город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2021 г. |
дело N А53-14729/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представителя Колесова М.В. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представителя Понамаревой О.В. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Гуковпогрузтранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2020 по делу N А53-14729/2020 по иску ОАО "Российские железные дороги" к ответчику АО "Гуковпогрузтранс" при участии третьего лица - ООО "Шахтоуправление Садкинское" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Гуковпогрузтранс" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования в размере 59 529,60 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.04.2019 по 14.05.2020 в размере 5 180,08 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.05.2020 года по дату фактического исполнения основного обязательства.
Исковые требования мотивированы нахождением вагонов на путях общего пользования. Несвоевременная оплата дает истцу право на взыскание процентов, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ.
Решением суда от 16.11.2020 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 59 529,60 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.04.2019 по 14.05.2020 в размере 5 180,08 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России, действующей в день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 15.05.2020 по день фактической оплаты, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Акционерное общество "Гуковпогрузтранс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что акты общей формы были подписаны с разногласиями, по данным базы ответчика 1С часть вагонов уже прибывала с просрочкой, истец не доказал факт занятости путей.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ, после объявленного перерыва судебное заседание продолжено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2015 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (пользователем) был заключен договор N 558/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" при станции Чапаевка-Ростовская Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 1 к третьему главному пути станции Чапаевка-Ростовская, обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 договора уведомление передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов. Дежурный по станции Чапаевка-Ростовская уведомляет приемосдатчика пользователя по телефону, круглосуточно.
В соответствии с пунктом 7 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей N N 1, 2, 3гл станции Чапаевка-Ростовская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом пользователя с расстановкой по местам погрузки/выгрузки.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчиком), обществом с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (пользователем) и акционерным обществом "Гуковпогрузтранс" (контрагентом) на момент прибытия поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская действовало соглашение N 558/1-кЗ от 25.12.2017 о порядке расчета за услуги, оказываемые акционерным обществом "Гуковпогрузтранс" при подаче вагона на железнодорожный путь необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" при станции Чапаевка-Ростовская СКжд.
Согласно пункту 2 соглашения N 558/1-кЗ от 25.12.2017 передача вагонов с грузами и порожних вагонов от акционерного общества "Гуковпогрузтранс" открытому акционерному обществу "РЖД", производится на железнодорожных выставочных путях NN 1, 2, 3гл станции Чапаевка-Ростовская.
Пунктом 12 договора установлен технологический срок оборота на путях необщего пользования - 8,6 часов (с учетом протокола согласования разногласий от 07.12.2015).
В соответствии с пунктами 14 - 16 договора М558/1 контрагент уплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом индексации.
Как указал истец, на железнодорожной станции Белая Калитва 11.04.2019 в пути следования был отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 21.04.2019 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5800-597-5891 с вагонами, адресованными акционерному обществу "Гуковпогрузтранс".
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда по станции Белая Калитва перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N б/н от 11.04.2019, N б/н от 21.04.2019.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными.
Как указал истец, так как акты общей формы не подписаны представителем акционерного общества "Гуковпогрузтранс", сумма платы не была списана с лицевого счета ответчика.
В адрес ответчика была направлена претензия от 17.05.2019 N 19/997 о внесении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, причитающейся открытому акционерному обществу "РЖД".
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
При принятии решения об обоснованности заявленных требований суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 г. N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 г. N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 г. N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как видно, к каждому акту общей формы истец представил памятку приемосдатчика, демонстрирующую занятость путей необщего пользования (фронта выгрузки) в период задержки спорных вагонов на станционных путях общего пользования.
Указанных документов, а также договора было в полной мере достаточно для проверки довода о занятости фронта выгрузки в период нахождения спорных вагонов на станционных путях общего пользования.
Указанные акты были подписаны с разногласиями.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что акты общей формы были подписаны с разногласиями, по данным базы ответчика 1С часть вагонов уже прибывала с просрочкой, истец не доказал факт занятости путей.
Как верно отмечено судом, наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Представленная ответчиком выписка из базы 1С не была сопровожден документами, опровергающими достоверность отраженных накладных, актах и памятках приемосдатчика сведениях.
По указанной причине у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что истцом в материалы дела было представлено недостаточно доказательств в обоснование заявленной по делу позиции.
Напротив, бремя опровержения представленных истцом доказательств возлагается на ответчика, которое последним не было исполнено, что является его процессуальным риском по смыслу статьи 9 АПК РФ.
Повторно оценив представленные доказательства, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда, что из представленных в дело актов общей формы подтверждается факт простаивания на путях общего пользования (инфраструктуры станции) вагонов, прибывших в адрес ответчика, по причине занятости фронта выгрузки. В актах перечислены вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, из памяток приемосдатчика следует, что спорные вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 8,6 часов.
Ссылка на иные дела не может быть принята апелляционным судом ввиду иных фактических обстоятельств дела.
Судом обоснованно отклонен довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Порядок оформления случаев нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования регулируется пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26. Согласно абзацу 5 пункта 4.7 названных Правил по факту задержки вагонов на станции назначения перевозчик составляет акт общей формы, в котором указываются причина задержки, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов. Временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Как следует из материалов дела, датой окончания простоя вагонов является 21.04.2019, на станцию назначения поезд прибыл 22.04.2019, 23.04.2019 были составлены акты общей формы.
В силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования. Факт нарушения срока доставки по договору перевозки, с которым закон связывает возникновение права требования, может быть установлен не ранее дат фактического прибытия вагонов на станцию назначения. При этом суд принял во внимание приостановление течения срока исковой давности на срок рассмотрения претензии (30 календарных дней).
Таким образом, с учетом соблюдения претензионного порядка, срок для предъявления искового заявления истекал 23.05.2020 (23.04.2020 + 30 дней), исковое заявление открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" было подано для направления в суд 22.05.2020, о чем свидетельствует штамп на конверте Почты России, следовательно, срок давности истцом не пропущен.
Каких-либо доводов о несогласии с указанными выводами суда апелляционная жалоба не содержит (части 5,6 статьи 268 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал сумму основного долга.
Истцом также было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.04.2019 по 14.05.2020 в размере 5 180,08 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.05.2020 года по дату фактического исполнения основного обязательства.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Редакция приведенной нормы права изменялась в заявленный истцом период начисления.
В силу пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" Сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Факт наличия у ответчика перед истцом денежного обязательства подтвержден материалами дела, следовательно, требование истца о взыскании процентов в порядке статьи 395 ГК РФ заявлено правомерно.
Суд, проверив расчет истца, признал его составленным арифметически и методологически верно.
Данный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Каких-либо доводов о неправильности расчет по методике либо арифметике апелляционная жалоба не содержит (части 5,6 статьи 268 АПК РФ).
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2020 по делу N А53-14729/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14729/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ГУКОВПОГРУЗТРАНС"
Третье лицо: ООО "ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ "САДКИНСКОЕ"