Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2021 г. N Ф05-16149/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А40-179072/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2020 по делу N А40-179072/20
по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: Плетнева О.Н. по дов. от 30.11.2020;
от ответчика: Владимирова Е.А. по дов. от 11.01.2021;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - ответчик, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным Уведомления об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.09.2019 к договору аренды земельного участка от 25.05.2007 N Д-30/13-з с кадастровым номером 77:01:0004019:158, расположенного по адресу: г. Москва, Смоленское направление РЖД участок N 1, о возложении обязанности внести в ЕГРН запись о государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.09.2019 г. к договору аренды земельного участка от 25 мая 2007 N Д-ЗО/13-з с кадастровым номером 77:01:0004019:158, расположенным по адресу: г. Москва, Смоленское направление РЖД участок N1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2020 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "РЖД" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что судом не применена норма пп.27 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, а также не учтено, что дополнительным соглашением к договору аренды не изменились цели предоставления земельного участка, так как п..4.3.4 договора аренды также содержал условие о праве Арендатора (ОАО "РЖД") осуществлять на Участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного сообщения, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений".
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества по Москве был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, 1 от 25 мая 2007 г. N Д-ЗО/13-з с кадастровым номером 77:01:0004019:158, расположенного по адресу: г. Москва, Смоленское направление РЖД участок N1.
ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.09.2019 к договору аренды земельного участка от 25.05.2007 N Д-30/13-з с кадастровым номером 77:01:0004019:158.
Уведомлением от 30.12.2019 г. регистрация была приостановлена в связи с наличием оснований, препятствующих проведению государственной регистрации со ссылкой на п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.
В качестве обоснования приостановления государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Управление Росреестра указало на изменение условий договора аренды земельного участка под определенные цели - проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществленное без проведения аукциона, а также на то, что не представлены документы, подтверждающие разрешенный вид использования участка для целей строительства, наличие разрешения на строительство.
Заявителем дополнительно было представлено информационное письмо с подробным правовым обоснованием несоответствия указанных в приостановлении оснований действующему законодательству.
06.07.2020 Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление N 77/011/248/2019-292 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения.
Не согласившись с отказом, заявитель обжаловал его в суд.
Руководствуясь ч.2 ст. 268 АПК РФ, учитывая, что без оценки основного договора аренды, о регистрации дополнительного соглашения к которому испрашивал заявитель, рассмотреть дело невозможно, судом апелляционной инстанции приобщена к материалам дела копия договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, от 25 мая 2007 г. N Д-ЗО/13-з с кадастровым номером 77:01:0004019:158, расположенного по адресу: г. Москва, Смоленское направление РЖД участок N1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия отказа действующему законодательству.
Апелляционный суд считает выводы суда неверными, не основанными на фактических обстоятельствах по делу.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации Управлением проводится правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В качестве основания государственной регистрации представлено Дополнительное соглашение от 10.09.2019 к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 25 мая 2007 г. N Д-ЗО/13-з, п. 6 которого установлено осуществление строительства и реконструкции зданий.
Управлением указано, судом первой инстанции установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) указанный участок по Договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 25.05.2007 N Д-ЗО/13-з, предоставлялся для целей, не связанных с осуществлением строительства, а именно для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта, что соответствует установленному виду разрешенного использования участка.
Кроме того, по данным портала Управление градостроительной деятельности застройщику ОАО "РЖД" отказано в утверждении градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, судом первой инстанции сделан вывод о том, что цель предоставления участка согласно Дополнительному соглашению от 10.09.2019 для осуществления строительства и реконструкции зданий не соответствует сведениям УГД г. Москвы и ЕГРН.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Нормы ЗК РФ предусматривают, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2); если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статья 39.20).
По общему правилу, закрепленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Согласно пп.9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления. Соответственно, участок, на котором располагаются такие объекты недвижимости, не может быть предметом аукциона (пп.8 п.8 ст. 39.11 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что в силу п.1.1 Договора аренды земельный участок предоставлен ОАО "РЖД" для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. На Участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности ОАО "Российские железные дороги". Пунктом 4.3.4 Договора аренды установлено, что арендатор имеет право осуществлять на Участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного сообщения, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений.
Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 17.06.2019 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:158 эксплуатация и развитие железных дорог (л.д.31-32).
Таким образом, Дополнительное соглашение к договору аренды не изменяет цель предоставления земельного участка, так как при заключении договора аренды возможность осуществления строительства и реконструкции зданий на земельном участке была предусмотрена.
Таким образом, правовых оснований для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды у Управления Росреестра не имелось, так как цель предоставления земельного участка дополнительным соглашением не изменялась, проведение аукциона в данном случае не было обязательным.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий у Управления Росреестра не имелось, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению.
Судебные расходы по делу относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.12.2020 по делу N А40-179072/20 отменить.
Заявление ОАО "РЖД" удовлетворить. Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Москве от 06.07.2020 г. N 77/011/248/2019-292 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.09.2019 к договору аренды земельного участка от 25.05.2007 N Д-30/13-з с кадастровым номером 77:01:0004019:158, расположенного по адресу: г. Москва, Смоленское направление РЖД участок N 1.
Обязать Управление Росреестра по Москве устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "РЖД".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в пользу ОАО "РЖД" расходы по уплате государственной пошлины 3 000 рублей по первой интенции и 1500 рублей по апелляционной инстанции.
Возвратить ОАО "РЖД" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение в суде апелляционной инстанции в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 5400445 от 18.12.2020.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179072/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве