Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2021 г. N Ф05-17040/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А40-135382/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ФОРТЕИНВЕСТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-135382/20
по заявлению АО "ФОРТЕИНВЕСТ"
к ЦЭТ
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Гайнуллин Ю.Ф. по доверенности от 01.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Шахназарян Л.Ф. по доверенности от 21.12.2020, Пахомова Е.Н. по доверенности от 29.03.2021, Акопян Р.Л. по доверенности от 21.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФОРТЕИНВЕСТ" (далее - заявитель, Общество, покупатель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТАМОЖНЕ о признании недействительным решения N 10006000/230620/0000132 от 23.06.2020.
Решением суда от 16.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ФОРТЕИНВЕСТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ЦЭТ с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Центральной энергетической таможней (далее ЦЭТ ФТС) составлен акт камеральной проверки N 10006000/210/200520/А0004 от "20 " мая 2020 г.
В соответствии со ст. 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АО "ФОРТЕИНВЕСТ" представило в письменном виде свои возражения N 03-01/2076-20 от 19.06.2020 по его содержанию в ЦЭТ ФТС.
Рассмотрев указанные возражения ЦЭТ ФТС вынесло Заключение от 22.06.2020 о том, выводы содержащиеся в акте камеральной таможенной проверки N 10006000/210/200520/А0004 от "20 " мая 2020 г. соответствуют требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
На основании указанных материалов ЦЭТ ФТС принял решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10006000/230620/0000132 от 23 нюня 2020 г.
Заявитель полагает, что указанное решение нарушает права АО "ФОРТЕИНВЕСТ", так как возлагает обязанность по уплате таможенных платежей в размере более 146 млн.руб. без учета пеней.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Договором о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва 23 декабря 2014 г.) Киргизская Республика присоединилась к Договору, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза.
6 июня 2016 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение о сотрудничестве).
Согласно статье 3 Соглашения о сотрудничестве, компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
Объем и номенклатура внутреннего потребления товаров на последующие годы согласовываются компетентными органами Сторон до 1 октября текущего календарного года путем утверждения по ним индикативных балансов по нефтяному сырью (код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 2709 00), бензину автомобильному (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0, 2710 12 412 0, 2710 12 413 0, из 2710 12 419 0, из 2710 12 450 0, из 2710 12 490 0), дизельному топливу (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, из 2710 19 429 0, из 2710 19 460 0, из 2710 19 480 0), топливу для реактивных двигателей (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 210 0) (далее -индикативные балансы) и протокола по битуму нефтяному (код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0) с указанием физико-химических характеристик битума нефтяного в соответствии с пояснениями к субпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС на следующий календарный год, учитывающих рост экономики Киргизской Республики.
Статьей 5 Соглашения о сотрудничестве установлено следующее:
* в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, Российская Сторона не взимает вывозные таможенные пошлины;
* в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, а также в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право ЕАЭС.
Письмами Минэнерго России от 21 августа 2018 г N ПС-8326/06, от 18 декабря 2018 г. N ПС-13336/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2018-2019 годах.
В соответствии с указанными письмами "бензин автомобильный" (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, 2710 12 413 0) входит в объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику.
Согласно статье 19 ТК ЕАЭС ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией Евразийского экономического союза (решение Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее -ГС) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.
Классификация товара осуществляется в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам.
В Товарной номенклатуре дифференциация моторных топлив проводится на основании только одного критерия, а именно значения показателя октанового числа по исследовательскому методу.
Вместе с тем, согласно имеющейся в ЕАЭС нормативно-технической документации (ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 32511-2013), моторное топливо с определенным октановым числом в зависимости от регламентируемых физико-химических показателей (содержание серы, смол, и т.д.) дополнительно подразделяется на экологические классы К2, КЗ, К4 и К5.
Таким образом, моторное топливо с октановым числом от 80 и более, но менее 92 (по исследовательскому методу) экологических классов К2, КЗ, К4 и К5 будет иметь один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС, а именно 2710 12 412 0, и соответственно моторное топливо с октановым числом от 92 и более, но менее 95 (по исследовательскому методу) экологических классов К2, КЗ, К4 и К5 будет иметь один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС, а именно 2710 12 413 0.
В результате анализа документов, представленных АО "ФортеИнвест" в рамках камеральной таможенной проверки, товар, задекларированный по спорным декларациям на товары, представляет собой "бензины моторные, прочие. Топлива для двигателей внутреннего сгорания, неэтилированный автомобильный бензин. Коммерческое наименование - автомобильный бензин неэтилированный марок АИ-80, АИ-92 экологического класса КЗ (АИ-80-КЗ, АИ-92-КЗ). ГОСТ 32513-2013...", классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 и 2710 12413 0 соответственно.
