Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2021 г. N Ф05-19347/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-157559/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Е.В.Пронниковой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2020 по делу N А40-157559/20 (149-1150)
по заявлению ООО "Консалткадастр"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ноберцева Л.В. по дов. от 04.03.2021; |
от ответчика: |
Каржавина Н.С. по дов. от 10.08.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Консалткадастр" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) от 12.08.2020 N 35-6208093/1 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:08:0013005:5000, расположенного по адресу: Москва, ул.Твардовского, д.2, корп.4, стр.1; об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта недвижимости на основании обращения от 29.04.2020 N 35- 6208093 и документов, представленных с обращением и дополнениями к нему и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Консалткадастр".
Решением от 03.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить. Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по факту выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:08:0013005:5000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, д.2, корп.4, стр.1, в соответствии с Договором N 1452/20К от 27.03.2020, сотрудником ООО "Консалткадастр" был подготовлен технический план помещения.
Так, в результате кадастровых работ изменились сведения о площади и планировке помещения. Перепланировка выполнена в соответствии с Техническим заключением о состоянии конструкций, проектом перепланировки помещений, Архитектурным проектом изменения фасадов здания N б/н от 29.07.2019.
После произведенной перепланировки, а именно в связи с демонтажем и устройством ненесущих стен, обшивкой стен и колонн листами гипсокартона, площадь помещения изменилась и составляет 447,7 кв.м, о чем свидетельствует натурный обмер в виде Чертежа N б/н от 13.04.2020, выполненный кадастровым инженером Скобелевой Е.Ю.
Перечисленные выше документы являются Приложениями Технического плана помещения. В результате кадастровых работ просили уточнить сведения о площади и планировке помещения с кадастровым номером 77:08:0013005:5000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, д.2, корп.4, стр.1, согласно данным Технического плана.
Остальные характеристики не изменились и соответствуют данным Единого государственного реестра недвижимости.
Правообладатель объекта Бурнашкин Александр Иванович уполномочил представителей ООО "Консалткадастр" по всем вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом объекта недвижимого имущества, по вопросу оформления документов, необходимых для получения разрешения на перепланировку и внесения изменений в ЕГРН в связи с перепланировкой объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, д. 2, корп. 4, строен. 1, кадастровый номер 77:08:0013005:5000, что подтверждено доверенностью 50 АБ 2107883 от 14.11.2019.
29.04.2020 ООО "Консалткадастр" через ООО "ТехноКад" в Управление поданы документы о кадастровом учете недвижимого имущества (N 35-6208093).
12.05.2020 Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости расположенные по адресу: г. Москва, ул. Твердовского, дд.2, корп. 4, стр. 1, что подтверждается Уведомлением о приостановлении государственной регистрации права собственности N 35-6208093.
В целях устранения причин приостановления кадастрового учета ООО "Консалткадастр" подавались дополнительные документы с откорректированными замечаниями по техническому плану.
26.05.2020, 09.06.2020 получены Уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.
Решением от 12.08.2020 Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно восстановил, признавая уважительными причины пропуска срока указанными в ходатайстве.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: "Согласно представленным документам в помещении проведены работы, в том числе по изменению фасада. В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами. В составе технического плана не представлены документы о согласовании работ по изменению фасада здания. В адрес уполномоченного органа был направлен запрос. На момент принятия решения ответ на запрос регистратора не поступал.".
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию, а в последующем отказывая в регистрации по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее:
Согласно распоряжению Москомархитектуры от 25.12.2018 N 793 "О признании утратившим силу распоряжения Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" и в целях оптимизации работы Москомархитектуры распоряжение Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 "О порядке и оформлении проектной документации на перепланировку и(или) переустройство помещений" (далее - Распоряжение N 133) признано утратившим силу.
На территории города Москвы порядок согласования изменений фасадов был также регламентирован приказом Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675 "Об утверждении Регламента рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы" (далее - Приказ N 675).
Приказом Москомархитектуры от 12.10.2018 N 872 "О признании утратившим силу приказа Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675" данный приказ признан утратившим силу.
В целях уяснения порядка согласования проектных материалов по изменению фасадов объектов после признания утратившими силу распоряжения Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 и приказа Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675, а также правильной подготовки документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости ООО "Консалткадастр" направлялось обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы в целях получения позиции по данному вопросу у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Согласно письму Департамента градостроительной деятельности г. Москвы от 14.02.2020 N ДГП-04-424/20-2, поскольку планируемые мероприятия по изменению фасада здания не связаны с работами по его содержанию, реставрации и ремонту, то положения Закона N 22 в данном случае не применяются.
При этом если указанные работы входят в перечень работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство, то такие работы осуществляются в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее -постановление N 432-ПП).
Для производства работ, определенных в постановлении N 432-ПП, необходимо наличие положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
В настоящее время в соответствии с положением о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП, Москомархитектура не уполномочена осуществлять рассмотрение и согласование проектов по частичному изменению архитектурного облика фасадов нежилых объектов капитального строительства.
В то же время, каких-либо иных действующих нормативных правовых актов на территории города Москвы, устанавливающих порядок согласования изменений фасадов зданий и сооружений и наделяющих определенные органы исполнительной власти города Москвы конкретными полномочиями по данному согласованию, не имеется.
Таким образом в рамках действующего законодательства работы по изменению архитектурного облика фасадов объектов проводятся с учетом Постановления N 432- ПП и не требуют отдельного согласования с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Таким образом, в отсутствие установленного действующим законодательством порядка согласования документации органами государственной власти и местного самоуправления на заявителя не может быть возложена обязанность по его получению.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании изложенного решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе в государственной регистрации от 12.08.2020 N 35-6208093/1 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:08:0013005:5000, расположенного по адресу: Москва, ул.Твардовского, д.2, корп.4, стр.1. нарушает законные права и интересы ООО "Консалткадастр" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и судом первой инстанции в порядке ст. 201 АПК РФ правомерно возложена на Управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Консалткадастр" путем осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта с кадастровым номером 77:08:0013005:5000, расположенного по адресу: Москва, ул.Твардовского, д.2, корп.4, стр.1 в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом N 218-ФЗ.
Все доводы, изложенные в обоснование оспариваемого решения регистрирующего органа и позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2020 по делу N А40-157559/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157559/2020
Истец: ООО "КОНСАЛТКАДАСТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