г. Санкт-Петербург |
|
24 марта 2021 г. |
Дело N А42-5326/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Дудник В.П. (паспорт)
от ответчика: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4076/2021) Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО город Заозерск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2020 по делу N А42- 5326/2020 (судья Быкова Н.В.), принятое по иску ИП Дудника Виктора Петровича к Управлению муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО город Заозерск об изменении договора аренды, обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дудник Виктор Петрович (далее - истец, арендатор, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Управлению муниципального имущества и жилищно - коммунального хозяйства администрации ЗАТО город Заозерск (далее - ответчик, арендодатель, Управление) о внесении изменений в пункт 3.3 договора аренды земельного участка N 964 от 08.07.2014 (далее - договор), об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору.
В ходе рассмотрения дела Предпринимателем уточнены исковые требования. В дополнениях к исковому заявлению, поступивших в суд 16.11.2020 (том 2, л.д. 25-28), истец просил изложить пункт 3.2 договора в редакции: "Расчет арендной платы производится путем применения ставки в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не выше суммы земельного налога, рассчитанного для сходных земельных участков без ограничений на их приобретение. Если же размер арендной платы, рассчитанный на основании льготной ставки в 1,5% от кадастровой стоимости участка окажется выше размера земельного налога за календарный год, рассчитанного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения прав на приобретение в собственность отсутствуют, то размер арендной платы будет определяться в размере земельного налога, исчисленного за календарный год".
Приложение 2 - исключить.
Обязать ответчика произвести с 12.08.2017 перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N 51:27:0020101:4 N 964 от 08.07.2014, установив ставку арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Решением от 23.12.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
В судебном заседании истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Предпринимателю на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 2 от 01.04.2014 принадлежит объект недвижимости - предприятие розничной торговли, назначение: нежилое здание, площадь 476,8 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Мурманская область, МО ЗАТО г. Заозерск, ул. Строительная, дом 8А (свидетельства о государственной регистрации права 51-АВ 438975 выдано 17.06.2014, N 51-51/001- 51/001/002/2016-8866/2 выдано 30.06.2016).
Управлением (как арендодателем) и Предпринимателем (как арендатором) 08.07.2014 заключен договор N 964 аренды земельного участка (далее - договор аренды), согласно которому арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, из категории земли населенных пунктов, с кадастровым N 51:27:0020101:4, имеющий местоположение: Мурманская область, г.Заозерск (ЗАТО), ул. Строительная (на земельном участке расположено здание N8А) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка площадью 2401 кв.м.
Первоначальный вид использования земельного участка изменен на вид использования: для целей размещения предприятия розничной торговли.
23.08.2017 Предприниматель обратился к Управлению с заявлением о приобретении земельного участка под зданием в собственность.
30.08.2017 истцу отказано в приобретении в собственность в связи с отнесением участка к землям, ограниченным в обороте.
05.02.2018, 12.03.2018 Предприниматель обратился с заявлением произвести перерасчет арендной платы по Договору в соответствии с "Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Постановление N 582).
14.02.2018, 22.03.2018 Управлением отказано в удовлетворении данного заявления.
После обращения Предпринимателя в Прокуратуру Мурманской области по вопросу расчета платы за аренду земельного участка Управлением Арендатору направлено Уведомление исх.N 1055 от 13.08.2018, в соответствии с которым Управлением произведён перерасчет арендной платы по договору аренды с 12.08.2017.
Излишне уплаченные в результате перерасчета денежные средства по договору в размере 120 612 рублей 00 копеек поступили на расчетный счет Предпринимателя платежными поручениями N 702855 и N 702856 от 28.09.2018.
Позже Управлением Предпринимателю направлено Уведомление исх. N 147 от 05.02.2019 о пересмотре размера арендной платы и в результате истцу доначислена задолженность по арендной плате 86 708 рублей 24 копейки.
25.02.2020, 17.11.2020 Предпринимателем направлены Управлению предложения изменить редакцию пунктов о размере арендной платы Договора аренды на соответствующую 7-ому принципу Постановления N 582.
В связи с отказом в изменении условий договора 26.06.2020 Предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением о защите своих прав.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора осуществляется по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнены принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531) приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в соответствии с разделом VIII которых рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, и при определении арендной платы за такие земельные участки основываться на размере земельного налога.
Во исполнение требований подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ постановлением от 28.12.2015 N 520 Правительство Ленинградской области утвердило Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 603 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" введен пункт 2.10, согласно которому в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога. Постановление Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 603 вступило в силу с 01.01.2018.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, указал, что положения Основных принципов (принцип N 7) определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 по делу N А41-51086/2018, в случае, если договор аренды заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельного участка, право собственности на который не разграничено, то, следовательно, арендная плата по этому договору является регулируемой о подлежит определению в размере земельного налога.
Указанные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Спорный земельный участок расположен в границах закрытого административно-территориального образования.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах ЗАТО, ограничены в обороте.
В приобретении земельного участка в собственность Общества письмом Администрации от 30.08.2017 N 1087 (т. 1 л.д. 54) отказано в связи с отнесением земельного участка к землям, ограниченным в обороте.
Таким образом, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ (данная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2020 по делу N А42-5326/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5326/2020
Истец: Дудник Виктор Петрович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО ГОРОД ЗАОЗЕРСК
Третье лицо: Шарков Андрей Викторович