город Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-135382/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Гайнуллин Ю.Ф., доверенность от 01.01.2021;
от заинтересованного лица: Пахомова Е.Н., доверенность от 29.03.2021; Шахназарян Л.Ф., доверенность от 21.12.2020;
рассмотрев 15 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - АО "ФортеИнвест"
на решение от 16 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 05 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-135382/20
по заявлению АО "ФортеИнвест"
об оспаривании решения
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФортеИнвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения от 23.06.2020 N 10006000/230620/0000132.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "ФортеИнвест" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Документ, приложенный к кассационной жалобе заявителя и указанный в пункте 4 приложения, возвращен представителю АО "ФортеИнвест" в судебном заседании, поскольку в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не собирает доказательства.
Рассмотрев ходатайство АО "ФортеИнвест" об отложении судебного разбирательства, судебная коллегия суда кассационной инстанции его отклонила ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, таможней составлен акт камеральной проверки от 20.05.2020 N 10006000/210/200520/А0004.
В соответствии со статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) общество представило в письменном виде свои возражения от 19.06.2020 N 03-01/2076-20 по его содержанию в таможенный орган.
Рассмотрев указанные возражения, таможня вынесла заключение от 22.06.2020 о том, что выводы, содержащиеся в акте камеральной таможенной проверки от 20.05.2020 N 10006000/210/200520/А0004, соответствуют требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
На основании указанных материалов таможенный орган принял решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ от 23.06.2020 N 10006000/230620/0000132.
Общество полагает, что указанное решение таможенного органа нарушает его права, так как возлагает обязанность по уплате таможенных платежей в размере более 146 млн. руб. без учета пеней. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Суды установили, что сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, подписанным в г. Москве 23.12.2014 (далее - Договор), Кыргызская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза.
06.06.2016 в г. Бишкеке подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение о сотрудничестве).
Согласно статье 3 Соглашения о сотрудничестве, компетентные органы сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
Объем и номенклатура внутреннего потребления товаров на последующие годы согласовываются компетентными органами сторон до 1 октября текущего календарного года путем утверждения по ним индикативных балансов по нефтяному сырью (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), 2709 00), бензину автомобильному (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0, 2710 12 412 0, 2710 12 413 0, из 2710 12 419 0, из 2710 12 450 0, из 2710 12 490 0), дизельному топливу (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, из 2710 19 429 0, из 2710 19 460 0, из 2710 19 480 0), топливу для реактивных двигателей (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 210 0) (далее - индикативные балансы) и протокола по битуму нефтяному (код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0) с указанием физико-химических характеристик битума нефтяного в соответствии с пояснениями к субпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС на следующий календарный год, учитывающих рост экономики Киргизской Республики.
Статьей 5 Соглашения о сотрудничестве установлено следующее:
- в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины;
- в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, а также в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право ЕАЭС.
Суды указали, что письмами Минэнерго России от 21.08.2018 N ПС-8326/06, от 18.12.2018 N ПС-13336/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2018-2019 годах.
В соответствии с указанными письмами "бензин автомобильный" (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, 2710 12 413 0) входит в объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику.
Согласно статье 19 ТК ЕАЭС, ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией Евразийского экономического союза (решение Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - ГС) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.
Классификация товара осуществляется в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам.
В товарной номенклатуре дифференциация моторных топлив проводится на основании только одного критерия, а именно: значения показателя октанового числа по исследовательскому методу.
Вместе с тем, согласно имеющейся в ЕАЭС нормативно-технической документации (ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011), и ГОСТ 32511-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия, введенный в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1870-ст), моторное топливо с определенным октановым числом в зависимости от регламентируемых физико-химических показателей (содержание серы, смол, и так далее) дополнительно подразделяется на экологические классы К2, КЗ, К4 и К5.
Таким образом, суды заключили, что моторное топливо с октановым числом от 80 и более, но менее 92 (по исследовательскому методу) экологических классов К2, КЗ, К4 и К5 будет иметь один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 2710 12 412 0, и соответственно моторное топливо с октановым числом от 92 и более, но менее 95 (по исследовательскому методу) экологических классов К2, КЗ, К4 и К5 будет иметь один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 2710 12 413 0.
Суды установили, что в результате анализа документов, представленных обществом в рамках камеральной таможенной проверки, товар, задекларированный по спорным ДТ, представляет собой "бензины моторные, прочие. Топлива для двигателей внутреннего сгорания, неэтилированный автомобильный бензин. Коммерческое наименование - автомобильный бензин неэтилированный марок АИ-80, АИ-92 экологического класса КЗ (АИ-80-КЗ, АИ-92-КЗ). ГОСТ 32513-2013...", классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 и 2710 12413 0 соответственно.
