виноматериал фруктовый столовый сухой.
Вместе с тем, указанные вина Виногор Шардоне белое, Виногор Мускат 2,0 л. Столовое белое п/сл., Виногор Изабелла 2л столовое красное, Туманская усадьба являются вином, а не виноградосодержащим алкогольным напитком, т.е. не могут и не должны сопровождаться при выкладке информационной надписью "Продукция не является вином".
Так, состав Виногор 2.0л. Шардоне белое столовое сухое: Виноматериал столовый сухой белый "Шардоне" антиокислитель диоксид серы, консервант сорбат калия; Состав Виногор Мускат столовое белое п/ сл: Виноматериал столовый сухой белый "Мускат" антиокислитель диоксид серы, консервант сорбат калия; Состав Виногор Изабелла 2л столовое красное: Виноматериал столовый сухой белый "Изабелла" антиокислитель диоксид серы, консервант сорбат калия; Состав "Туманская усадьба" 1 л: Виноматериал столовый сухой красный, приготовленный из винограда красных сортов, пищевая добавка- антиокислитель диоксид серы.
Федеральный закон N 468-ФЗ предъявляет раздельные требования к реализации таких категорий напитков как "вино" и "виноградосодержащие алкогольные напитки".
Суд сделал вывод, что только в отношении виноградосодержащих алкогольных напитков предусмотрена обязанность указания информационной надписи "ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ". В отношении вина, крепленого вина, игристого вина обязанность размещения такой надписи, не предусмотрена.
В пункте 7 статьи 3 Закона N 468-ФЗ содержится понятие виноматериала, согласно которому "вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал) - вино, крепленое вино до розлива в потребительскую упаковку для розничной продажи".
Таким образом, понятия "виноматериал" и "вино" являются идентичными и взаимозаменяемыми.
Кроме того, суд исходил из того, что на вино фруктовое не распространяется действие Закона N 468-ФЗ.
Также отсутствие ценника на товар не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд сделал вывод, что управление не доказало обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу п.2 ст.26 Закона N 468-ФЗ информация о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда должна быть доведена до сведения потребителя путем ее указания на этикетке (контрэтикетке, кольеретке). При этом информация о месте происхождения и годе урожая винограда указывается шрифтом, размер (кегль) которого равен не менее 14 пунктам. На этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний не допускается.
Судом ошибочно не учтено, что в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова "вино" и производных от него слов, и словосочетаний не допускается.
Согласно п.3 ст.26 Закона N 468-ФЗ на этикетке и контрэтикетке виноградосодержащих алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22 процента, указывается информация о том, что данная алкогольная продукция не является вином, путем размещения надписи "НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ". Площадь части этикетки и контрэтикетки, предназначенная исключительно для размещения указанной информации, должна составлять не менее одной пятой от общей площади этикетки и контрэтикетки.
В соответствии со статьей 25 Закона N 468-ФЗ при производстве вина, крепленого вина, игристого вина допускается использование следующих сырья и материалов: 1) свежий виноград машинной и ручной уборки для промышленной переработки; 2) свежее виноградное сусло; 3) вино, в том числе вино налива (виноматериал); 4) винные дрожжи чистых культур; 5) пищевая лимонная кислота; 6) пищевая винная кислота; 7) технический сернистый жидкий ангидрид; 8) сорбиновая кислота и се растворимые соли; 9) концентрированное виноградное сусло для повышения сахаристости вина путем добавления к вину на этапе подготовки к розливу и розлива в количестве, не превышающем 7 процентов в общем объеме продукции, за исключением его использования при производстве российских вин защищенных наименований; 10) спирт этиловый из пищевого сырья, или винный дистиллят, или виноградный дистиллят при производстве крепленых вин.
Из материалов дела видно, что согласно фотокопиям, имеющимся в материалах дела, являющихся приложением к протоколу осмотра, на ценнике реализуемого Обществом вина Солнце Юга Мускат белое полусладкое 0,7 л по цене 169 руб. 99 коп. Российского производства - надпись "ВИНО РОССИИ" отсутствовала.
Согласно ст.3 Закона N 468-ФЗ, вино России - вино, крепленое вино, игристое вино, полностью (на 100 процентов) произведенное из винограда, выращенного на территории Российской Федерации.
Вино Солнце Юга Мускат торговой марки "Кубань вино" - является вином, произведенным из винограда, выращенного на территории Российской Федерации (Краснодарский край, Таманский полуостров, Темрюкский район).
