г. Челябинск |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А76-5343/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой М.В.,
судей Курносовой Т.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алекса С.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рыжаковой Юлии Сергеевны на определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2023 по делу N А76-5343/2021 об удовлетворении заявления о включении требования в реестр требований кредиторов.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Челябинской области - Ли Д.С. (паспорт; доверенность от 01.02.2024 сроком до 30.01.2025).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2021 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой Плюс" (далее - общество "Ремстрой Плюс", должник).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2021 в отношении должника введена процедура наблюдения. Определением суда от 22.11.2021 временным управляющим общества "Ремстрой Плюс" утвержден Андреев Виталий Валерьевич.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2023 общество "Ремстрой Плюс" признано банкротом, в отношении должника введена процедура конкурсного производства, исполнение обязанностей конкурсного управляющего обществом "Ремстрой плюс" возложено на Андреева Виталия Валерьевича из числа членов Ассоциации арбитражных управляющих "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в официальном издании газете "Коммерсант" N 122(7567) от 08.07.2023.
В соответствии с п. 1 ст. 142 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) 08.08.2023 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 2 877 737 руб. 07 коп. капитализированных платежей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2023 требование уполномоченного органа в размере 2 877 737 руб. 07 коп. капитализированных платежей признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с вынесенным определением, Рыжакова Юлия Сергеевна (единственный участник должника) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила суд определение суда первой инстанции отменить полностью, решить вопрос по существу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в рассматриваемом случае имеются основания для пропорционального распределения ответственности с учетом работы потерпевшего во вредных условиях труда в иной организации.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 07.02.2024.
В день судебного заседания (07.02.2024) от уполномоченного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательством направления в адрес лиц, участвующих в деле, в приобщении которого судом отказано в порядке ст. 9, 65, 81, 184, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ввиду незаблаговременного направления лицам, участвующим в деле и суду.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтового отправления, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закона о банкротстве), дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Согласно абзацу 6 пункта 5 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утвержден Президиумом ВС РФ 20.12.2016) в целях надлежащей реализации данных полномочий в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
Законом N 125-ФЗ введено специальное правовое регулирование, гарантирующее гражданам социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ возмещение вреда осуществляется Фондом социального страхования в порядке, предусмотренном названным Законом, путем предоставления всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Застрахованные и иные лица, имеющие право на получение страховых выплат (лица, потерявшие кормильца, и др.), вправе обратиться с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая (пункт 2 статьи 15 Закона N 125-ФЗ).
Формирование средств на осуществление упомянутого вида социального страхования осуществляется за счет различных источников, в том числе страховых взносов, уплачиваемых работодателями на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, начисляемых на них штрафов и пеней (пункт 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 135 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Сумма капитализированных платежей перечисляется при согласии гражданина со счета должника органу, уполномоченному Правительством Российской Федерации, - Фонду социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями абзаца четвертого пункта 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, определяется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данный Порядок определен постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.
Согласно пункту 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863, размер капитализированных платежей рассчитывается в соответствии с вышеназванной Методикой расчета, в соответствии с пунктом 2 которой для проведения расчета размера капитализируемых платежей необходима следующая информация о получателе обеспечения по страхованию:
- фактический возраст (полных лет) и пол получателя обеспечения по страхованию;
- нуждаемость пострадавшего в обеспечении по страхованию, установленная учреждением медико-социальной экспертизы;
- степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего; размер среднего месячного заработка пострадавшего;
- размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком.
Размер капитализируемых платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывается по приведенной формуле с учетом коэффициентов капитализации.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в подтверждение обоснованности исчисления капитализированных платежей уполномоченным органом в материалы дела представлены: расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), акты о несчастном случае на производстве, выписки из приложения к приказам Фонда социального страхования РФ, выписки из акта освидетельствования, программы реабилитации пострадавшего, акт о случае профессионального заболевания.
Согласно расчету размер капитализируемых платежей в отношении работника Галина И.И. составляет 2 877 737 руб. 07 коп., а именно назначена ежемесячная страховая выплата в сумме 6 462,07 с 01.02.2023 бессрочно. Размер капитализируемых платежей составляет 1 229 796,54 руб., для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию составляет 1 647 940,52 руб.
Таким образом, общая сумма капитализируемых платежей составляет 2 877 737 руб. 07 коп.
Расчет капитализированных платежей, представленный уполномоченным органом, проверен и признан апелляционным судом верным.
Доказательства несоответствия представленного уполномоченным органом расчета капитализированных платежей Методике, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, заявителем апелляционной жалобы не представлены.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и установив соответствие представленного уполномоченным органом расчета суммы капитализируемых платежей Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требования ФНС России в размере 2 877 737 руб. 07 коп. рублей капитализированных платежей.
По мнению суда апелляционной инстанции, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обжалуя определение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы арбитражного суда, заявитель апелляционной жалобы не привел.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии оснований для пропорционального распределения ответственности, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Так, нормами статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, устанавливающей размер ежемесячной страховой выплаты, и раздела 2 Методики N 72, в котором определен порядок расчета размера капитализируемых платежей, указано, какая информация о получателе обеспечения по страхованию необходима для проведения расчета размера капитализируемых платежей. К такой информации относятся, в частности, размер среднего месячного заработка пострадавшего и размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком.
Никакого пропорционального распределения социальной ответственности страхователей по страховым выплатам работникам за причинение вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действующее законодательство не предусматривает.
Более того, в силу прямого указания в пункте 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обеспечение по страхованию предоставляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в апелляционной жалобе Рыжакова Ю.С. приводит аналогичные ранее поданным в отзыве доводы, которые не опровергают выводов, сделанных судом первой инстанции в обжалуемом определении, а выражают несогласие с принятым судебным актом в целом.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2023 по делу N А76-5343/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыжаковой Юлии Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Ковалева |
Судьи |
Т.В. Курносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5343/2021
Должник: ООО "Ремстрой плюс"
Кредитор: Баканова Фаимя Хасановна, Лейхт Тамара Николаевна, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ВЕКТОР СТРОЙ ПЛЮС", Рыжаков Анатолий Юрьевич, Рыжакова Светлана Александровна, Травников Евгений Александрович, Шлейзе Виктор Эргардтович
Третье лицо: Лейхт Т.Н., АССОЦИАЦИЯ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ЮЖНЫЙ УРАЛ", Уманский Александр Степанович
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
08.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6545/2024
06.05.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3753/2024
09.02.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17878/2023
13.12.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
24.11.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15033/2023
14.11.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13875/2023
06.10.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12272/2023
06.10.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11738/2023
26.09.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10814/2023
21.08.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11186/2023
31.07.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8050/2023
07.07.2023 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-5343/2021
17.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
07.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
06.02.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14642/2022
18.01.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
17.10.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12604/2022
12.09.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8552/2022
26.08.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
15.08.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4012/2022
30.05.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4641/2022
14.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2153/2022
14.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2694/2022
07.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11539/2021