Таким образом, суды указали, что освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин предусмотрено в отношении определенного вида и объема товаров, которые будут использованы и потреблены исключительно в Киргизской Республике.
На территории ЕАЭС действует ТР ТС 013/2011, который устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
Согласно статье 7.1 ТР ТС 013/2011, государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
Статья 7.3 ТР ТС 013/2011 указывает на то, что выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса КЗ допускается на территории Киргизской Республики по 31.12.2017.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что автомобильный бензин экологического класса КЗ не может быть включен в индикативные балансы позиции "Бензин автомобильный" (классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 и 2710 12 413 0), следовательно, при перемещении товаров - автомобильный бензин экологического класса КЗ марок АИ-80, АИ-92, классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0 и 2710 12 413 0 соответственно, с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики льгота по уплате вывозной таможенной пошлины не подлежит применению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Соглашения о сотрудничестве, в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Суды указали, что в обоснование своих требований общество ссылалось на неверное применение таможенным органом норм ТР ТС 013/2011, в частности общество считает, что срок, установленный статьей 7.3 ТР ТС 013/2011 пролонгирован решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 26.01.2016 N 11 "О порядке введения в действие Технических регламентов Таможенного союза в Киргизской Республике" (далее - Решение N 11), согласно которому допускается производство и выпуск в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Киргизской Республики, при наличии документов об оценке соответствия продукции до 12.08.2023. Одновременно общество указывало на отсутствие факта выпуск товара в обращение на территории Российской Федерации.
Данный довод общества обоснованно отклонен судами как ошибочный.
Статьей 2 ТР ТС 013/2011 определено, что "выпуск в обращение" - это первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю, "Обращение топлива на рынке" - это этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска в обращение.
Разделом 4 Решения N 11 установлено, что до 12.08.2023 допускаются производство и выпуск в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ТС 013/2011, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Киргизской Республики, при наличии документов об оценке соответствия продукции, указанных в абзаце втором настоящего раздела.
Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия Киргизской Республики. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза не допускается.
Вышеуказанное является одним из условий вхождения Киргизии в ЕАЭС и согласованным изъятием из права Союза.
Пунктом 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 133 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11" установлено требование к Правительству Киргизской Республики: с даты вступления настоящего решения в силу обеспечить осуществление уполномоченными органами контроля (надзора) за выпущенной в обращение продукцией в порядке, установленном законодательством Киргизской Республики; обеспечить до 12.08.2021 проведение комплекса мероприятий, предусматривающих безусловный переход нефтеперерабатывающих заводов Киргизской Республики на выпуск в обращение автомобильного бензина и дизельного топлива, соответствующего требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
Таким образом, суды обоснованно отметили, что Решение N 11 допускает производство бензина экономического класса К3 исключительно на территории Киргизской Республики и выпуск в обращение топлива, произведенного на территории Киргизской Республики. Данным нормативным акт не вносит изменения в ТР ТС 013/2011, он нацелен на регулирование вопросов введения в действия Технического регламента конкретно в Республике Киргизия.
Также суды указали, что вопреки позиции общества, Решением N 11 приняты меры для поддержки Киргизских производителей нефтепродуктов. Учитывая относительно недавнее вступление Республики Киргизия в ряды государств членов ЕАЭС, одномоментный переход к производству высокоэкономичного топлива класса К4, К5 является проблематичным. Нефтеперерабатывающие заводы находятся на стадии модернизации производства для выполнения требований регламента.
Обращение автомобильного топлива низких экологических классов К2 и К3 на единой территории ЕАЭС не допускается, продукция, произведенная на территории Киргизской Республики до 2023 года по прежним стандартам, будет происходить только на территории данного государства.
Выпуск до 12.08.2021 в Кыргызстане топлива возможен лишь при наличии документов, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям, которые установлены национальным законодательством Кыргызстана. Документы об оценке соответствия этим требованиям, выданные или принятые до 12.08.2019, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 12.08.2021.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что производитель топлива в Кыргызстане вправе получать до 12.08.2019 документы об оценке соответствия их продукции обязательным требованиям национального законодательства, а реализовывать свою продукцию на территории Кыргызстана по этим документам до 12.08.2021.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия таможенного органа по принятию оспариваемого решения совершены в соответствии с требованиями права Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В связи с чем совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае судами не установлена.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 года по делу N А40-135382/20 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ФортеИнвест" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.