Законом N 468-ФЗ определены правила реализации российских вин защищенных наименований и вин России.
В торговом зале (ином месте продажи) их следует помечать надписью "ВИНО РОССИИ".
В соответствии с ч.3 ст.32 Закона N 468-ФЗ при розничной продаже российских вин защищенного наименования, а также вин, крепленых вин, игристых вин, полностью (на 100 процентов) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации (вино России), в торговом зале или ином месте продажи их размещение (выкладка) должно сопровождаться надписью "ВИНО РОССИИ".
Таким образом, Обществом допущены нарушения, связанные с реализацией российского вина, без сопровождения надписи "ВИНО РОССИИ".
В соответствии с ч.5 ст.26 Закона N 468-ФЗ при розничной продаже виноградосодержащих алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22 процента, в торговом зале или ином месте продажи алкогольной продукции размещение (выкладка) таких напитков должно осуществляться отдельно от вина, крепленого вина, игристого вина способом, позволяющим визуально отделить такую продукцию от вина, крепленого вина, игристого вина, и сопровождаться информационной надписью "ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ".
Алкогольная продукция, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которой применяется с нарушением положений указанного Федерального закона является фальсифицированной. В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2019 г. N 468-ФЗ предусмотрено, что в случае указания в наименовании алкогольной продукции слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний с нарушением положений настоящего Федерального закона, такая продукция признается фальсифицированной и подлежит изъятию и последующему уничтожению (ст. 47 Закона N 468-ФЗ).
Названные требования Обществом не были соблюдены, что было зафиксировано Управлением в протоколе осмотра торгового зала "Агроаспект" от 12.08.2020.
В силу ст.3 Закона
- вино - пищевая алкогольная сельскохозяйственная винодельческая продукция, произведенная исключительно в результате полного или неполного брожения целого или дробленого свежего винограда или свежего виноградного сусла и разрешенная к розничной продаже на территории Российской Федерации при фактической объемной доле содержания этилового спирта от 7,5 до 18 процентов;
- виноградосодержащий напиток - игристые виноградосодержащие напитки, газированные виноградосодержащие напитки, виноградосодержащие напитки из виноградного сырья и ароматизированные виноградосодержащие напитки из виноградного сырья.
В силу п.13.ст.2 от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" следует, что виноматериалы - спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, с добавлением (специальные виноматериалы) или без добавления этилового спирта, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению.
Состав реализуемых алкогольных напитков следующий: Виногор Шардоне белое столовое сухое: Виноматериал столовый сухой белый "Шардоне" антиокислитель диоксид серы, консервант сорбат калия; Состав Виногор Мускат столовое белое п/ ел: Виноматериал столовый сухой белый "Мускат" антиокислитель диоксид серы, консервант сорбат калия; Виногор Изабеллаго столовое красное: Виноматериал столовый сухой белый "Изабелла" атиокислитель диоксид серы, консервант сорбат калия; "Туманская усадьба": Виноматериал столовый сухой красный, приготовленный из винограда красных сортов, пищевая добавка-антиокислитель диоксид серы.
Таким образом, алкогольная продукция Виногор Шардоне, Виногор Мускат, Виногор Изабелла, "Туманская усадьба" исходя из понятий, определенных Законом, являются виноградосодержащими алкогольными напитками.
Вино должно быть изготовлено из целого или дробленного свежего винограда или свежего виноградного сусла, а использование виноматериала при производстве вина допускается в качестве дополнительного компонента, но при обязательном наличии в вине целого или дробленного свежего винограда или свежего виноградного сусла.
Вышеназванные нормы судом первой инстанции были истолкованы и применены неверно.
Таким образом, в реализации в магазине ООО "Агроаспект" находились виноградосодержащие алкогольные напитки - без сопровождения информационной надписи "ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ".
Согласно ч.3 ст.11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о цене алкогольной продукции.
В соответствии с п.20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
Объективная сторона, вменяемого обществу административного правонарушения, выражена в нарушении требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт, совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра помещений, фотоматериалами и иными материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ООО "Агроаспект" не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Таким образом, апелляционный суд исходит из того, что в действиях общества имеется наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 22.12.2020 подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.12.2020 по делу N А40-181994/20 отменить.
В удовлетворении требований ООО "АГРОАСПЕКТ" о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г.Москве от 08.09.2020 N 506 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181994/2020
Истец: ООО "АГРОАСПЕКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