город Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-182801/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Агроторг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2021
по делу N А40-182801/20
по заявлению ООО "Агроторг"
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2021 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 15.09.2020 N 26-00551 о привлечении ООО "Агроторг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб., отказано.
ООО "Агроторг" не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в дополнениях к апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 11.08.2020 по адресу: Москва, Ленинградское шоссе, дом 52, при обследовании помещения торгового зала магазина "Пятерочка" (ООО "Агроторг"), осуществляющего розничную реализацию винодельческой продукции, установлено нарушение требований Федерального закона N 468-ФЗ от 27.12.2019 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", а именно: винный напиток "LAVETTI" "Crema de Vanilina" "Лаветти Крем Ваниль", состав: виноматериал столовый, вода питьевая, сахар белый, регулятор кислотности - диоксид серы. Изготовитель: ООО "Сюз-Вино", адрес: Россия, Краснодарский край, Крымский район, станица Варениковская, улица Леваневского, дом 101, объем 0,75 л., спирт: 8 % об. - реализовывалось совместно с винами России и не сопровождалось информационной надписью "продукция не является вином".
Вино фруктовое столовое полусладкое красное гранатовое "Аспети", состав: гранатовый виноматериал, сахарный сироп, консерванты: диоксид серы и сорбиновая кислота. Изготовитель: "Прошянский коньячный завод" Республика Армения: Ереван, Ачапняк, Аштаракское шоссе, дом 47А. стр. 1, этаж 7, пом. 64, объем 0.75 л., спирт: 12 % - реализовывалось совместно с винами России и не сопровождалось информационной надписью "продукция не является вином".
Таким образом, ООО "Агроторг" при розничной продаже виноградосодержаших алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22 %, в торговом зале где осуществляется продажа алкогольной продукции не разместило (выкладку) вышеуказанных напитков отдельно от вина, крепленого вина, игристого вина способом, не позволяющим визуально отделить такую продукцию от вина, крепленого вина, игристого вина и в торговом зале магазина неопределенному кругу лиц предлагалась к продаже винодельческая продукция, крепленное вино, игристое вино, произведенное из винограда российского производства, при этом, указанная продукция не сопровождалась информационной надписью "Вино России", что является нарушением положений ст. ст. 26, 32 Федерального закона N 468-ФЗ от 27.12.2019 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
01.09.2020 по факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в отношении ООО "Агроторг" протокола об административном правонарушении.
Протокол составлен в присутствии представителя общества по доверенности N 27800578/2019 от 12.12.2019.
15.09.2020 Управлением Роспотребнадзора по г. Москве вынесено постановление N 26-00551 о привлечении ООО "Агроторг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у административного органа оснований для привлечения общества к ответственности, а также соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения арбитражного суда по данному делу, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не пропущен.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100.000 до 300.000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области регулирования особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается и состоит в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не перечислены в ч. ч. 1, 2 ст. 14.16 Кодекса.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лицо либо юридические лица.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования; содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 % объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары; вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.
Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" при розничной продаже российских вин защищенного наименования, а также вин, крепленых вин, игристых вин, полностью (на 100 %) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации (вино России), в торговом зале или ином месте продажи их размещение (выкладка) должно сопровождаться надписью "Вино России".
В силу п. 1 ст. 10 Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно п. 14 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил N 55, информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" при розничной продаже виноградосодержащих алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22 %, в торговом зале или ином месте продажи алкогольной продукции размещение (выкладка) таких напитков должно осуществляться отдельно от вина, крепленого вина, игристого вина способом, позволяющим визуально отделить такую продукцию от вина, крепленого вина, игристого вина, и сопровождаться информационной надписью "продукция не является вином".
В данном случае заявителем указанные требования не выполнены.
Общество указывает на отсутствие в действиях события административного правонарушения, ссылаясь на то, что вино фруктовое столовое полусладкое красное гранатовое "Аспети" является фруктовым вином, так как изготовлено не из винограда. С учетом изложенного, по мнению заявителя жалобы, требования Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" в указанной продукции не применимы.
Указанный довод судом апелляционной инстанции рассмотрен и подлежит отклонению, исходя из следующего.
Определение "вина" дано в Федеральном законе от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", согласно которому, вино -пищевая алкогольная сельскохозяйственная винодельческая продукция, произведенная исключительно в результате полного или неполного брожения целого или дробленого свежего винограда или свежего виноградного сусла и разрешенная к розничной продаже на территории Российской Федерации при фактической объемной доле содержания этилового спирта от 7,5 до 18 %.
Таким образом, продукция, произведенная не из винограда, не может называться "вином".
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ при производстве вина, крепленого вина, игристого вина допускается использование следующих сырья и материалов: свежий виноград машинной и ручной уборки для промышленной переработки; свежее виноградное сусло; вино, в том числе вино наливом (виноматериал); винные дрожжи чистых культур; пищевая лимонная кислота; пищевая винная кислота; технический сернистый жидкий ангидрид; сорбиновая кислота и ее растворимые соли; концентрированное виноградное сусло для повышения сахаристости вина путем добавления к вину на этапе подготовки к розливу и розлива в количестве, не превышающем 7 % в общем объеме продукции, за исключением его использования при производстве российских вин защищенных наименований; спирт этиловый из пищевого сырья, или винный дистиллят, или виноградный дистиллят при производстве крепленых вин.
Состав алкогольной продукции марки "Аспети" объемом 0,75 л. 12 % не соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
На контрэтикетке содержится надпись "вино фруктовое столовое полусладкое красное гранатовое, в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний не допускается, что является нарушением ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ продукция виноградарства включает в себя ягоды виноградных растений и посадочный материал виноградных растений (п. 55), к винодельческой продукции отнесены вино, крепленое вино, игристое вино, виноградное сусло, виноградосодержащие напитки, винный, виноградный и коньячный дистилляты и спирты и произведенные из них спиртные напитки (п. 24). При этом содержащиеся в ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ определения видов винодельческой продукций (за исключением газированных виноградосодержащих напитков, винных, виноградных и коньячных дистиллятов и спиртов и произведенных из них спиртных напитков) указывают на то, что исходным сырьем для их производства являются ягоды винограда.
Технический регламент Таможенного союза "пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011), устанавливая в Приложении 1 виды компонентов, наименования которых могут заменяться наименованиями видов пищевой продукции, предусматривает возможность использования наименования "вино" только в отношении такого вида компонента, как "виноградное вино".
Алкогольная продукция, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которой применяется с нарушением положений Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ, является фальсифицированной.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако им не приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценки допущенного обществом правонарушения как малозначительного, с учетом положений п. п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не усматривается.
Размер ответственности правильно определен административным органом с учетом правил, установленных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отклоняя довод заявителя об отсутствии полномочий у Роспотребнадзора в области контроля исполнения Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", которым установлены особые требования и правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции правомерно отклонен судом, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2021 по делу N А40-182801/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182801/2020
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