г. Вологда |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А05-14077/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2021 года по делу N А05-14077/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980; адрес: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию "Водолей" (ОГРН 1022900842150, ИНН 2902011967; адрес: 164521, Архангельская область, город Северодвинск, улица Полярная, дом 39; далее - предприятие) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за 2019 год в сумме 27 500 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с таким решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, правомерность привлечения предприятия к ответственности в виде предъявленной суммы финансовой санкции.
От предприятия отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ и пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, ответчик будучи страхователем по обязательному пенсионному страхованию представил в управление 22.11.2019 сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (исходная форма) в отношении 1 застрахованного лица.
При сверке сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2019 года управление выявило ошибки и противоречия со сведениями, отраженными в форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, в связи с этим направило предприятию уведомление от 19.03.2020 N 06-25/7884 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у управления.
Предприятие 23.03.2020 представило в управление сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год с типом "дополняющая" в отношении 55 застрахованных лиц.
Посчитав, что предприятие не представило в установленный срок сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2020 N 039S18200005204.
По результатам рассмотрения данного акта управлением вынесено решение от 17.07.2020 N 039S19200005621 о привлечении предприятия к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 27 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за 2019 год.
В адрес ответчика управлением направлено требование от 06.08.2020 N 039S01200006039 об уплате указанной суммы финансовой санкции в срок до 25.08.2020.
В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия 27 500 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об отсутствии оснований применения к предприятию предъявленных управлением финансовых санкций.
Апелляционная инстанция согласна с данным выводом суда ввиду следующего.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отчетность формы СЗВ-СТАЖ утверждена постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п, которым в поле "Тип сведений" предусмотрено проставление одного из типов представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии. Формы с типом "дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
В силу части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходные) за спорный период представлены страхователем в установленный Законом срок.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действовавшей на установленную Законом N 27-ФЗ дату представления сведений СЗВ-СТАЖ за спорный период и момент совершения вмененного управлением предприятию нарушения, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными ответчиком сведениями получено предприятием 19.03.2020.
Установленный Инструкцией N 766н пятидневный срок с даты получения уведомления управления предприятием соблюден, его нарушение учреждению не вменяется. По сути, управлением финансовые санкции к предприятию применены за непредставление спорных сведений о 55 застрахованных лицах в срок до 02.03.2020.
Вместе с тем такая позиция управления противоречит указанной норме Инструкции N 766н.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, откорректировав их путем подачи дополнительных сведений (дополняющей формы) в порядке и в срок, установленные пунктами 37, 39 Инструкции N 766н, что, в свою очередь, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из анализа положений пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к ответственности в виде штрафа по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Ссылка подателя жалобы на положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), подлежит отклонению, поскольку данный документ вступил в силу только 27.07.2020, в то время как оспариваемым решением заявителю в вину вменено непредставление сведений о застрахованном лице в срок до 02.03.2020. При этом следует учитывать, что положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н не направлены на улучшение положения страхователей, следовательно не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований взыскания с предприятия предъявленной управлением суммы финансовых санкций.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2021 года по делу N А05-14077/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14077/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области межрайонное
Ответчик: МУП Северодвинское "Водолей"