Таким образом, освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин предусмотрено в отношении определенного вида и объема товаров, которые будут использованы и потреблены исключительно в Киргизской Республике.
На территории ЕАЭС действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - Технический регламент), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту"" который устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
Согласно статье 7.1. Технического регламента государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
Статьей 7.3 Технического регламента указывает на то, что выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса КЗ допускается на территории Киргизской Республики по 31.12.2017 года.
Таким образом, автомобильный бензин экологического класса КЗ не может быть включен в индикативные балансы позиции "Бензин автомобильный" (классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 и 2710 12 413 0), следовательно, при перемещении товаров - Автомобильный бензин экологического класса КЗ марок АИ-80, АИ-92, классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 и 2710 12 413 0 соответственно, с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики льгота по уплате вывозной таможенной пошлины не подлежит применению.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Соглашения в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Заявитель ссылается на неверное применение судом и таможенным органом норм Технического регламента, в частности Заявитель считает, что срок установленный статьей 7.3 Технического регламента пролонгирован Решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11 "О порядке введения в действие Технических регламентов Таможенного союза в Киргизской Республике", согласно которому допускаетпроизводство и выпуск в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Киргизской Республики, при наличии документов об оценке соответствия продукции до 12.08.2023. Одновременно Заявитель указывает на отсутствие факта выпуск товара в обращение на территории Российской Федерации.
Данный довод Заявителя ошибочный, чему дана соответствующая оценка судом.
Статьей 2 Технического регламента определено, что "выпуск в обращение" - это первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю, "Обращение топлива на рынке" - это этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска в обращение.
Разделом 4 Решения Коллегии Евразийского экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11 "О порядке введения в действие Технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике" установлено, что до 12 августа 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Киргизской Республики, при наличии документов об оценке соответствия продукции, указанных в абзаце втором настоящего раздела.
Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия Киргизской Республики. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза не допускается.
Вышеуказанное, является одним из условий вхождения Киргизии в ЕАЭС и согласованным изъятием из права Союза.
Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 133 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11" установлено требование к Правительству Киргизской Республики: с даты вступления настоящего Решения в силу обеспечить осуществление уполномоченными органами контроля (надзора) за выпущенной в обращение продукцией в порядке, установленном законодательством Киргизской Республики; обеспечить до 12 августа 2021 г. проведение комплекса мероприятий, предусматривающих безусловный переход нефтеперерабатывающих заводов Киргизской Республики на выпуск в обращение автомобильного бензина и дизельного топлива, соответствующего требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
Таким образом, Решения Коллегии Евразийского экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11 "О порядке введения в действие Технических регламентов Таможенного союза в Киргизской Республике" допускает производство бензина экономического класса КЗ исключительно на территории Киргизской Республики и выпуск в обращение топлива, произведенного на территории Киргизской Республики. Данным нормативным акт не вносит изменения в Технический регламент, он нацелен на регулирование вопросов введения в действия Технического регламента конкретно в Республике Киргизия.
Вопреки позиции заявителя, данным Решения Коллегии Евразийского экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11 приняты меры для поддержки Киргизских производителей нефтепродуктов. Учитывая относительно недавнее вступление Республики Киргизия в ряды государств членов ЕАЭС одномоментный переход к производству высокоэкономичного топлива класса К4, К5 является проблематичным. Нефтеперерабатывающие заводы находятся на стадии модернизации производства для выполнения требований регламента.
Обращение автомобильного топлива низких экологических классов К2 и КЗ на единой территории ЕАЭС не допускается, продукция произведенная на территории Киргизской Республики до 2023 года по прежним стандартам будет происходить только на территории данного государства.
Выпуск до 12 августа 2021 года в Кыргызстане топлива возможен лишь при наличии документов, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям, которые установлены национальным законодательством Кыргызстана. Документы об оценке соответствия этим требованиям, выданные или принятые до 12 августа 2019 года, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 12 августа 2021 года.
Таким образом, производитель топлива в Кыргызстане вправе получать до 12 августа 2019 года документы об оценке соответствия их продукции обязательным требованиям национального законодательства, а реализовывать свою продукцию на территории Кыргызстана по этим документам до 12 августа 2021 года.
Таким образом, суд в рамках рассмотрения настоящего спора пришел к выводу о том, что действия ЦЭТ по принятию оспариваемого решения, совершены в соответствии с требованиями права Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-135382/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135382/2020
Истец: АО "ФОРТЕИНВЕСТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26633/2022
22.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17040/2021
05.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8135/2021
14.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-135382/20